Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия органов общей компетенции




Принимая правовые акты, включающие нормы права о компетенции определенных органов управления, государство тем самым определяет гра­ницы действия органов управления в сфере охраны окружающей среды.

Эти органы могут быть классифицированы по нескольким кри­териям: по содержанию и объему присущих им властных полномо­чий — на органы общей и специальной компетенции. Общей компетен­цией наделены Президент РФ, Правительство РФ, исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. В отде­льных работах среди органов общей компетенции упоминается Феде­ральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов РФ.

На наш взгляд, такой подход не оправдан, поскольку представитель­ные органы РФ и субъектов РФ осуществляют законотворческие, а не исполнительно-распорядительные (управленческие) функции. Кроме того, подобная позиция противоречит установленному Конституцией РФ принципу разделения властей.

Органы общей компетенции выделены в особый вид органов государс­твенной власти потому, что решение вопросов охраны окружающей среды не является их специальной и единственной функцией, а осу­ществляется наряду с решением иных государственных задач.

Закон об охране окружающей среды не устанавливает четкого распреде­ления экологических управленческих полномочий между федеральными органами исполнительной власти или между органами исполнительной власти субъектов РФ, оставляя детальное распределение таких полномочий другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам. Напри­мер, распределение полномочий в сфере охраны окружающей среды между представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также возможное наделение экологическими полномочия­ми специально создаваемых региональных органов оставлено на усмотрение субъектов РФ. Закон лишь определяет перечень вопросов федерального и регионального значения, не исключая при этом возможности взаимного делегирования соответствующих полномочий между органами исполни­тельной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

В настоящий момент на федеральном уровне решение экологичес­ких задач осуществляется следующими органами общей компетен­ции. Согласно ст. 80 (ч.2) Конституции РФ, Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на благоприятную окружающую среду. Поэтому для нас представляют интерес следующие полномочия Президента Российской Федерации.

Во-первых, Президент РФ определяет основные направления вне­шней и внутренней политики государства, в том числе и экологической политики. В целях ее реализации Президент Российской Федерации утверждает по представлению Правительства РФ систему и структуру органов исполнительной власти Российской Федерации, в которую входят органы государственной власти, решающие вопросы охраны окружающей среды, а также определяет компетенцию некоторых таких органов и назначает их руководителей.

Во-вторых, Президент РФ определяет государственную стратегию РФ в области охраны окружающей среды, выступает субъектом зако­нодательной инициативы по экологическим вопросам, подписывает международные документы по вопросам охраны природы и реализации права человека на благоприятную окружающую среду. В соответствии с перечисленными документами Президент РФ своими указами разра­батывает механизм имплементации международных норм по правам человека в национальную правовую систему.

В-третьих, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, противоречащих Конституции Рос­сии и федеральным законам. Так, например, указом Президента РФ от 15 мая 2000 г. было приостановлено действие постановления главы администрации Смоленской области от 26 июня 1998 г. «О взимании платежей за загрязнение окружающей природной среды от иностран­ных юридических лиц и граждан, эксплуатирующих автотранспортные средства на автодорогах Смоленской области».

Задача осуществления мер по обеспечению экологических прав граж­дан входит в компетенцию Правительства Российской Федерации. Свое конституционное закрепление это положение находит в п. «в» ч.1 ст. 114 Конституции РФ, согласно которому Правительство России обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии. Согласно п. «е» указанной статьи, Правительство РФ осу­ществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, куда входит и право на благоприятную окружающую среду.

Указанные полномочия конкретизированы в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. (ред. от 1 июня 2005 г.). Согласно ст. 18 данного закона, Правительство РФ обеспечивает проведение единой государс­твенной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по реализации права граждан па благоприятную окружающую среду, по обеспечению эколо­гического благополучия.

Для этого Правительство РФ занимается разработкой и реализацией государственных экологических программ, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в области охраны окру­жающей среды, принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий, организует деятельность но охране и рацио­нальному использованию природных ресурсов, регулированию при­родопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации, координирует деятельность по предотвращению стихий­ных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликви­дации их последствий.

