Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и система органов экологического управления




Лекция 3. Система органов экологического управления

План

1. Понятие и система органов экологического управления

2. Полномочия органов общей компетенции

3. Полномочия органов специальной компетенции

Государственное управление является достаточно исследованной кате­горией в юридической литературе. При этом оно формулируется в широком и узком смыслах. В широком смысле государственное управ­ление определяется как деятельность государства по осуществлению его властной и других функций всеми органами, институтами всех ветвей власти, но в различной мере и в различных формах. В более узком смысле (например, в административном праве) под государственным управлением понимается вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Лишь в пос­леднее время в связи с появлением института местного самоуправления стало упоминаться муниципальное управление.

В' пределах этой общей доктрины экологическое законодательство предусматривает два вида экологического управления — государствен­ное и муниципальное управление, хотя некоторые авторы в своих трудах указывают и иные его виды - «общественное», «производственное», «отраслевое (ведомственное)» и др. На наш взгляд, общественное управление в рассматриваемом контексте не имеет правового характе­ра по причине отсутствия у общественных объединений возможности реализации внешних властных функций. Общественные объединения могут осуществлять только «экологически значимую деятельность» либо «участвовать в обеспечении экологического правопорядка» (например, посредством сообщения соответствующим государствен­ным органам о совершении экологических правонарушений, осуществления общественной экологической экспертизы). Применительно к производственному экологическому управлению следует отметить, что речь тут может идти не о реализации функции управления, а лишь об обязанности соблюдения определенных законодательных предписаний об охране окружающей среды.

Под управлением в области охраны окружающей среды (экологичес­ким управлением) нами понимается исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов исполнительной власти и орга­нов местного самоуправления в пределах их компетенции, направлен­ная на регулирование отношений в сфере взаимодействия природы и общества Для обеспечения благоприятного качества окружающей среды, соблюдения и защиты экологических прав и интересов физичес­ких и юридических лиц.

Именно в силу особых субъектов его реализации, специфических форм и методов осуществления экологическое управление, является понятием более узким по сравнению с понятием природоохранная деятельность (охрана окружающей среды). Последняя осуществляется не только органами государственной власти и местного самоуправле­ния, но и иными субъектами (общественными и иными некоммерчески­ми объединениями, юридическими и физическими лицами).

Таким образом, управленческая деятельность в области охраны окру­жающей среды осуществляется исключительно органами государствен­ной власти и органами местного самоуправления. Только они имеют внешние полномочия властного характера со всеми вытекающими отсю­да последствиями (подчинение своей воле от лица государства, вплоть до применения мер государственного принуждения).

Природоохранные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления - это нормативно закрепленный комплекс прав и обязанностей этих органов по реализации экологической фун­кции. Конституция России 1993 г. относит охрану окружающей среды, особо охраняемые природные территории, а также законодательство об охране окружающей среды к совместному ведению Российской Федера­ции и ее субъектов (п. «д», «к» ч.1 ст.72). По данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76). Смысл совместного ведения сводится к невозможности решения в одностороннем порядке только федеральным центром или только субъектами Федерации вопросов, составляющих его предмет. На основе этих конституционных положений развивается законода­тельство Российской Федерации и ее субъектов, регулирующее вопро­сы природоохранной деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Законы субъектов РФ принимаются либо после принятия соот­ветствующего федерального закона, либо в опережающем порядке. В любом случае, законы (и иные нормативные правовые акты) субъектов, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам (ч. 5 ст. 76 Конституции России). Признание за субъектами РФ принимать законы по предметам совместного ведения и собственным предметам ведения направлено на совершенствование правового регулирования в субъектах, что выражается в возможности учитывать интересы субъекта, его особенности природно-климатичес­кого (географического), экономического, этнографического, историчес­кого и иного характера.

Говоря о разграничении полномочий федерального уровня и уровня субъектов РФ, следует иметь в виду и такую реальность сегодняшнего дня, как формирование субфедерального управленческого уровня в результате создания федеральных округов, представленного терри­ториальными подразделениями ряда федеральных органов исполни­тельной власти, наделенных определенными полномочиями по охране окружающей среды.

Под муниципальным экологическим управлением следует понимать деятельность органов местного самоуправления, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное исполь­зование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение нега­тивного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружаю­щую среду и ликвидацию ее последствий в границах соответствующего муниципального образования.

Реализуя экологическую функцию, органы местного самоуправления продолжают общее государственное дело охраны окружающей среды, имея при этом возможность приспосабливать свои полномочия по осуществлению этой функции к специфическим местным условиям в комплексе с другими функциями, что позволяет существенно повысить эффективность природоохранной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.