Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха




Много лет назад А.Н. Радищев в своем знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» восклицал, что единственное, чего нельзя отнять у крестьянина, так это воздух. Научно-технический прогресс подвел нас к решению этой задачи, обусловив параллельное формирование воздухоохранного законодательства, о котором и пойдет речь ниже.

Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей при­родной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмос­феры, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Атмосферный воздух реально используется в трех формах: в качестве естественного резервуара для выбросов; в процессе выделения и присвоения ресурсов (компонентов) атмосферного воздуха; в процессе общего природопользования, то есть использования человеком ресурсов атмосферного воздуха как естественного условия жизни.

Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и субъек­тов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физи­ческими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Охрана атмосферного воздуха занимает особое место в системе охра­ны окружающей среды, особенно если учесть, что в последние годы антропогенное воздействие на воздушную среду резко усилилось. Например, современный реактивный лайнер при перелете из Европы в Америку за время полета потребляет столько кислорода, сколько произ­водит за это же время 25 тысяч гектаров леса.

Действующая правовая конструкция охраны атмосферного воздуха существенно отличается от аналогичных конструкций охраны земли, лесов и иных природных объектов. Эта особенность заключается в отсутствии права собственности на воздух у какого-то субъекта. При этом всеми государствами атмосферный воздух активно используется в качестве ассимиляционного потенциала размещения в нем выбросов вредных веществ на основании разрешения компетентных государс­твенных органов. Таким образом, в отношении атмосферы государство объективно осуществляет правомочия собственника (устанавливая лимиты вредных выбросов), а хозяйствующие субъекты - правомочия пользователей. Поэтому, официальное признание атмосферы объектом природопользования имело бы большое как теоретическое, так и прак­тическое значение, позволило бы упорядочить атмосферопользование, в том числе в процессе эксплуатации автотранспорта..

Несмотря на указанную недоработку, в России объективно сущес­твует система правовых норм, регулирующих охрану атмосферного воздуха от антропогенных воздействий. Как отмечал Р.Х. Габитов, «в настоящее время в российской действительности сложились специфи­ческие общественные воздухоохранные отношения, которые нуждаются в обособленном правовом регулировании». Следовательно, существует и воздухоохраиное право, имеющее самостоятельный предмет регулиро­вания - воздухоохранные общественные отношения, которое опирается на определенные принципы, являющиеся как общими для всего эко­логического права, так и характерными для этой общности правовых норм; имеет свою систему и внутреннюю структуру. Другие авторы предлагали иное наименование рассматриваемой правовой общности. Так, М.М. Бринчук предлагал называть формирующуюся отрасль права «воздушным правом», выделяя соответственно, и «воздушное законо­дательство». Несмотря на наличие терминологических дискуссий, в России реально сложилось законодательство об охране атмосферного воздуха от негативных воздействий, а его основным направлением является установление обязанностей природопользователей и органов публичной власти.

В числе обязанностей природополъзователей (главным образом, юри­дических лиц) следует отметить необходимость соблюдения нормативов вредного воздействия на атмосферный воздух; планирование мероприятий по охране воздуха; необходимость получения разрешения на выброс вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешений на вред­ное физическое воздействие на атмосферный воздух; проведение инвента­ризации выбросов; осуществление производственного контроля и т.д.

Разновидностью данной группы обязанностей являются требования по охране атмосферного воздуха не только на стадии эксплуатации, но и на стадиях проектирования, размещения, строительства и реконструк­ции объектов хозяйственной и иной деятельности.

Ряд обязанностей возложен и на органы государственной власти, в том числе установление порядка разработки и утверждения гигиеничес­ких и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, пре­дельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосфер­ного воздуха; формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха; установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; организация и финансирование государственного мониторинга атмос­ферного воздуха и обеспечение его проведения; организация информи­рования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха.

Законодательство об охране атмосферного воздуха прямо запрещает проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухуд­шению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и животных, наступлению необратимых последствий для людей и окру­жающей среды.

Рассматривая проблему охраны атмосферного воздуха, следует учи­тывать и ее трансграничный аспект. По некоторым данным, на Европей­ской территории России за год выпадает 2,4 млн. тонн окисленных серы и азота, в том числе 1,39 млн. тонн (57%) в результате трансграничного переноса. Основной вклад в трансграничное подкисление территории России вносят Украина, Польша, Беларусь, Румыния и Германия. Сум­марные выпадения окислов серы и азота от российских источников, расположенных в Европейской части России, составили 1,4 млн. тонн. Практически две трети населения России проживает на территориях, где уровень загрязнения атмосферного воздуха не соответствует гигие­ническим нормативам.

В связи с этим важно отметить вступление в силу для России Киотского протокола, согласно которому развитые страны и страны с переход­ной экономикой, являющиеся сторонами Протокола, должны в целом осуществить сокращение выбросов парниковых газов к 2008-2012 годам не менее чем на 5% от уровня 1990 г. Реализация данных положений Россией должна привести к поиску и внедрению новых природоохран­ных технологий в сфере охраны атмосферного воздуха от антропоген­ных воздействий.

Пока же недостаточная эффективность законодательства об охране атмосферного воздуха обусловлена недостатками: а) политико-эконо­мического характера; б) юридического характера; в) правоприменитель­ной деятельности, влияющей на состояние и развитие законодательства; г) научного, организационного, финансового и иного обеспечения зако­нопроектных работ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.