Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы школы и учебного плана

Закон об образовании дает возможность коллективу школы самому выбрать учебный план и определить тип школы.

Это может быть общеобразовательная школа общего типа, школа с углубленным изучением ряда предметов: это может быть гимназия, лицей, колледж или частная школа.

Допускается открытие классов коррекции для ослабленных детей и детей, отстающих в развитии.

Разрешается вводить дополнительные платные услуги (изучение иностранного языка, музыкальные кружки, спортивные секции, ритмика, шахматы и т.д.).

Министерство образования предоставляет широкий выбор вариантов для получения образования, им разработаны инструкции, правила получения сертификатов и т.д.

Однако следует предостеречь руководителей от бездумных модных увлечений и необоснованных решений по проведению конкурсных экзаменов при приеме в старшие классы, стремлений превратить так называемые альтернативные школы в основной способ получения полноценного школьного образования. С момента принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" открыто тысячи негосударственных образовательных учреждений.

Нужно отметить, что создание разнообразных негосударственных образовательных учреждений гармонично дополняет инфраструктуру государственных учебных заведений и позволяет обеспечить более делостшое формирование образовательной среды. Наиболее распространенными формами негосударственных учреждений образования являются гимназии, лицеи, колледжи и различного типа дополнительные учебные группы, классы, секции. Например, классы адаптации, классы коррекции, музыкальные школы и классы, спортивные секции и пр. Министерство образования России провело специальное исследование работы таких образовательных учреждений и наряду с положительными факторами отметило ряд существенных негативных положений. Среди последних необходимо отметить прежде всего отсутствие правовой базы, регламентирующей деятельность негосударственных образовательных учреждений, что в ряде случаев приводило к произволу администрации. Отсутствие профессиональной экспертизы приводило к тому, что в ряде негосударственных образовательных учреждений не обеспечивался необходимый образовательный минимум. Определенная нестабильность существования этих учебных учреждений ослабляла социальную защищенность детей, родителей и учителей.

Министерство образования России подготовило ряд законодательных актов, регулирующих деятельность гимназий, лицеев, колледжей, различного рода частных школ и т.д. Выпущено положение о таких школах, их правах и обязанностях, порядке их открытия, аттестации, аккредитации и лицензирования.

Значит ли это, что будущее за альтернативными школами и их следует предпочесть обычным массовым школам? Ведь последние накопили немалый положительный опыт дифференцированного подхода к обучению детей. Есть два пути. Первый - переименовать все средние школы в гимназии. В этом дурного ничего нет. Так было в России, так есть во многих странах. Второй - параллельное существование различных видов и типов школ, что также приемлемо. Гимназии и лицеи - это заведения для одаренных детей, колледжи -дают соответствующее образование и профессию для всех остальных.

Гимназии могут быть с 1-го класса, а с 5-го - гимназические старшие классы в средних школах.

Принимаются в гимназии после собеседования или экзаменов и готовят по программе повышенной сложности. Это могут быть гимназии общего типа с разными уклонами (физико-математические, химико-биологические, гуманитарные, языковые и т.д.). Могут быть гимназии одного профиля: физико-математические, языковые и т.д. Могут быть гимназии, ориентированные на какой-то институт или даже факультет (юридический, химико-технологический, педагогический и т.д.).

Лицей - это своего рода супергимназия, учебное заведение высшего класса для особо одаренных детей, готовящихся для поступления в университеты и престижные институты. Как правило, лицей - это, заведение для старшеклассников, работающее по специальной усложненной программе.

Колледжи - это средние школы, дающие и среднее образование и профессию, нечто вроде техникумов, а порой и заменяющие их. Отдельные колледжи пытаются по типу западных давать и высшее и неполное высшее образование.

Частные школы, разрешенные Законом об образовании, пока себя не проявили.

При рассмотрении путей модернизации школьного образования во всех типах школ особое внимание следует уделять соотношению обязательных и необязательных предметов, изучаемых в них. Совсем недавно у нас намечалась тенденция к резкому уменьшению обязательных предметов, при этом ссылались на опыт развитых капиталистических стран. Да. такое увлечение там было, но это привело к резкому снижению качества обучения. Например, в школах США 35 обучающихся не изучали физику. 329 - химию и т.д. В настоящее время от такой практики многие страны отказались. Например, во Франции все учащиеся средних школ обязательно изучают родной язык, математику, иностранный язык, историю, географию, физику, биологию, геологию, гражданское право, физкультуру. Проще говоря, на обязательные предметы используется 70-90 процентов учебного времени. В США - 70 процентов, в Англии -75-85 процентов и т.д. Это оправдано.

