Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право регулирует поведение человека, воздействуя на его мысли, чувства и т.д

Право имеет свой предмет отражения;

Право выражает идеи справедливости и свободы;

Право состоит из нормативных установок;

В России до революции 1917 года теория государства и права разрабатывалась в трудах таких известных российских дореволюционных юристов, как Алексеев, Гессен, Новгородцев и других. В 20х-30х годах прошлого столетия в России она была отвергнута как буржуазная и активно критиковалась в советской научной и учебной юридический литературе вплоть до конца 80х годов. Официальных курс на построение правового государства в СССР был взят на 19ой партийной конференции КПСС в 1988 году. В действующей Конституции РФ Россия провозглашена как правовое государство.

История развития теории правового государства, как самостоятельной целостной научной доктрины.

История развития отдельных положений теории.

Теория правового государства является интегративной. Она состоит из целого ряда самостоятельных концепций, и каждая из них имеет свою историю развития. Это концепции возникновения, становления и развития идеи подчинения государства праву: теория демократии, народного суверенитета, теория разделения властей, естественных прав граждан и иных, существовавших в истории правовых и политических доктрин, авторы которых пытались и пытаются отыскать лучшее справедливое по отношению к человеку государственное устройство.

В истории развития истории правового государства как самостоятельной целостной научной доктрины выделяют рад этапов:

1. Разработка отдельных положений теории правового государства, политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима, средних веков (до XVI века). Эти идеи разрабатывались в работах таких мыслителей, как Сократ, Аристотель, Платон, Цицерон, Фома Аквинский, Мартин Лютер и другие.

2. Обоснование процессуальных положений теории правового государства в новое время – в период буржуазных революций, в период смены традиционных государств государствами конституционными (XVI – XVIII века). Эти идеи разрабатывались в работах таких мыслителей, как Локк, Кант, Гегель и другие.

3. Становление теории правового государства как целостной философской и политико-правовой концепции. Понимание правового государства как особого состояния государственного устройства утвердилось в немецкой литературе по государственному праву первой половины XIX века в трудах Вилькера, Шталя и других.

4. Развитие теории правового государства во второй половине XIX века – в XX веке. В настоящее время правовая государственность – это неотъемлемая принадлежность Западного политического строя. Особую значимость доктрине правового государства придает ее закрепление на государственном уровне, то есть, в Конституция государств.

5. Современный этап развития рассматриваемой концепции характеризуется закреплением принципов правового государства в конституционном законодательстве, а также, что характерно для отечественной науки, – осуждение проблем формирования и построения правового государства в России.

Можно ли считать правовыми современные государства, которые так себя называют и провозглашают в конституционном законодательстве принципы правового государства? На этот вопрос нет однозначного ответа! Ответ будет зависеть от того, будим ли мы рассматривать правовое государство как некую идеальную модель, к достижению сходства с которой будут стремиться все государства, или как ряд требований, которые обязуется выполнять государство во взаимоотношениях с личностью и обществом. В первом случае, ни одно из существующих ныне в мире государств нельзя назвать правовым по следующим причинам: нарушения прав человека неизбежны хотя бы из-за отклоняющегося поведения должностных лиц: не везде провозглашенные права можно надлежащим образом использовать по причине хотя бы бедственного экономического положения и т.д. То есть, тогда все будут заниматься построением правового государства, но находиться на различных этапах данного строительства. Во втором случае, в принципе все государства в демократическим политическим режимом, в Конституциях которых закреплены основные положения правовой государственности, можно именовать правовыми. Возможен и промежуточный вариант, когда только некоторые государства с развитой экономикой и устойчивыми демократическими традициями (например, Германия, Швеция и т.д.) называют правовыми, а все остальными – как государства, стремящиеся к этому качеству.

Сущность, содержание, функции и принципы права.

Правопонимание: разные подходы. Основные концепции права.

Право одно из самых сложных общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, так как в правопонимании отражается представления людей об обществе, о его критериях, ценностях. Право в практической жизни людей – это явление, относящееся к обыденным делам, конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях и связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей и других юридических работников. Право настолько сложный и уникальный феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к праву не только не исчезает, а возрастает, поэтому все то, что называется правом, изучается с глубокой древности и до настоящего времени, прежде всего, в практических целях. С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и поэтому на своем собственном опыте составляет как раз собственное представление.

