Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественный экологический контроль




Общественный экологический контроль осуществляется обществен­ными и иными некоммерческими объединениями, а также гражданами и имеет многолетнюю историю. Впервые термин «общественный конт­роль» был использован в январе 1956 г., когда постановлением Совета Министров РСФСР был утвержден «Устав Всероссийского общества содействия охране природы и озеленению населенных пунктов». Одна­ко долгие годы общественный экологический контроль не имел само­стоятельного значения и рассматривался в качестве придатка системы государственных контрольных органов.

По действующему законодательству целью проведения общественного экологического контроля является проверка соблюдения требований экологического законодательства органами государственной власти и. местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, а также оказание содействия компетентным органам в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природ­ных ресурсов. Проведение данных мер будет способствовать реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Правовую основу участия общественности в экологическом контроле составляют Конституция РФ, Закон РФ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 10 января 2006 г.), Л К РФ, В К РФ, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и иные нормативные правовые акты.

По критерию видов (направлений) общественного экологического контроля следует выделить контроль за состоянием отдельных видов природных объектов (например, объектов животного мира в соответс­твии со ст. 10 Закона о животном мире), контроль за осуществлением экологически значимой хозяйственной и иной деятельности в различ­ных сферах экономики (радиационная безопасность, градостроительная деятельность и т.д.), контроль за осуществлением экологических проце­дур общего характера (своевременностью, полнотой и достоверностью предоставления компетентными органами экологической информации, участие в общественных экологических экспертизах и т.д.).

Общественный экологический контроль, как и государственный, осуществляется в форме предупредительного и текущего. Предупреди­тельный контроль может проявляться в участии граждан, обществен­ных и иных некоммерческих объединений в проведении общественных обсуждений в ходе осуществления ОВОС, референдумах по экологи­ческим вопросам, участии в проведении общественной экологической экспертизы, а также направлением своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы.

Текущий экологический контроль граждане, общественные и иные некоммерческие объединения осуществляют, предъявляя требования органам государственной власти, местного самоуправления, хозяйс­твующим субъектам о предоставлении информации о состоянии окру­жающей среды и мерах по се охране, сообщая компетентным органам об известных им экологических правонарушениях, обращаясь в суд с исками об отмене решений о строительстве, реконструкции или эксплу­атации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, приос­тановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказы­вающей негативное воздействие на окружающую среду и т.д.

В осуществлении вышеназванных форм общественного экологичес­кого контроля могут принимать участие не только специализированные экологические общественные и иные некоммерческие объединения, но и профессиональные союзы. Так, согласно п.2 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 9 мая 2005 г.), профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством (текущий контроль).

Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производствен­ных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплу­атируемых механизмов и инструментов (предупредительный контроль).

Результаты общественного экологического контроля, оформленные в форме обращений, жалоб или иных предусмотренных законодательством формах, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуп­равления, подлежат обязательному рассмотрению. Например, граждане вправе обратиться с обращением в орган местного самоуправления, в котором высказать предложения по совершенствованию его работы в области охраны окружающей среды, либо с требованием о предоставле­нии информации о намечающемся строительстве и необходимости учета общественного мнения в соответствии с градостроительным и экологи­ческим законодательством. Должностные лица соответствующего органа местного самоуправления обязаны в течение месяца дать письменный ответ гражданам по существу обращения. В противном случае, в соответс­твии с законом соответствующего субъекта РФ, такие муниципальные должностные лица могут быть привлечены к административной ответс­твенности (ст. 32 Закона о местном самоуправлении).

Появление подобных норм в федеральных и региональных законах вполне оправдано в свете нередкого противостояния экологической общественности и органов власти, которое иногда принимает крайние формы. Например, несколько лет назад экологи города Калининграда принесли к дверям мэрии настоящий гроб, в котором лежало спиленное дерево. Эта акция привела к началу серьезного сотрудничества обще­ственности и городских властей.1

Однако в целом, сегодня система общественного экологического кон­троля еще продолжает формироваться. Наиболее перспективная сфера, которую он может занять - это создание дополнительных информа­ционных возможностей для работы государственного экологического контроля. Дублирование функций государственного экологического контроля представляется малоэффективной задачей. В то же время при налаженном взаимодействии с государственными контрольными органами, общественные объединения и граждане могли бы оперативно предупреждать компетентные органы о существующей экологической обстановке во дворе, микрорайоне, квартале и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.