Право на открытие того или иного вида учебного заведения предоставлено местным органам власти, органам народного образования.

Существует мода на понятия. В конце прошлого века были модны такие понятия, как «система», «комплексный подход». Сегодня былые приоритеты ушли на второй план, уступив место «моделям». Видимо, совсем не плохо, если в теории на каждом этапе развития образования появляется то или иное ключевое слово, оно апробируется, потом его или отвергают, ил принимают. Сходная тенденция наблюдается и в отношении «моделей, потому и хочется выяснить, что стоит за этим понятием. Ко всему, существует неразрывная связь между моделями, культурой и качеством образования. Таким образом, мы ставим перед собой следующие задачи:

1. охарактеризовать разнообразие культурных моделей педагогической среды школы и критерии оценки их качества;

2. раскрыть основные условия эффективности культурных моделей школ;

3. ознакомиться с базовой культурой личности и проследить влияние школьной модели вообще на ее формирование

1. Характеристика разнообразия культурных моделей педагогической среды школы и критерии их оценки.

Перед тем, как обратиться непосредственно к характеристике культурных моделей педагогической среды школы, целесообразно будет ответить на вопрос, что же такое «модель»?

Создавая условия для развития детей, простраивая культурное окружение и среду общения, школа может сформировать некоторую систему и тип своей жизнедеятельности, которая особым образом влияет на образование детей, интересы, мышление, язык, а также изменяет педагогическую деятельность взрослых, делает эту образовательную систему уникальной. Это и есть «модель» - явление сложное, сродни индивидуальности человека.

Моделирование в образовании отражает различные представления о моделях и опыте их реализации, например, такие как:

1) Модель – способ организации жизнедеятельности школьного сообщества;

2) Модель – образец (точнее, образ) опыта, в котором переосмысливаются педагогическая деятельность и опыт обучения/учения;

3) Модель – тип альтернативного школьного образования и архитектура его конструкций и новых форм;

4) Модель – систематизирующая форма инновационного эксперимента;

5) Модель – концептуальное обоснование запуска проектировочного режима развития школы;

6) Модель – организационная система, транслирующая и развивающая культурные нормы.

Культурная модель школы – такая форма или тип организации всей школьной жизни, в которой находят выражение и реализацию совокупность идей и ценностей, выработанных школьным сообществом, благодаря чему каждый ребенок получает возможность и гарантированные условия для своего свободного культурного развития, а также такая форма школьной жизни, в которой со-организуются школьные сообщества, группы взрослых и детей, складывающиеся на основе свободно-развивающихся взаимоотношений.

Каждой школьной моделе присущ особый психологический, интеллектуальный и нравственный климат.

Принципы и особенности само- и со-организации позволяют не только концептуально соединить все педагогические и образовательные процессы, нот и сформировать и обеспечить некий стиль школьного сообщества (детей, педагогов, родителей). Это формирует определенное качество образования и создает реальный культурный контекст взаимодействия детей и взрослых. Таким образом, любая культурная модель может быть действенна только при условии её культуросообразности самой жизни, а не концептуальным позициям организаторов!

Рассматривать отдельные культурные модели школ без определения понятия культурной модели образования не имеет смысла, так как формы находятся в неразрывной связи.

Итак, культурная модель образования – это формы и тип организации образования, как системы, стиль взаимодействия её элементов.

Культурная модель образования рассматривается обычно в более широком историко-культурном контексте, что позволяет строить историю образования (включая историю педагогики) как анализ смены и взаимодействия различных моделей, как их реконструкцию, деконструкцию и конструкцию.

Становление каждой культурной модели – всегда творческий процесс, имеющий собственную логику развития, требующий особых условий; а сама модель – явление особенное и неповторимое, и в этом смысле не поддается строгой типологизации. Именно благодаря своему творческому характеру культурные модели многих российских школ могут рассматриваться как оригинальные формы становления культурной идентичности нового типа образования в России в период его перехода на позиции вариативности, мультикультурности, разнообразия, демократизма, инновационности и самоопределения.