История цивилизаций знает сотни правовых теорий. Учения о праве демонстрируют огромное разнообразие оценок, результатов. И все же можно утверждать, что все представления о праве опираются на общую основу, а именно: право для людей всегда выступало как определенный порядок в обществе, но за этой общей основой начинаются различия. Представления о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Основные положения этой концепции сформировались еще в древности. Суть данной теории сводится к тому, что в каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении существует естественное право, которое охватывает такие права, как право на жизнь, свободу и так далее.

Исходный пункт теории естественного права – природа человека, социальные качества людей. Люди признаются равными по своей природы, они от природы наделены естественными стремлениями, разумом и так далее. Права, относящиеся к естественным, существуют как таковые независимо от того, закреплены они где-либо или нет. Они вытекают из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и других факторов. В силу этого естественные права, хотя и в известной мере зависят от условий общественной жизни, в своей сути являются природными, неизменными. Содержание природных или естественных прав человека не определяется государством. Государство призвано лишь закрепить права, принадлежащие человеку от природы. Законы, принимаемые государственными органами, могут выражать естественные права человека, но могут и расходиться с ними. При расхождении закона с естественными правами, закон не признавался обоснованным и отвечающим правам человека. Для того, чтобы оценивать любой закон, как правовой или не правовой, нужно ответить на вопрос, что же такое право? Но все представители естественно правовой теории сходились в мнении о том, что право – это прежде всего высокая идея, призванная охватить все проявления правовой реальности. А вот содержание этой высокой идеи различные мыслители определяли по-разному: для одних эта идея сводилась к божественному началу, для других – к объективному разуму, для третьих – к равенству и так далее. Но в целом всегда эта идея связывалась с природой человека и признавалась первичной по отношению к законам и регулируемыми ими общественными отношениями. В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, то есть выражает закон. Яркими представителями теории естественного права называют Бродского, французских просветителей, Радищева и так далее. Изложенные ими идеи нашли свое закрепление в американской декларации независимости, во французской декларации прав и свобод гражданина.

Признаки права. Его сущность: классовая и общесоциальная.

Многие философы, юристы отмечают неуловимость сути права, и поэтому некоторые ученые, отчаявшись, пришли к пессимистическому выводу о том, что многолетние дискуссии о праве не дают плодотворного результата. Еще более двух столетий тому назад знаменитый философ Карлс сетовал на то, что все еще ищут определение права. Около сотни лет назад западногерманский ученый Гембен и крупный итальянский теоретик Веккео писали о том, что столетние дискуссии о праве не дают ни какого результата, так как нет такого определения права, которое было бы общепризнанным. Очевидно поэтому современный теоретик права Алексеев писал: «Юристы никогда не найдут определения понятия права, как естествоиспытатели не ответили до сих пор на вопрос, что такое природа вообще». В рамках отечественной юридической науки многими учеными предлагаются свои определения права, и не одно из этих определений не может считаться общепризнанным. Научные дискуссии по проблемам правопонимания начались в России еще в 20е годы и продолжаются до сих пор. Десятилетия дискуссий о праве в юридической науке выявили три основных подхода к определению понятия права и его сущности:

1. Нормативный подход, рассматривающий право только как систему юридических норм.

2. Социологический подход отождествляет право с регулируемыми им общественными отношениями.

3. Философский связывает право с мерой свободы и справедливости.

Социологический и философский подходы дали широкое понимание права. В 60е–70е годы прошлого столетия внимание правоведов привлекла дискуссия об определении понятия «права», которая развернулась между сторонниками широкого и узкого понимания права. Что же представляет собой «узконормативный» подход к праву? Признавая право сложным явлением, имеющим связи с политикой, экономикой, культурой, сторонники этого подхода, в числе которых такие известнейшие ученые, как Самощенко, Алексеев, Пиголкин и другие, включают в понятие право лишь главные, по их мнению, существенные признаки, и основной акцент делают на таких его свойствах, как формальная определенность, нормативность, обеспеченность государственным принуждением.

