Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы оценки пространственных условий землепользований




Землепользование сельскохозяйственных предприятий и отдельные земельные участки имеют определенные пространственные характеристики, существенно влияющие не только на результаты производства, но также на их оценку в качестве объектов собственности и хозяйствования.

Под пространственными условиями землепользования понимается его местоположение, размеры и конфигурация, создающие в совокупности определенный транспортный фактор. Иначе говоря, влияние пространственных условий учитывается через транспорт, который, являясь составной частью материального производства конкретного предприятия, вызывает значительные издержки по перемещению грузов, рабочей силы и техники. В сельском хозяйстве транспортный фактор имеет особое значение, поскольку оно объективно связано с использованием большого пространства обрабатываемых земель.

Влияние пространственных условий учитывается по затратам на транспортировку сельскохозяйственных грузов, на перевозку рабочей силы к месту работы и обратно, на переходы и переезды, связанные с обработкой полей и рабочих участков, а также на так называемые внешние транспортные связи. Очевидно, что величина транспортных издержек зависит от многих условий: расстояния перевозок, количества и вида перевозимой продукции, вида использованных транспортных средств, состояния дорог. При этом непосредственно от пространственных условий землепользования зависят расстояния перевозки. Остальные условия связаны, в основном, с организацией сельскохозяйственного производства и при сравнительной оценке пространственных условий могут быть признаны одинаковыми.

Таким образом, важнейшей характеристикой пространственных условий сельскохозяйственного землепользования является среднее расстояние внутрихозяйственных перевозок. Она определяется зависимостью между следующими элементами: а) площадью земельных участков (контуров угодий); б) расположению хозяйственного центра относительно сельскохозяйственных угодий; в) составом земельных угодий и их расположением по территории; г) размещением и развитием дорожной сети.

В практике землеустройства различают среднее математическое и средневзвешенное расстояния. Среднее математическое может быть определено для землепользований правильной конфигурации, однородных по составу угодий и их грузоемкости.

В общем, виде (по В.Я. Заплетину) оно может быть вычислено по формуле:

где коэффициент, значение которого определяется по специальным таблицам в зависимости от конфигурации и положения хозяйственного центра;

дорожный коэффициент, характеризующий реальное отклонение дорог от кратчайших расстояний перевозок (рекомендуется 1.3 – 1.5);

площадь землепользования или земельного участка (м2 или км2).

Указанная формула определения среднего математического расстояния практически не может применяться в условиях землепользований с неправильной конфигурацией, сильной расчлененности рельефа, чересполосицей и разобщенностью угодий. Поэтому более точным показателем для расчета транспортных издержек является средневзвешенное (реальное) расстояние. Оно определяется от хозяйственного центра до участков пашни и сенокосов, с которых и на которые перевозят сельскохозяйственные грузы: урожай, семена, удобрения и т.п. Поскольку участки имеют, разную площадь и различную грузоемкость (количество перевозимых грузов в расчете на 1 га), то средневзвешенное расстояние определяется по формуле:

где расстояния до конкретных грузооборотных участков сельскохозяйственных угодий, км;

грузоемкость участков m/га;

площадь отдельных грузооборотных участков, га.

Расстояния грузоперевозок измеряются по дорогам от хозяйственного центра (или иного грузооборотного пункта) до центра тяжести однородных по грузонапряженности земельных участков (контуров сельскохозяйственных угодий). От центра участка до ближайшей дороги расстояния измеряют по перпендикуляру.

Средневзвешенное расстояние, определенное указанным способом, по существу, является реальным расстоянием, на которое перемещаются грузы в данном хозяйстве. Однако, его расчет по крупному землепользованию, имеющему несколько обособленных участков и несколько хозяйственных центров (грузооборотных пунктов) – достаточно трудоемкий и сложный процесс. Поэтому наряду со средневзвешенным расстоянием в практике землеустройства определяются другие показатели и характеристики пространственных условий землепользования: коэффициент компактности, коэффициент дальноземелья, коэффициент округлости и т.д.