С этих позиций интересно описание особенностей становления самых разных современных культурных моделей школ глобального образования, диалога культур, индивидуального развития, интегрального обучения, неосферной модели, парка открытых студий, полисистемной школы, проектного системного развития, социальной интеграции, школы самоопределения, эвристического обучения и др.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что на сегодняшний день существует огромное множество моделей школ. Одни из них более актуальны и соответствуют потребностям и запросам современного общества, другие – менее. Но сейчас нам бы хотелось остановиться на нескольких из них, на наш взгляд, наиболее интересных.

Итак, первая модель: «школа индивидуального развития». (Директор школы №590 А. Каменский; Санкт-Петербург).

Школы должны быть разные, так же, как очень разными являются люди. «Школа для человека» - эта истина становится всё понятнее.

Рассматриваемая школа строится на 5 основных принципах, которые взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга и порой трудноразделимы, да в разделении и нет необходимости. Перечислим эти принципы:

1. социализация. У большинства из нас в жизни можно выделить следующие биологические сферы: профессия, дом-семья, досуг (в широком смысле этого слова), а также постоянное учение, на одном отрезке времени – больше, на другом – меньше. И всё это на стержне нравственности. Конечно, поддержание развития сферы «дом-семья» - в огромной степени забота самой семьи «именно у своих родителей ребенок учится быть мужем/женой). А вот «профессию», «досуг», «учение» вполне может взять на себя школа. Исходя из данного принципа формируется система взаимоотношений, направленных на максимальное профессиональное становление, через непосредственный опыт работы. Таким образом, школа должна превратиться в городок, смоделировав некую инфраструктуру настоящего города (клуб Магазин, редакция, библиотека, налоговая служба и т.д.). Везде находятся взрослые: педагоги-мастера, учитель-библиотекарь, учитель-директор стадиона и др., а ребята – в подмастерьях-учениках. И самое главное, идет реальное обеспечение жизнедеятельности этого города = школы (схожие элементы были в коммунах Макаренко). В этой школьной жизни принимают активное участие и родители: они – «внештатные» сотрудники школьных служб, «совместители».

Серьёзное внимание уделяется работе с окружающим социумом, местным сообществом, частью которого является сама школа. Но при всей выгодности положения у детей почти не остается времени на стандартную образовательную базу. В итоге, возникает противоречие между полученными профессиональными навыками, которые, несомненно, помогут детям в будущем самоопределении и самосовершенствовании, и сниженной до минимума общеобразовательной программой средней школы.

2. комплексность. Данный принцип раскрывается в создании системы образования, которая включает все звенья: детский сад, школа, высшие учебные заведения и т.д. Это помогает ребенку углубиться в изучении интересующей сферы жизнедеятельности. Следовательно, у ребенка формируется профессиональная направленность уже на раннем этапе развития. (см. приложение № 1)

3. единство коллектива – самоценность школьной жизни. Основная идея этого принципа состоит в построении коллектива (ученик – учитель – родители – администрация – технический персонал и т.д.), но коллектива единого, целостного, хоть и системного, где царит обстановка психологического комфорта и уюта. Через общение со старшими сверстниками процесс индивидуализации и становления личности ребенка происходит быстрее.

Для того, чтобы жизнь ребёнка была интересной, в школе проводятся уроки общения с 1 по 11 класс, где часть времени отводится на взаимодействие детей с педагогами и родителями.

Исходя из вышесказанного, выстраивается целая система – «дерево общения». «см. приложение №2)

4. индивидуальное развитие учащегося. Данная концептуальная модель позволяет подойти к развитию личности ребенка с точки зрения взращивания индивида с его способностями, интересами, особенностями ВНД, при этом, не противопоставляя его коллективу. Можно провести некую параллель с чашами весов, где с одной стороны располагается коллективное «мы», а с другой – индивидуальное «я». Перекос в ту или иную сторону не допустим, следовательно, преследуется идея равновесия. Иначе, замятинское «мы», либо – рознь и раздор эгоизма. Особое значение в школе Каменского играют различные инновационные технологии:

· методики французских мастерских, на которых знания добываются совместно с учащимися,

· бинарные уроки, где учителя сразу пытаются соединить, на первый взгляд, несоединимое,

· интегрированный курс страноведения, сочетающий в себе знание истории и географии одновременно,

· Нестандартные игровые формы комплектования урочной и внеурочной деятельности и многое другое.

