Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория социальной стратификации и социальной мобильности




Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества

В предыдущем разделе речь шла о социальной системе как совокупно­сти социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостный социальный объект. От­дельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Социальная структура общества есть часть социальной системы и объ­единяет в себе два компонента: социальные связи и социальный состав. О социальных связях подробно говорилось в теме 3. Социальный состав — это набор элементов, составляющих социальную структуру.

Социальная структура — это устойчивая связь элементов в со­циальной системе. Основными элементами социальной структуры об­щества являются индивиды, занимающие определенные позиции (ста­тус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объе­динения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т. д. Со­циальная структура выражает объективное деление общества на общ­ности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, являет­ся сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

Понятие социальной структуры в обществе обычно употребля­ют в следующих основных смыслах. В широком смысле социальная структура — это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «соци­альная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структу­ра в этом смысле — это совокупность взаимосвязанных и взаимодей­ствующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

В социологии существует большое множество концепций соци­альной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отво­дится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных про­слоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIX в. Это понятие широко использовали французские истори­ки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирова­ния частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплу­ататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой зна­ти, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу.

Этот экономический подход к классам зафиксирован в знамени­том определении классов, которое сформулировал В. И. Ленин в работе «Великийпочин», ставшей хрестоматийной в марксизме на протяжении 70 лет. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного произ­водства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформлен­ному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общест­венного хозяйства» (Ленин В. И. Соч. Т. 39.— С. 15). Таким образом, по Ле­нину, главный признак класса — отношение к средствам производства. Отношения собственности, отношения к средствам производства (вла­дение или невладение) определяют роль классов в общественной орга­низации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (гос­подствующие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития

Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно выте­кает из господствующих в данной общественно-экономической фор­мации экономических отношений, прежде всего, отношений собствен­ности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и бур­жуазия. Неосновные — это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деле­ния в новой формации. Помимо основных и неосновных классов струк­турным элементом общества являются общественные слои (или про­слойки). Социальные слои — это промежуточные или переходные об­щественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладаю­щие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутри­классовыми (часть класса) и межклассовыми К первым можно отнес­ти крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистиче­скую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т. д. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословие», в период вызрева­ния первых буржуазных революций в Европе — городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе — интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Ис­пользование понятия социального строя по мысли марксистских соци­ологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм.

Несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и про­цветания догматизма в марксистской социологии абсолютное гос­подство имело ленинское определение классов, основанное на сугубо экономическом подходе, часть марксистских социологов осознавала, что классы — это более широкое образование. Следовательно, кон­цепция социально-классовой структуры общества должна включать в себя политические, духовные и иные связи и отношения. При более широком подходе в интерпретации социальной структуры общества значительное место отводится понятию «социальные интересы». Интересы — это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руко­водствуются в своих действиях и которые обусловливают их объек­тивное положение в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей. Осознание ин­тересов осуществляется в ходе непрерывно происходящего в обще­стве процесса социального сравнения, то есть сопоставления жиз­ненного положения других социальных групп. Для понимания клас­сов существенное значение имеет термин «коренные социальные интересы», который отражает наличие у крупных социальных объ­единений жизненно важных социальных интересов, которые опре­деляют его существование и общественное положение. На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение классов: классы — это большие социальные группы, различающи­еся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, кото­рые формируются и функционируют на основе коренных социаль­ных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.

Каждая социальная общность является субъектом деятельно­сти и отношений. Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности. Эту программу, соответствующую коренным интересам того или иного класса, вырабатывают его идеологи.

Социальные слои при таком подходе представляют собой со­циальные общности, объединяющие людей на основе каких-то част­ных интересов.

Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры об­щества в немарксистской западной социологии противостоит теория социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структу­ры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистичес­кого общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирова­ния, а также выключения основных держателей акций из сферы управ­ления производством и заменой их наемными менеджерами, отноше­ния собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» (от латинского stratum — слой) или понятием социальная группа, а на сме­ну теории социально-классового строения общества должны прийти те­ории социальной стратификации.

Теории социальной стратификации базируются на представ­лении, что страта, социальная группа, представляет собой реаль­ную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое при­водит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу со­циальной стратификации положить политическое понятие «автори­тет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отноше­ния власти и борьбу между социальными группами за власть. На ос­нове этого понятия Р. Дарендорф делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих не­собственников—бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить, по крайней мере, две под­группы: высшую — «рабочую аристократию» и низшую, низкоква­лифицированных рабочих. Между этими двумя социальными груп­пами находится промежуточный «новый средний класс» — продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом — управляющими.

Близкой по критериям к Дарендорфу является теория социаль­ной стратификации, предложенная американским социологом Л. Уор-нером. Л. Уорнер провел социологические исследования в американ­ских городах методом включенного наблюдения и на основе субъектив­ных самооценок людей относительно их социальной позиции по четырем параметрам - доход, профессиональный престиж, образова­ние, этническая принадлежность — выделил в правящих социальных группах: высшую, высшую промежуточную, средневысшую, сред-непромежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-проме­жуточную. Американский социолог Б. Барбер провел стратификацию общества по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и мо­гущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знания; 4) религи­озная или ритуальная частота; 5) положение родственников; 6) этниче­ская принадлежность. Французский социолог А. Турэн считает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит ме­тодологической основой для формирования теории социальной мо­бильности, или социального передвижения. Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным, ко­торый рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной соци­альной группы в другую. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социаль­ная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном — движение вверх и вниз; 2) го­ризонтальном — передвижение на одном и том же социальном уровне.

Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобиль­ности является вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход одного индивида из данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьей этого индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда со­циальный статус меняется у различных поколений. Французские со­циологи П. Берту и Р. Бурдон утверждали, что социальная мобиль­ность означает переход индивидов из одной социальной категории в другую на протяжении его биографической или профессиональной жизни, на основе сравнения его позиции с социальным статусом его родителей. Таким образом, здесь за точку отсчета берется социаль­ное происхождение. Слабость этой позиции состоит в том, что она как бы предполагает неизменное состояние общества. Но общество дина­мично меняется, и поэтому социальные статусы различных поколе­ний могут быть несопоставимы. Нужны такие критерии, которые поз­воляли бы учитывать изменение социальной структуры общества.

Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно-социологические исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволя­ют судить о степени открытости общества, его демократичности. Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставля­ет возможность для продвижения индивидов и поколений из низ­ших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.