Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И охране природных объектов

Сельскохозяйственного назначения

Понятие объекта сельскохозяйственного назначения экологическое законодательство не раскрывает. Федеральные законы (например, п. 19 ч.1 ст. 251 НК РФ) или подзаконные акты (Постановление Прави­тельства РФ от 18 декабря 1996 г. «О Федеральной целевой програм­ме развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы») также исчерпывающего перечня таких объектов не дают, упоминая лишь в числе объектов сельскохозяйственного назна­чения «животноводческие помещения», «мелиоративные объекты», «внутрихозяйственные водопроводы» и т.д.

Более полный перечень объектов сельскохозяйственного назначения содержат Санитарные правила - нормативные акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для чело­века, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Так, согласно Санитарным правилам СП 3.1.084-96, при планировке, строительстве, реконструкции, модернизации животноводческих комп­лексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по произ­водству, переработке и хранению продуктов животноводства, крестьян­ских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан (далее - объекты сельскохозяйственного назначения) должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержа­ния животных, производства продуктов животноводства и предупреж­дения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней человека и животных.

Предоставление земельного участка под строительство, утверждение документации на строительство, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию объектов сельскохозяйственного назначения допускаются только при наличии заключения специально уполномоченных федераль­ных органов исполнительной власти о соответствии проектной докумен­тации действующим санитарным и ветеринарным нормам и правилам.

Граждане и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения, в случае нарушения санитарных и ветеринарных правил или невозможности их выполнения, обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ и их финансирование но постановлению главного государственного санитар­ного врача или его заместителя, главного государственного ветеринар­ного инспектора или его заместителя.

Согласно п.З ст.42 Закона об охране окружающей среды, объекты сель­скохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха. Санитарно-защитная зона - это установленный в соответствии с санитарной классификацией для экологически опасных предприятий и иных объектов участок земли, прилегающий к их территории, в целях создания «барьера» между предприятием и жилой застройкой для обес­печения права граждан на благоприятную окружающую среду.

В большинстве случаев экологическое и природоресурсовое законо­дательство прямо запрещает ввод в эксплуатацию, например, животно­водческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон. Достаточность шири­ны санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лаборатор­ных исследований атмосферного воздуха в районах размещения анало­гичных действующих объектов. Конкретный размер СЗЗ определяется в соответствии с Санитарными правилами, которые выделяют пять классов опасности сельскохозяйственных объектов.

Анализ экологического и природоресурсового законодательства поз­воляет выделить конкретный перечень обязательных мероприятий по охране почв, водных объектов, объектов животного мира и т.д., которые должны проводить сельскохозяйственные организации и граждане при эксплуатации сельскохозяйственных объектов. Среди них необходимо отметить следующие. Во-первых, обязанность сельских товаропроизводителей соблюдать требования по повышению плодородия земель, проводить мероприятия по охране почв и земель. Под плодородием земель сельскохозяйственно­го назначения экологическое законодательство понимает способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйс­твенных культурных растений. Обязанность соблюдать эти требова­ния предполагает осуществление производства сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими (ограничивающими) неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду в целях предотвращения деградации земель.

Законодательством предусматривается и ряд государственных гаран­тий обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. С одной стороны, к числу таких гарантий следует отнести меры по госу­дарственной поддержке деятельности по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В их числе - стимулирование инвес­тиционной деятельности по воспроизводству плодородия земель сельско­хозяйственного назначения, развитие инфраструктуры государственной агрохимической службы, организация научных исследований обеспече­ния плодородия земель сельскохозяйственного назначения и т.д.

С другой стороны, земельное законодательство устанавливает приори­тет охраны сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйс­твенного назначения. Изъятие продуктивных сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища и т.д.) для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях либо запрещается. В целях предотвращения деградации земель и восстановления плодородия почв может осуществляться консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 13 ЗК РФ).

Во-вторых, законодательством предусматривается проведение граж­данами и юридическими лицами обязательных мероприятий по охране объектов животного мира, общий перечень которых сформулирован ст. 22 Закона о животном мире. Ряд подзаконных актов привязывает этот перечень непосредственно к деятельности сельскохозяйственных юридических лиц и граждан. Суть данных мероприятий сводится к тому, чтобы в процессе сельскохозяйственного производства не допус­калось применение технологий и механизмов, которые вызывают массо­вую гибель объектов животного мира, изменение среды их обитания.

При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйс­твенную технику, порядок работ, исключающие возможность гибе­ли животных. Производственные объекты, способные вызвать гибель объектов животного мира, должны иметь санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение окружающей среды. Запрещается сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных.

Владельцы сельскохозяйственных угодий по согласованию со спе­циально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания обязаны обеспечивать защиту объектов животного мира в пределах этих угодий в периоды размножения и линьки и сохранение участков, являющихся убежищами для объек­тов животного мира.

В-третьих, водное законодательство предусматривает ряд требова­ний и обязательных мероприятий по охране водных объектов от загряз­нения различными вредными веществами. Так, согласно ст. 103 ВК РФ, применение ядохимикатов и других химических средств допускается только в случае, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов. Приведенный перечень обязательных мероприя­тий не является исчерпывающим.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экологические требования по эксплуатации объектов | Использовании мелиоративных систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.