 

Интересно также развитие идеи соревновательности, сравнительного рейтинга, - ведь не по одной успеваемости судить об успешности детей.

5. индивидуальное развитие педагога. Если уж мы говорим об индивидуальном развитии учащихся, то в такой же степени надо говорить об индивидуальном развитии педагога, об учете его личностных особенностей. Важно, чтобы педагогу было комфортно, и от степени его комфортности будет зависеть удобство ученика.

В заключении хотелось бы сказать, что данная школа, при всех её положительных характеристиках, слишком идеализирована и может развиваться, если для этого будут обеспеченны все условия: внешние и внутренние. А это не всегда возможно, следовательно, массовое применение этой модели практически не реально.

Рассмотрим ещё одну модель. «Школа диалога культур» - концепция школьного образования и соответствующая практика, разрабатываемая коллективом психологом, философов и педагогов под руководством В.С.Библера и частично реализованная в начальной и средней школе. В основе её лежит концепция культуры, развитая в работах М.М.Бахтина и В.С.Библера; соответствующее понимание смысла образования в контексте современной культуры, а также определенные психологические предположения.

Ключевая особенность каждой культуры, позволяющая понять её именно как культуру – это её диалогичность, понимаемая в двух планах: с одной стороны, внутренняя способность отстраняться от самой себя, не совпадать с собой, быть диалогичной к самой себе и, с другой стороны, существование каждой культуры на границе с другими, в диалоге с ними.

На содержание, уровень, особенности, сам процесс образования, так или иначе, влияет культура. Значит, образование не только по методам, но и по содержанию должно стать диалогичным. (Диалог – это диалог культур, общающихся между собой в средоточии основных вопросов бытия).

Опираясь на вышеизложенные утверждения, в данной школе выстроилась особая организация школьного обучения:

1-2 классы (подготовительные). Задачи этих классов не только в том, чтобы дать ребёнку определённые знания, умения и навыки, но в том, главным образом, чтобы сформировать у него точки удивления, помочь ему увидеть мир не как нечто определенное, очевидное и известное, а как нечто загадочное, удивительное, как предмет познавательного интереса, эстетической активности. В этих точках удивления завязываются проблемы, которые являются общими для понимания и для детских вопросов, возникающие при психическом переходе от доминанты сознания к доминанте мышления, связанной с вопросом как Возможно Парадоксальное – невозможное с точки зрения здравого смысла.

3-4 классы посвящены изучению Античной культуры. Обучение в этих классах опирается на рассматривание исходных понятий и развитие точек удивления, которые осуществлялись в первых двух классах. На этой ступени происходит глубокое изучение Античной культуры, но не с точки зрения единственно существующей, а через призму Средневековой и Нововременной культур. Сравниваются различные формы мышления. Античная культура для 3-4 классов – это современная Античность, актуальная в культуре именно XXI века, способная раскрыть и развить свои смыслы в ответ на вопросы нашего времени.

5-6 классы посвящены культуре Средневековья. Изучение Средневековой культуры не сводится к всеобщему и глобальному изучению религии. Математика, искусство, труд тоже являются объектами активного осмысления. В «средневековых» классах особое значение имеет развитие речевой, словесной культуры, таким образом, такие литературные произведения как «Слово о полку Игореве» и, конечно, Библия подвергаются наиболее тщательному рассмотрению.

7-8 классы – культура Нового времени: 17-19 века. Развитая культура Нового времени носит по своей природе энциклопедический характер и предполагает много предметность с необходимыми межпредметными диалогами, позволяющими сохранить восприятие ценностей, хотя и жестко расчлененной структуры знания.

9-10 классы посвящены культуре современности. Эти классы имеют особое значение в двух отношениях. Во-первых, здесь сводятся воедино знания и умения, наработанные во всех предшествующих учебных циклах. Во-вторых, углубление во внутреннюю противоречивость современных понятий и образов культуры выводит ученика на передний край проблем культуры XXI века.

