КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха
Много лет назад А.Н. Радищев в своем знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» восклицал, что единственное, чего нельзя отнять у крестьянина, так это воздух. Научно-технический прогресс подвел нас к решению этой задачи, обусловив параллельное формирование воздухоохранного законодательства, о котором и пойдет речь ниже. Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Атмосферный воздух реально используется в трех формах: в качестве естественного резервуара для выбросов; в процессе выделения и присвоения ресурсов (компонентов) атмосферного воздуха; в процессе общего природопользования, то есть использования человеком ресурсов атмосферного воздуха как естественного условия жизни. Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Охрана атмосферного воздуха занимает особое место в системе охраны окружающей среды, особенно если учесть, что в последние годы антропогенное воздействие на воздушную среду резко усилилось. Например, современный реактивный лайнер при перелете из Европы в Америку за время полета потребляет столько кислорода, сколько производит за это же время 25 тысяч гектаров леса. Действующая правовая конструкция охраны атмосферного воздуха существенно отличается от аналогичных конструкций охраны земли, лесов и иных природных объектов. Эта особенность заключается в отсутствии права собственности на воздух у какого-то субъекта. При этом всеми государствами атмосферный воздух активно используется в качестве ассимиляционного потенциала размещения в нем выбросов вредных веществ на основании разрешения компетентных государственных органов. Таким образом, в отношении атмосферы государство объективно осуществляет правомочия собственника (устанавливая лимиты вредных выбросов), а хозяйствующие субъекты - правомочия пользователей. Поэтому, официальное признание атмосферы объектом природопользования имело бы большое как теоретическое, так и практическое значение, позволило бы упорядочить атмосферопользование, в том числе в процессе эксплуатации автотранспорта..
Несмотря на указанную недоработку, в России объективно существует система правовых норм, регулирующих охрану атмосферного воздуха от антропогенных воздействий. Как отмечал Р.Х. Габитов, «в настоящее время в российской действительности сложились специфические общественные воздухоохранные отношения, которые нуждаются в обособленном правовом регулировании». Следовательно, существует и воздухоохраиное право, имеющее самостоятельный предмет регулирования - воздухоохранные общественные отношения, которое опирается на определенные принципы, являющиеся как общими для всего экологического права, так и характерными для этой общности правовых норм; имеет свою систему и внутреннюю структуру. Другие авторы предлагали иное наименование рассматриваемой правовой общности. Так, М.М. Бринчук предлагал называть формирующуюся отрасль права «воздушным правом», выделяя соответственно, и «воздушное законодательство». Несмотря на наличие терминологических дискуссий, в России реально сложилось законодательство об охране атмосферного воздуха от негативных воздействий, а его основным направлением является установление обязанностей природопользователей и органов публичной власти.
В числе обязанностей природополъзователей (главным образом, юридических лиц) следует отметить необходимость соблюдения нормативов вредного воздействия на атмосферный воздух; планирование мероприятий по охране воздуха; необходимость получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешений на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух; проведение инвентаризации выбросов; осуществление производственного контроля и т.д. Разновидностью данной группы обязанностей являются требования по охране атмосферного воздуха не только на стадии эксплуатации, но и на стадиях проектирования, размещения, строительства и реконструкции объектов хозяйственной и иной деятельности. Ряд обязанностей возложен и на органы государственной власти, в том числе установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха; формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха; установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения; организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха. Законодательство об охране атмосферного воздуха прямо запрещает проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.
Рассматривая проблему охраны атмосферного воздуха, следует учитывать и ее трансграничный аспект. По некоторым данным, на Европейской территории России за год выпадает 2,4 млн. тонн окисленных серы и азота, в том числе 1,39 млн. тонн (57%) в результате трансграничного переноса. Основной вклад в трансграничное подкисление территории России вносят Украина, Польша, Беларусь, Румыния и Германия. Суммарные выпадения окислов серы и азота от российских источников, расположенных в Европейской части России, составили 1,4 млн. тонн. Практически две трети населения России проживает на территориях, где уровень загрязнения атмосферного воздуха не соответствует гигиеническим нормативам. В связи с этим важно отметить вступление в силу для России Киотского протокола, согласно которому развитые страны и страны с переходной экономикой, являющиеся сторонами Протокола, должны в целом осуществить сокращение выбросов парниковых газов к 2008-2012 годам не менее чем на 5% от уровня 1990 г. Реализация данных положений Россией должна привести к поиску и внедрению новых природоохранных технологий в сфере охраны атмосферного воздуха от антропогенных воздействий. Пока же недостаточная эффективность законодательства об охране атмосферного воздуха обусловлена недостатками: а) политико-экономического характера; б) юридического характера; в) правоприменительной деятельности, влияющей на состояние и развитие законодательства; г) научного, организационного, финансового и иного обеспечения законопроектных работ.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |