Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности активизации психической деятельности человека в процессе труда

 

5.1 Психика человека и ее функции в трудовой деятельности

 

Труд как целесообразная деятельность человека предусматривает помимо внешней (физической) также и внутреннюю (психическую) активность.

Психика - свойство, функция головного мозга, заключающееся в отображении в нем реальной действительности.

Однако психика является не зеркальным отображением действительности. Это процесс, при котором внешние влияния трансформируются в соответствии с внутренними особенностями людей, которые их воспринимают. Содержанием психики являются образы реальных предметов, явлений, действий, детерминированные индивидуальным опытом, интересами, чувствами и миропредставлением человека.

Психика является субъективным отображением объективного мира. Психика как отображение действительности в человеческом мозге характеризуется разными уровнями. Наиболее высоким уровнем психики, свойственным людям является сознание.

Сознание – наивысшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми, особая форма психической деятельности, ориентирована на отображение и превращение действительности.

Основные характеристики сознания:

- совокупность знаний об окружающем мире, которыми человек овладевает благодаря познавательным процессам;

- самосознание – осознание, познание, оценка человеком самого себя и своих поступков;

- обеспечение целенаправленности деятельности на основе формирования цели в соответствии с мотивами и потребностями, принятия волевых решений, внесения необходимых коррективов в выполненные действия;

- чувства и эмоциональные оценки, которые отображает отношение человека к окружающему миру, другим людям и т.д.,

- язык.

Функции психики в процессе труда:

§ Когнитивная функция проявляется в активизации всех познавательных процессов при выполнении производственного задания.

§ Регулятивная функция реализуется в состояниях оптимальной мобилизации резервных возможностей работника, необходимом уровне его активности, концентрации и направленности познавательных процессов и волевых усилий на достижение поставленной цели;

§ Мотивационная функция психики связана с побуждением работника к активности и поддержанию последней на определенном уровне.

§ Коммуникативная функция реализуется в общении работников, что является основой межличностных отношений, способом организации общей деятельности и методом познания человека человеком.

Формы психической деятельности человека в процессе труда:

1. психические процессы (формы динамичного, целостного отображения объективной реальности);

2. психические состояния (целостные характеристики личности, отображающие ее сравнительно продолжительные душевные переживания и проявляющиеся в повышенном или пониженном уровне психической деятельности);

3. психические свойства (стабильные качества человека, которые обуславливают его поведение и результативность деятельности).

5.2 психические процессы человека в трудовой деятельности

 

5.2.1 Ощущение

 

Разнообразную информацию о внешней и внутренней среде человек получает при помощи органов чувств в виде ощущений.

Ощущение – наиболее простой психический процесс, суть которого состоит в отображении в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явления, оказывающих непосредственное воздействие на органы чувств.

Благодаря ощущениям человек познает отдельные качества и свойства предметов и явлений (цвет, запах, температуру, вкус и т.п.). В процессе трудовой деятельности человеку приходится различать цвета и оттенки, размеры и форму предметов и средств труда, реагировать на звуковые, тактильные и другие раздражители, что становится возможным при активизации анализаторов.

Физиологическим аппаратом ощущений являются анализаторы, состоящие из рецепторов, нервных путей и соответствующего участка головного мозга.

Механизм возникновения ощущений заключается в следующем. При воздействии раздражителя происходит раздражение рецептора, и в нервных клетках возникает возбуждение, которое передается в соответствующий участок головного мозга. В коре головного мозга физиологический процесс превращается в психический, и человек ощущает то или иное свойство предметов и явлений.

Классификация ощущений:

По наличию непосредственного контакта рецептора с раздражителем:

§ дистантная рецепция (зрение, слух, обоняние);

§ контактная рецепция (вкусовая, болевая, тактильная).

По расположению рецепторов:

§ экстерорецепция (зрительная, слуховая, тактильная и т.д.);

§ интерорецепция (ощущение голода, жажды и другие органические ощущения);

§ проприорецепция (ощущения с мышц и сухожилий).

Основные группы ощущений:

§ зрительные,

§ слуховые,

§ вибрационные,

§ обонятельные,

§ вкусовые,

§ кожные,

§ статические (ощущение положения тела в пространстве),

§ кинестетические (ощущение движения и положения отдельных частей тела),

§ органические (ощущения голода и жажды).