Существенными «узлами», стягивающими расчлененные знания и незнания нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы нового века: личность и общество, культура и цивилизация, экологические и космологические проблемы. Это не только и не столько собственно интегрально научные, но, одновременно, важные бытийные проблемы начала XXI века.

11 класс – диалогичный и педагогический. Здесь выпускниками школы диалога культур организуются диалоги между классами, возрастами, культурами. Этот класс позволяет понять сквозной смысл нашей школы как своеобразной школы – педагогического училища, готовящей – впрок – будущих преподавателей школы XXI века.

В заключении скажем, что данная концепция так же, как и описанная ранее, носит личностно-ориентированный характер и направлена на формирование у ребенка субъективного мнения об окружающем мире. В итоге, мы получаем гармонично развитую личность со сложившейся жизненной позицией.

Рассмотренные в нашей работе культурные модели школ – это наиболее удачные модели, так как их теоретическая основа может быть реализована на практике. А, как известно, не все модели являются практически реализуемыми. Можно привести простой пример, знаменитая Вальдорская модель, разработанная в Германии, при перенесении на российскую «почву», не дала положительный «всходов», разбилась о русский менталитет и неблагоприятную материальную основу. Отсюда вывод: любая разработанная модель должна соответствовать тем условиям, в которых она будет осуществима.

Условия эффективности культурных моделей школ.

Как уже отмечалось ранее, одним из главных условий успешности культурной модели является соответствие условиям той среды, в которой она реализуется. А таких факторов «среды» очень много. Мы предоставим лишь некоторые из них, на наш взгляд, наиболее масштабные.

Во-первых, это особенности культуры и исторического пути той страны и того народа, где происходит реализация составленной «программы»: уровень развития разных стран может быть крайне неравномерным. Ко всему, нельзя забывать, что и такая особенность, как религия, в конечном счете, может сыграть определяющую роль. Конечно, в тех странах, где вера не охватывает все стороны жизни (в том числе, и в России), ее значение будет далеко не определяющим. Но если взять восточные государства, то здесь, пожалуй, несоответствие религиозным постулатам будет главной причиной краха модели. Именно поэтому, перенимая опыт разных стран, следует преломлять его через национальные (культурные) особенности.

Во-вторых, немаловажным является и учет экономической ситуации. Нехватка оборудования и средств может привести к тому, что идея разобьется о быт. Когда реализация модели подкрепляется крупными вложениями – «дело идет». Как правило, современные модели завязаны на активном использовании самой совершенной техники, а значит, более дорогостоящей. А средств на её приобретение зачастую просто нет.

Ещё, как условия, влияют географическое положение и особенности климата. Например, Боровская неосферная школа-лицей. Она располагается в центре Боровска – старинного русского города в 100 километрах от Москвы и областного центра города Калуги. В настоящий момент – это районный центр, население которого около 12 тысяч. Живописный город, находящийся на холмистой местности, на берегу реки Протвы. Прекрасно сохранившийся сосновый бор, березовые рощи, поля и перелески – цент России.

Такая обстановка положительно влияет на развитие эмоциональной сферы детей, воспитывая их в духе общения с природой, но главное, что эта школа располагается в непосредственной близости с научным центром, который и профилирует ее программу.

Получается, что даже местоположение школы, при соответствии с целями модели, влияет на её успешность.

И наконец, политический строй не должен быть определяющим в создании новой модели. Как показывает история педагогики, модель тоталитарной школы тоже, как ни странно была на каком-то этапе своей эволюции культуросообразна, поскольку формально соответствовала социо-культурной ситуации. но она не была культуросообразна по своей сути, так как отвечала политическим требованиям времени, но не соответствовала культурным ценностям гуманизма и свободы саморазвития человека. А именно они и должны лежать в основе любой строящейся модели, дабы сделать её успешной, универсальной и актуальной.

 

Обобщая все условия, можно утверждать, что лишь при их наличии и правильном сочетании у культурной модели школы есть шанс пройти проверку практикой и уцелеть, при этом, выполняя основные идеи и принципы, которые и составляют её особенность и неповторимость. А философам, психологам и педагогам, трудящимся над их созданием нельзя забывать, что целью любой школьной модели должно являться гармоничное и всестороннее развитие личности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стандарт образования | Тема 5. Методы обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.