Аналогичные полномочия присущи и органам исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации в пределах их юрисдикции. Они осуществляют правовое регулирование охраны окружающей среды с учетом специфических социально-экономических, природно-климати­ческих, экологических, исторических и иных особенностей регионов и требований Конституции РФ и федеральных законов в области охраны окружающей среды.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ отно­сится: участие в реализации федеральной политики в области экологичес­кого развития; участие в осуществлении государственного мониторинга Природоохранные полномочия органов Местного самоуправления представляют собой определяемую федеральными и региональны­ми законами, уставом муниципального образования и специальными соглашениями совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной на сохранение и восста­новление окружающей среды, предотвращение негативного воздейс­твия хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности.

Целью экологической деятельности органов местного самоуправ­ления является создание, исходя из конкретных местных условий (исторических, географических, природно-климатических и т.д.) дополнительных гарантий реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Такими гарантиями могут выступать, например, образование особо охраняемых природных территорий местного значения, направление ходатайств в органы государственной власти РФ о придании территории города (района) статуса зоны экологического бедствия с выделением соответству­ющего финансирования для восстановления надлежащего качества окружающей среды, выделение средств местного бюджета на приро­доохранные нужды и т.д.

Экологическими проблемами в городских и районных, муниципаль­ных образованиях может заниматься либо специальная экологическая служба, входящая в состав местной администрации, либо различные подразделения исполнительного органа, осуществляющие управление в конкретных отраслях муниципального хозяйства, и решающие вопро­сы охраны окружающей среды в комплексе с другими. Представляется, что возможность создания специальных экологических служб в системе органов местного самоуправления зависит как от экологической обста­новки в муниципальном образовании, так и от наличия у соответству­ющих органов местного самоуправления необходимых финансово-эко­номических ресурсов.

Установленные законами Российской Федерации и субъектов Рос­сийской Федерации полномочия органов местного самоуправления по охране окружающей среды реализуются в практической деятельности этих органов по-разному. Это происходит в силу ряда причин, имею­щих как объективный, так и субъективный характер. С одной стороны, деятельность органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере может зависеть от трех групп объективных факторов. Во-первых, от того, является ли муниципальное образование городским или сель­ским. В городских поселениях с развитой промышленностью состояние окружающей среды часто обусловливает создание отдельных комитетов по охране окружающей среды в структуре городской администрации. Для населения сельских муниципальных образований более актуальны вопросы, связанные с ведением сельскохозяйственного производства. Экологические вопросы (например, в части загрязнения сельскохо­зяйственных земель пестицидами и агрохимикатами) могут решаться в рамках управления сельским хозяйством, в связи с чем отдельных экологических служб не создается.

Во-вторых, даже в рамках одинаковых по территориальной прина­длежности (например, два городских или два сельских) муниципаль­ных образованиях, экологическая обстановка на их территории может существенно различаться. Поэтому мы обнаружим принципиальные различия в первоочередности экологических проблем, например, для органов местного самоуправления города Череповца, признанного госу­дарственной экологической экспертизой зоной чрезвычайной экологи­ческой ситуации, и деятельностью органов местного самоуправления большинства других городских поселений.

В-третьих, городские (сельские) муниципальные образования, даже при наличии примерно одинакового состояния окружающей среды, отличаются по экономическому положению и, следовательно, по воз­можности финансирования природоохранных мероприятий. Сущест­вуют и субъективные факторы, связанные с опытом, эколого-иравовой культурой муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления, иными обстоятельствами, не имею­щими прямого отношения к охране окружающей среды.

Если же говорить о непосредственных полномочиях органов местного самоуправления, то следует иметь в виду, что Закон о местном самоуп­равлении различает четыре вида муниципальных образований и, соот­ветственно, закрепляет вопросы местного значения поселения, муни­ципального района и городского округа (вопросы местного значения внутригородской территории определяет город федерального значения самостоятельно). К числу экологических вопросов местного значения поселения закон относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организацию благоустройства и озеленения территории посе­ления, использования и охраны городских лесов, создание, развитие-и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения (п.п.18,19, 27 ч.1 ст.14).

Среди экологических вопросов местного значения муниципального района закон называет организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организацию утилизации и пере­работки бытовых и промышленных отходов; создание, развитие и обеспе­чение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района (пп.9,14, 22 ч.1 ст. 15).

К экологическим вопросам местного значения городского округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоус­тройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа (пп.11, 24, 25, 30 ч.1 ст. 16).

Данный перечень не является исчерпывающим и может быть допол­нен федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.