Коэффициент компактности характеризует землепользования по условиям конфигурации. Известно, что наиболее компактной фигурой является та, которая имеет наименьшую протяженность границ при заданной площади. В геометрии такой фигурой считается круг, а в землеустройстве эталоном компактности служит землепользование квадратной формы. Поэтому определить коэффициент компактности – это, значит, рассчитать отношение периметра данного землепользования (П) к периметру квадрата той же площади. У квадрата с площадью длина стороны будет равна а периметр соответственно, Следовательно, коэффициент компактности может быть определен по формуле:

Коэффициент компактности дает самое общее представление о конфигурации землепользования: чем ближе его значение к единице, тем более очертание землепользования подобно квадрату и тем менее проявляется изломанность его внешних границ. Вместе с тем, фактическое расстояние перевозок характеризуется коэффициентом компактности только в тех случаях, когда землепользование однородно по составу угодий и не расчленено различными препятствиями для переездов. Поэтому наряду с коэффициентом компактности определяют коэффициент протяженности или дальноземелья.

Коэффициент дальноземелья характеризует землепользование (или земельный участок) по наибольшей протяженности расстояний перевозок сельскохозяйственной продукции. Он представляет отношение максимального расстояния перевозок в пределах данного землепользования к принятому за эталоном квадратному землепользованию той же площади. Максимальное расстояние (S) определяется между двумя наиболее удаленными пунктами по дорогам с учетом естественных препятствий, а эталонное рассчитывается как диагональ соответствующего квадрата площадью Следовательно:

Коэффициенты дальноземелья, как правило, имеют значения больше единицы. Они значительно возрастают, если землепользования разделяются такими препятствиями, как реки, протяженные овраги и балки, железнодорожные магистрали и т.п. Вместе с тем, коэффициент дальноземелья не учитывает тот факт, что сельскохозяйственные перевозки осуществляются не только между земельными участками, но в основном, между участками и хозяйственными центрами: усадьбами, животноводческими фермами и т.д. Поэтому необходимо учитывать не только протяженность самого землепользования, но также взаимное расположение угодий и хозяйственных центров.

Соответствующим показателем может послужить коэффициент округлости. Он представляет отношение удвоенного максимального расстояния от хозяйственного центра (фермы, усадьбы и т.д.) до границ фактического землепользования к аналогичному показателю эталонного землепользования такой же площади. За эталонное принимается квадрат с расположением хозяйственного центра на пересечении его диагоналей. То есть

 

В специальной литературе можно встретить еще ряд предположений по методам оценки конфигурации землепользования с учетом взаимного расположения угодий и хозяйственных центров. Каждый из них в отдельности не может служить критерием оценки, но в совокупности они дают достаточно объективную характеристику пространственных условий.

 


Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под землевладением, землепользованием и земельным участком сельскохозяйственного назначения?

2. Чем понятие «землепользование» отличается от понятия «земельный участок»?

3. Какими условиями характеризуется землепользование в естественном отношении?

4. Какие условия характеризуют землепользования в правовом отношении?

5. Какие условия и факторы характеризуют землепользование как экономическую категорию?

6. Что следует понимать под рациональным землепользованием сельскохозяйственного предприятия?

7. Охарактеризуйте три основных фактора производства, их взаимосвязь и взаимозависимость.

8. От каких условий производства зависит площадь сельскохозяйственного предприятия и как эти условия взаимосвязаны?

9. Охарактеризуйте технологический и территориальный аспекты взаимосвязи размеров производства и территории.

10. Дайте общее понятие недостатков землепользования.

11. Классифицируйте недостатки по характеру неблагоприятного воздействия на результаты хозяйственной деятельности.

12. Что следует понимать под территориальными недостатками землепользования и как они влияют на результаты хозяйственной деятельности.

13. Что следует понимать под упорядочением землепользования и каковы цели этого мероприятия.

14. Что такое пространственные условия землепользования?

15. Изложите методику определения среднего расстояния.

16. Как определить коэффициент компактности и что он характеризует?

17. Как определить коэффициент дальноземелья и что он характеризует?

18. Что характеризует коэффициент округлости?

19. Для чего нужна оценка пространственных условий землепользования?

 

 


3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.