Право рассматривается как система норм и соответственно нормативность – это главное свойство права. Нормативность права предполагает возможность государственного принуждения: раз есть нормы права, то должен быть и аппарат, который принуждает соблюдающих нормы права к их исполнению этих требований. И тогда важнейшей отличительной чертой права является его связь с государством: именно государство и устанавливает правовые нормы. Сторонники этого подхода подчеркивают единство права и закона, причем закон рассматривается как юридическая форма или источник права. Сторонники широкого понимания права, в числе которых такие ученые, как Кириллов, Тумаров, Нерсесянц и другие, исходят из того, что право не тождественно законодательству. В понимании права подчеркивается особая роль нравственно-правовых, политических и других принципов. По их мнению, узконормативный подход не дает возможности в полной мере оценить процессы формирования права, правового статуса гражданина, а также и реально действующий в обществе правопорядок. Право не может быть введено только в системе норм, установленных государством, и ценность права усматривается в том, что право выступает как мера свободы, получившая благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту. Они определяют право, как объективно обусловленное и выражающее требование справедливости общее требование свободы и равенства, а закон, как официальное, формально-определенное, нормативно-обязательное выражение права. По их мнению, право есть нормативно закрепленная справедливость. В свою очередь, закон, не соответствующий справедливости не есть право, а справедливый закон – это правовой закон. Широкое толкование права включает в него понятие не только нормы, но и правоотношения, правосознания, субъективные права граждан, однако при этом подчеркивается, что норма права, взятая вне регулируемых общественных отношений, лишается своих регулятивных свойств и утрачивает свою сущность. Однако это не мешает сторонникам широкого подхода к правопониманию рассматривать нормативность как важнейшее качество права. Споры сторонников узкого и широкого понимания права в отечественной юридической науке ведутся то утихая, то обостряясь вновь. Данная проблема стояла в центре научных дискуссий, которые проходили в 70е, 80х, 90х годах прошлого столетия, и окончательного и принимаемого большинством ученых определения понятия «права» пока не придумано. Оба подхода – узкий и широкий – имеют свои достоинства и недостатки. При узком или нормативном понимании права в первую очередь говорится о его обязательности, обеспеченности средствами государственного принуждения, провозглашается режим строгой законности. А недостаток нормативного подхода – это невозможность в его рамках содержательно отразить многие аспекты права. Широкий подход к пониманию права в этом плане представляется правоведам более реальным. однако и его сторонники не выработали общепризнанного определения понятия права и до сих пор не предложили единого подхода ко всем проблемам юридической действительности, и, самое главное, они не разработали теорию права с точки зрения широкого понимания права. Праву, как особому явлению общества, присуща совокупность определенных признаков, свойств, которые выделяют право из других общественных явлений и позволяют реализовать его предназначение в обществе и его миссию, как явления цивилизации и культуры. Очень важно различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, а свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, то есть, свойства отражаются и выражаются понятием права в качестве его признаков. Философы утверждают, что любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств, поэтому понятия включаются в наиболее существенные свойства явления. А вот какие свойства считать существенными, зависит уже от позиции конкретного автора, который занимается этой проблемой. Например, известный теоретик права Бабаев выделяет такие признаки права, как:

Однако большинство ученых к таким признакам права относят нормативность, системность, общеобязательность, государственную обеспеченность. У каждого из этих признаков есть существенные отличительные черты, которые делают данный признак правовым и присущим только праву, как особому социальному феномену. Определяющим среди этих признаков, своего рода активным центром, атрибутом права является его нормативность, что означает то, что право состоит из норм – правил поведения общего характера. В юридической литературе эту систему норма принято называть объективным правом. Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное положение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому субъекту несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Ели человек действует в рамках права, то чувствует себя уверенно, свободно, находится под защитой общества, государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение, и если человек игнорирует регулирующее воздействие права, то он не свободен, поскольку компетентные органы государства настаивают не исполнителю правовых норм поступить так, как предписывает та или иная норма. По этой причине, как сказал известный правовед Леушер, «преступник – самый несвободный человек».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовое государство | Функции права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.