Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный экологический контроль




Государственный экологический контроль представляет собой систему мер, проводимых органами государственной власти Российской Феде­рации и ее субъектов, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений международных принципов и норм, федераль­ных законов и иных нормативных правовых актов, обеспечение соб­людения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Государственный экологический контроль следует подразделить на общий, осуществляемый органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.), и специальный, осуществляемый органами исполнительной власти Российской Федерации (МПР России и дру­гие) и субъектов РФ.

Специальный государственный экологический контроль может быть предупредительным и текущим. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Он осуществляется на стадии планирования или проектирования этой деятельности, реали­зации проекта, ввода объектов в эксплуатацию различными способами. Основными из них являются проведение государственной экологической экспертизы, а также проведение согласования намечаемой деятельности с природоохранительными органами, выдача ими заключений на проек­ты решений.

В настоящий момент последняя разновидность предупредительного контроля указана, например, в ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ред. от 31 декабря 2005 г.), согласно которой размещение, проектиро­вание, строительство, реконструкция и bbozi в эксплуатацию хозяйс­твенных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Текущий государственный экологический контроль осуществляется - специально уполномоченными федеральными органами на стадии эксплу­атации предприятий и иных экологически значимых объектов. Например, согласно ст. 10 Закона об уничтожении химического оружия осущест­вляется надзор и контроль за безопасностью ведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и состоянием окружающей среды на объектах по хранению и уничтожению, химического оружия, в зонах защитных мероприятий, а также по маршрутам его перевозки.

В числе основных видов (направлений) государственного экологичес­кого контроля в Российской Федерации можно выделить:

а) контроль за состоянием природных объектов: земель (особенно земель сельскохозяйственного назначения); лесов; вод; атмосферного воздуха; животного мира; недр;

б) контроль за состоянием природных комплексов на особо охраняе­мых природных территориях, в исключительной экономической зоне, континентальном шельфе, внутренних морских водах и в территориаль­ном море и т.д.:

в) контроль за соблюдением экологических требований в отдельных сферах деятельности: в промышленности, в сфере обращения с отхода­ми, при уничтожении химического оружия, за радиационной обстанов­кой и т.д.

Функция контроля за состоянием окружающей среды в той или иной мере присуща нескольким федеральным органам исполнительной влас­ти. Наиболее обширные, на наш взгляд, полномочия в данной сфере присутствуют у двух федеральных органов: Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (находится в ведении МПР России). Последняя осуществляет надзор и контроль в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства); органи­зации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов и т.д.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, кроме объектов федерального экологичес­кого контроля. Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государс­твенный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется законодательством субъектов РФ.

Государственный экологический контроль как элемент механизма управления качеством окружающей среды имеет ряд особенностей. Первая особенность состоит в том, что он носит надведомственный характер, охватывает все природные ресурсы, их состояние, а также дея­тельность любых природопользователей не зависимо от подчиненности и форм собственности. Для него нет закрытых зон. Такой вывод следует из ст. 66 Закона об охране окружающей среды, согласно которой госу­дарственные инспектора в области охраны окружающей среды вправе осуществлять экологический контроль на оборонных и иных объектах, подлежащих государственной охране.

Вторая его особенность заключается в содержании мер администра­тивного принуждения, применяемых государственными инспекторами к нарушителям экологического законодательства. К их числу относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения наруше­ний санитарного законодательства, выдача предписаний) и т.д.

Необходимо иметь в виду, что законодательством предусматривается ряд гарантий интересов индивидуальных предпринимателей и юриди­ческих лиц от произвола со стороны контрольных органов посредством уточнения взаимных прав, обязанностей и ответственности, а также установления правовых процедур контроля. Такие гарантии, в частнос­ти, предусматривает Закон РФ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защи­те прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (ред. от 31 декабря 2005 г.). Например, ст. 7 данного закона устанавливает перечень осно­ваний, при наличии которых контрольный орган вправе проводить внеплановые контрольные проверки. К их числу относится получение контрольными органами информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружаю­щей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества и т.д.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определен постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 777 «О перечне объектов, подлежащих феде­ральному государственному экологическому контролю».

Данное постановление определяет следующие объекты федерально­го экологического контроля. Во-первых, это объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации: объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральным транс­порту, путям сообщения, информации и связи; объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относящиеся к оборонному про­изводству, производству ядовитых веществ и наркотических средств; объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собс­твенности, в том числе землях лесного фонда Российской Федерации; объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод, террито­риального моря, исключительной экономической зоны, и континенталь­ного шельфа Российской Федерации, а также объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природ­ные территории федерального значения, государственные природные заповедники и иные природные комплексы, имеющие особое природо­охранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, занесенные в Красную книгу почв Рос­сийской Федерации, и леса; зоны произрастания или места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу РФ, в том числе подпадающих под действие международных договоров РФ; природные объекты Байкальской природной территории.

Во вторую группу входят объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации: объекты для размещения более 10000 тонн в год отходов 1-го и 2-го класса опасности; объекты, имеющие более 15 млн. куб. метров годовых сбросов сточных вод или относительно меньшие валовые, но более токсичные сбросы; объекты, имеющие более 500 тонн годовых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; объекты, расположенные на территории водосборных площадей трансграничных водных объектов, производящие сброс или удаление иным способом вредных (загрязняющих) веществ в поверхностные или подземные водные объекты; объекты, отнесенные законодательством Рос­сийской Федерации к категории опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся; транспортируются, уничтожаются вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды.

Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды закреплены в ст.66 Закона об охране окружающей среды. К данному перечню следует лишь добавить, что отдельные права и обязанности государственных инспекторов могут конкретизироваться в иных федеральных законах, например, ст.27 Закона об охране атмосферного воздуха и некоторых иных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.