Основные свойства ощущения:

§ качество (основная особенность данного ощущения, отличающая его от других ощущений); так слуховые ощущения отличаются высотой, тембром, зрительные – цветным тоном, насыщенностью и т.д.

§ интенсивность (характеризуется силой соответствующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора);

§ длительность (определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью).

Для того чтобы возникло ощущение необходимо, чтобы раздражение достигло определенной величины. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Между абсолютным порогом и чувствительностью существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность. Верхний порог чувствительности – максимальная величина раздражителя, при котором еще сохраняются ощущения.

Синестезия – явление, возникающее, когда при воздействии одного раздражителя возникают ощущения, характерные для другого.

Человек осознает далеко не все воздействия, идущие из внешнего мира. Он психологически не чувствителен к радиации, инфракрасным и ультрафиолетовым лучам, некоторым радиоволнам. Это необходимо учитывать пи организации труда и оптимизации санитарно-гигиенических условий на производстве.

Сенсорный голод (сенсорная деривация) – отсутствие ощущений. Для нормальной психическое деятельности человек нуждается в постоянном притоке ощущений. В случае сенсорного голода возможны нарушения в эмоциональной сфере, скука, недовольство, раздражительность.

 

5.2.2 восприятие

 

Восприятие (перцепция) – процесс формирования образов предметов и явлений, на основе информации, поступающей через органы чувств.

Отдельные чувства при этом упорядочиваются и объединяются в целостные образы предметов и явлений, имеющие определенное смысловое значение. Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новый уровень чувственного познания и тесно связан с мышлением.

Стадии формирования перцептивного образа:

1. выявление объекта на фоне;

2. распознавание объекта среди других;

3. выделение существенных признаков объекта;

4. отнесение его к определенному классу.

Основные свойства восприятия:

§ предметность (человек воспринимает мир не в виде отдельных ощущений, а в форме конкретных предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения);

§ целостность (возникает вследствие анализа и синтеза комплексных раздражителей, которые дополняют чувства необходимыми элементами);

§ структурность (связана с восприятием взаимосвязей между элементами ощущений, что обеспечивает целостный образ предмета);

§ константность (характеризуется относительной постоянностью свойств предметов, независимо от условий восприятия); в процессе труда она проявляется в постоянстве восприятия цвета независимо от освещения, величины предмета – независимо от расстояния, формы предмета – при изменении его положения.

§ избирательность (заключается в выделении одних объектов среди множества других, действующих на человека);

§ осознанность (воспринятый предмет может быть отнесен к конкретному классу, определен и обобщен словом).

Восприятие зависит от прошлого опыта человека, содержания его психической деятельности.

Апперцепция – особенность восприятия, означающая, что в условиях неполных, неоднозначных или спорных данных, человек интерпретирует их в соответствии со сложившейся у него системой образов, знаний, потребностей, мотивов, эмоционального состояния, содержания и задания трудовой деятельности.

Апперцепция может привести к иллюзиям в восприятии. Иллюзии (искаженное отражение действительности) могут быть:

§ физические («преломленная» ложка в стакане воды);

§ физиологические (иллюзия контраста температур);

психологические.

Знание свойств восприятия и особенностей иллюзии позволяет работнику предотвратить некоторые ошибки, связанные с искажением действительности, помогает избегать травм и повышает качество его работы. Изготовление контрольно-измерительных зрительных приборов производится всегда с учетом особенностей восприятия человека для устранения нежелательных эффектов (иллюзий).

Особое место в психологии труда занимает проблема восприятия работниками друг друга. Объективное восприятие способствует созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и стабилизации трудовых отношений.

Различают три эффекта восприятия, препятствующие объективной оценке людьми друг друга:

§ эффект ореола – общее благоприятное впечатление приводит к положительным оценкам неизвестных качеств личности и наоборот;

§ эффект новизны и первичности – при восприятии знакомого действует эффект новизны: последняя, т.е. более новая информация оказывается более значимой. При встрече с незнакомым человеком большее впечатление на нас оказывают первичные сведения;

§ эффект стереотипизации – определенная групповая, в частности, профессиональная принадлежность или особенности внешности обычно ассоциируются с конкретным типом поведения или характера.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования, предъявляемые для обеспечения удобства различных рабочих позах | Слуховое восприятие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.