Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эклектики

Киники

Школа философии, которая также шла «на понижение» познавательного пафоса. Связана с именем Диогена, прозванного в Афинах «собакой» (гр. «кинос»). От слова «собака» и пошло название школы. Отсюда также русское «цинизм».

Диоген (400 – 323 гг. до н. э.) родом из Синопа. Долго жил в Афинах в одно время с Платоном, с которым он соперничал, не перенося торжественности Платона, его менторских привычек (что не нравилось в учителе даже Аристотелю).

Учение Диогена:

- Все философы говорят, что надо жить «по природе», но никто из них по природе не живет. То есть все лгут. Жить по природе – значит не обуваться, не одеваться, не варить, не строить жилищ.

- Диоген первым противопоставил природу и культуру. Если жить по природе, то не надо жить по культуре. Диоген, правда, не осмелился утверждать обратное: если жить «по культуре», то «по природе» уже жить не придется.

- Средство философской аргументации Диоген избирает личный пример, личный «образ жизни». Диоген демонстративно делал то, что соответствует природе: мочился под деревьями как собака, на виду у людей лежал на песке в жару, так привлекая внимание людей. За это его критиковал Платон («Сквозь дыры в твоем плаще я вижу твое тщеславие»), а он – Платона. Диоген часто ходил на лекции Платона в саду Академа и пародировал при случае Платона. Однажды Платон небрежно определил человека как существо двуногое, Диоген тут же притащил петуха и сказал: «Вот твой человек». Тогда Платон поправился: «Без перьев». Диоген стал демонстративно ощипывать петуха и т.д.

Презирал всех, кто не живет по природе. Однажды на улице Диоген кричал: «Люди! Люди! Помогите!» Когда все сбежались, он начал всех бить посохом и кричать: «Я звал людей, а не толпу мерзавцев!». В этом же духе – знаменитая история с фонарем. Взяв среди бела дня зажженный ночной фонарь, Диоген бегал по городу с воплем «Ищу человека!». Повстречав какую-нибудь знаменитость, он задерживался, подносил фонарь к лицу и внимательно всматривался… Затем со словами «Опять обознался!» он шел дальше. На вопрос много ли людей было в театре, Диоген ответил: «Народу много, а людей – никого!» Интересно, что своими выходками Диоген третировал весь город, но когда его не стало, все почувствовали, что жизнь стала хуже. Диоген выставили на рынке рабов какого-то острова. Когда мимо шли покупатели, Диоген говорил: «Кто хочет купить господина, купите меня!». Его купили в качестве воспитателя детей для богатой семьи. Сначала его слушали дети, потом мать, в конце концов, и муж матери. Диоген показал себя превосходным педагогом. Афиняне, узнав о рабском положении Диогена, прислали за него выкуп. Однако Диоген к ним намеренно не вернулся.

Вывод: киники утрированно сводят все проявления духовной культуры к телесной реальности. Выступая против умозрительной духовности, против торжественной интеллектуальности, киники приходят не к природе, а к юмору и цинизму.

На самом деле последователей этой школы в обществе сейчас намного больше, чем могло бы показаться. Есть даже целые профессии, в которой цинизм является официальной философией, например, медицина и психиатрия: любовь для медика – это деятельность гормонов, религия для многих психиатров – это психическое отклонение, которое «выражается» в конкретных анализах нейронов и пр. Между тем, сведение культурного к природному и есть цинизм. Много киников и среди простых людей: стремление свести к деньгам всю гамму человеческих наслаждений, например.

 

Диоген не вошел бы в историю философии, если не проводил свою линию столь последовательно. Именно этой неизменной последовательностью Диоген заслужил уважение.

У эклектиков – принципиально противоположный подход: название школы от слова «эклексис», то есть «выбор» (появляется во 2 веке до н.э.).

УЧЕНИЕ. Школа эклектиков позволяет каждому выбирать из любой школы все, что нравится. Комбинируя разные фрагменты из разных школ, можно составлять самому для себя свое мировоззрение и даже выдавать его за свое собственное, «оригинальное». Эклектика характерна для политиков, социально выделяющихся женщин, для молодежи, «которая и жить торопится, и чувствовать спешит».

В Элладе эклектики были высмеяны, но когда Эллада стала частью Рима, эклектика стала рассматриваться в качестве допустимой формы философской образованности.

Открыто защищал эклектику римский политик, оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.). По мнению Цицерона, все философы правы, но при различных жизненных обстоятельствах. Поэтому образованный человек должен знать теорию всех философских школ, а на практике руководствоваться той, которая в конкретных условиях эффективнее других приводит к счастью и успеху.

Цицерон:

«Что посеешь, то и пожнешь»;

«Привычка – вторая натура»;

«Бумага не краснеет»;

«Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга»;

«Не знать истории – значит всегда быть ребенком»;

«Я предпочитаю ошибаться вместе с Платоном, чем разделять правильное суждение с этими людьми».


[1] См.: Костецкий В.В. Вводный курс в философию (лекция по «Пифагореизму»).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Протагор. Удовольствие – для глупцов, радость – для мудрецов | Предмет и объект познания социологии. Понятие социального
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.