Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и процесс мотивации

Методы материального и морального стимулирования труда

Процессуальные теории мотивации и теория мотивационного подкрепления

Содержательные теории мотивации

Теоретические разработки в области мотивации

Сущность и процесс мотивации

Дерево решений и платежная матрица

Методы принятия решений

Дерево решений – модель, представленная графически, где изображаются шаги, которые необходимо рассмотреть, оценивая различные альтернативы. Дерево решений дает понять, к какому результату приведет нас выбранное решение. Для этого необходима следующая информация:

1) возможные действия;

2) вероятность наступления событий;

3) ожидаемый эффект от реализации возможных действий.

С помощью дерева решений графически изображаются альтернативные пути, рассчитывается ожидаемая стоимость каждого действия, на основе которой принимается решение. Ожидаемая стоимость – условная стоимость события, умноженная на вероятность наступления события.

Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, помогающих в выборе одного из нескольких вариантов. Платежная матрица полезна, когда:

· имеется ограниченное количество альтернатив или стратегий для выбора;

· известна вероятность наступления событий;

· результаты принятого решения зависят от того, какое решение принято, и какие события имеют место.

Литература:

1. Дафт Р.Л. Менеджмент, 6-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

2. Менеджмент: практические ситуации, деловые игры, упражнения./Под ред О.А. Страховой. – СПб.: Питер, 2000.

3. Менеджмент: учебник / кол.авт. под ред. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2008

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., Дело, 2003.

5. Общий менеджмент. Учеб. пособие/ Под ред. А.К. Казанцева – М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента: учеб. пособие - М.: КНОРУС, 2008.

7. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 5-е изд, перераб и доп. – М.: «Дашков и К», 2008.

8. Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент (в схемах): Опорный конспект лекций. – 3-е изд, стререотип. – Киев: МАУП, 2003.

9. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении. – М.: Дело, 2002.


Глава 9. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждый из вас задумывался ли над тем, зачем он сидит в этой учебной аудитории? Выполняя ту или иную работу, наверняка человек задает себе вопросы: Для чего я это делаю? Что я за это получу? Зачем мне это надо? Каждый поступок и действие человека обусловлены каким-либо мотивом, в основе которого лежит желание удовлетворить потребность. Таким же образом можно исследовать и объяснить трудовое поведение человека в организации. Знание сущности организационного поведения человека, его мотивации позволяет выстраивать те механизмы управления, которые смогут так воздействовать на работника, что он будет одновременно достигать и цели организации, и свои собственные цели.

Мотивация (от греч. motif, от лат. moveo – двигаю) как функция управления - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям. Это одна из важнейших функций управления, от которой зависит результативность работы персонала, поэтому компетенция руководителя в области мотивации предполагает знание психологии человеческого поведения.

Каждый менеджер должен знать, что ни тщательно спланированная стратегия, ни современное оборудование и технологии не будут вести к достижению цели, если у персонала не будет желания добросовестно выполнять свою работу. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации, его потребностей, через совпадение личных целей работников и целей организации. Рассмотрим мотивацию с позиции психологического процесса. Мотивация – это совокупность внешних и внутренних сил, побуждающих человека к деятельности ради достижения своих целей. В основе поведения человека лежат потребности, которые он желает удовлетворить (рис. 33). Потребности – физиологическое и психологическое ощущение недостатка чего-либо. Потребности возникают осознанно или неосознанно и требуют удовлетворения, это ведет к определенным направленным действиям. То, что вызывает определенные действия, называется мотивом и носит осознанный целенаправленный характер. Результатом этого поведения или действия становится удовлетворенная или неудовлетворенная потребность, воспринимаемая как вознаграждение в случае удовлетворения. До конца человеческие потребности удовлетворить невозможно, так как перманентно возникают новые потребности, становящиеся стимулами к следующим действиям, поэтому человек постоянно находится в процессе и состоянии мотивации.

Поведение человека определяется не одним мотивом, а совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг с другом, поэтому целесообразно говорить о мотивационной структуре человека. Стимулы выполняют роль рычагов воздействия, это компенсация за действия человека в виде предметов, действий, обещаний, возможностей. Процесс использования стимулов для мотивирования называется стимулированием.

Задача менеджера, который должен эффективно мотивировать подчиненных, заключается в том, чтобы предоставить им возможность удовлетворить их личные потребности в обмен на качественную работу. Удовлетворение потребностей, выполнение желаний вызывает чувство удовольствия, позитивные чувства облегчения и благополучия. Получив продвижение по службе, завершив выполнение какого-либо проекта, получив благодарность от коллег и прибавку к зарплате, люди обычно ощущают чувство удовлетворения.

Существует два вида поведения работников в организации с позиции мотивации:

 

Рис. 33. Модель мотивации через потребности

 

· Удовлетворительное поведение, когда рабочие выполняют тот минимум, который будет приемлем для руководства. Они стремятся минимизировать свои усилия, лишь бы избежать неприятностей, работают только ради обмена своих усилий на деньги. Это говорит о том, что процесс мотивации построен не совсем удачно и менеджеру не удалось связать цели организации с целями работников. В этом случае они не удовлетворены своей работой, менеджерами и организацией в целом.

· Отличное поведение возникает тогда, когда работники считают свою работу желанной, она приносит награду и удовлетворение. Обычно служащие не работают в полную силу и экономят 20% своих усилий, а выкладываются на все 100% лишь в том случае, если их дополнительные усилия будут должным образом вознаграждены не только материально, но и морально. Для менеджера важно в этом случае создать для работников все условия для удовлетворения полного спектра их потребностей в процессе работы в обмен на их энергию и навыки.

Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет. В древние времена для этого служи­ли хлыст и угрозы, для избранных - награды. До XX в. было распространено мнение, что люди будут ра­ботать лучше, если им предоставить возможность зарабатывать больше (школа научного управления). Считалось, что мотивация в основном заключается в предложении соответствующих денежных вознаграждений в об­мен на прилагаемые усилия. Однако последующие исследования выявили экономическую несостоятельность такого подхода и по­казали, что мотивация является результатом сложной совокупно­сти потребностей. Для того чтобы мотивировать работников, ру­ководителю следует определить их потребности, которые удовле­творяются через хорошую работу (школа человеческих отношений, поведенческие науки).

Методы управленческой мотивации можно разделить на:

- методы экономической мотивации - зарплата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др.;

- методы социальной мотивации - общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение и т. д.;

- методы психологической мотивации - ощущение собствен­ной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч.;

- методы властной мотивации - повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и т. д.;

- социально-психологические методы - повышение социаль­ной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика и т. д.;

- методы моральной мотивации - личное или публичное при­знание, похвала и критика;

- метод проектирования и перепроектирования (обогащения) работ;

- метод вовлечения сотрудника в управление;

- методы изучения мотивации и мотивов - эксперименталь­ные методы, методы оценки поведения и его причин со стороны, методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) и пр.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономический анализ | Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.