Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование охраны лесов




Лес - это совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное эко­логическое, экономическое и социальное значение. Согласно ст. 7ЛК РФ, лесной фонд составляет только часть лесных природных ресурсов, поскольку в его состав не входят леса, расположенные на землях оборо­ны и землях городских и сельских поселений. Не включается в состав лесного фонда и древесно-кустарниковая растительность, расположен­ная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях водного фонда (на полосах отвода каналов) и на некоторых иных категориях земель.

В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и непокрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, заня­тые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лес­ного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйс­твенными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположен­ные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель и фиксируются в Лесном кадастре. Следует подчеркнуть, что деревья, произрастающие в лесах, являются объектами лесных отношений и самостоятельного правового регули­рования лишь до тех пор, пока сохраняется биологическая связь между деревьями и прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей - с другой. Использование древесины и иных заготовленных даров леса регулируется гражданским, а не лесным или экологическим законодательством.

В настоящий момент в юридической литературе постепенно оформляется «узкое» и «широкое» понимание охраны лесов. Так, Н. Г. Баканева полагает, что лесное законодательство различает «охра­ну» в узком смысле, как охрану от различного рода нарушений лесного законодательства, и в «широком» смысле - как предотвращение исто­щения, загрязнения, разрушения лесного комплекса, осуществляемое не только путем рационального использования земель и лесов. Раскрывая содержание правового способа охраны окружающей среды, указанный автор включает в качестве его элементов нормы, закрепляющие пере­чень охраняемых природных объектов, нормы, определяющие систему и порядок осуществляемого экологического контроля, нормы, устанавли­вающие ответственность за вред, причиненный природной среде.

Не соглашаясь с таким подходом, О.В. Куликова отмечает, что охрана лесов осуществляется посредством целого комплекса правовых мер, куда входят государственный контроль за состоянием, использованием и охраной лесов; организация лесного хозяйства; планирование и выпол­нение мероприятий по охране лесов от пожаров, вредителей и болезней леса; установление прав и обязанностей лесопользователей.

На наш взгляд, для обеспечения охраны лесов как составной части окружающей среды, лесное законодательство предусматривает две основных группы мероприятий. Во-первых, производит разделение лес­ного фонда на леса первой, второй и третьей групп в соответствии с эко­номическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями. В этом наиболее ярко проявляется природоохранное и природоресурсовое направление взаимодействия природы и общества. К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохран­ных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных фун­кций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плот­ностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиеничес­кие, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплу­атационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесны­ми ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имею­щие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древе­сины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса.

В лесах всех указанных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего - и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и другие).

На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования. Решения о запрещении рубок главного поль­зования на этих участках принимаются территориальными органами феде­рального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Кроме установления дифференцированного правового режима в разных группах лесов, лесное и экологическое законодательство предусматривает возложение на граждан и юридических лип, а также органы государственной власти определенных обязанностей по охране лесов, обусловленных целями охраны и защиты лесного фонда и не входящих в него лесов.

Так, согласно ст.83 ЛК РФ лесопользователи, в частности, обязаны не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде; вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воз­действие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов; соб­людать на предоставленных им в пользование участках лесного фонда правила пожарной безопасности в лесах и проводить противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение; проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности лесопользователей уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность; возмещать убытки и потери лесного хозяйства; соблюдать санитарные правила в лесах и т.д.

В целях повышения продуктивности лесов органы управления лесным хозяйством обязаны: осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветро­вой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудша­ющих состояние земель, а также иные работы по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств. При этом обеспечиваются сохранность и своевременное воспроизводство кедра, дуба, бука и других ценных древесных пород.

Кроме того, ст.91 Л К РФ предусматривает их обязанность осущест­влять рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок; принимать меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов и проведению гидролесомелиорации избыточно увлажненных земель; строить дороги лесохозяйственного назначения; оказывать лесопользователям помощь в выборе способов воспроиз­водства лесов, обеспечении посевным и посадочным материалами и оплачивать в установленном порядке выполненные ими лесовосстано­вительные мероприятия.

Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.