Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика социальных конфликтов

Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситу­ации, переходе, конфликта из одной фазы в другую, формах кон­фликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой мо­дели состоит в установлении параметров, которые влияют на кон­фликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии: предконфликтную, конфликт­ную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая пред-конфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза ха­рактеризуется формированием конфликтной ситуации — накопле­нием и обострением противоречий в системе межличностных и груп­повых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимо­действия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фа­зе развития конфликта.

Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть како­го-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтую­щие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

Конфликтное поведение — характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение — это дейст­вия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать до­стижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интере­сов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание сво­их целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе прини­мает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усу­губляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфе­ре эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, перехо­дом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебнос­ти, которая психически закрепляется в «образе врага». Таким обра­зом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

В современной конфликтологии большое внимание уделяется понятию «сила» участников конфликтов. Сила — способность оппонен­та реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов: 1) физическую си­лу, включая и технические средства, применяемую как инструмент на­силия; 2) информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа докумен­тов, изучения материалов экспертизы и т. д.с целью обеспечения полно­ты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, пороча­щих оппонента, и т. п.; 3) социальный статус, выражающийся в общест­венно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.); 4) прочие ресурсы—деньги, территория, лимит времени, число сто­ронников и т. д. Стадия конфликтного поведения характеризуется мак­симальным использованием силы участников конфликтов, применени­ем всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может высту­пать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

Первая стадия конфликтного поведения порождает тенден­цию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участ­ников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий пере­лом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликт­ного поведения. На этой фазе происходит как бы «переоценка ценностей». Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся оп­ределенный образ конфликтной ситуации, представления об оппо­ненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т. д.

Именно этот образ, то есть идеальная картина конфликтной ситуа­ции, а не сама реальность, является непосредственной психологиче­ской действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представ­ления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна из них, исчерпа­ли свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза «переоценки ценностей» является вместе с тем и фазой «выбора».

Конфликтующие группы могут выбирать следующие про­граммы поведения: 1) достижение своих целей за счет другой груп­пы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени на­пряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить са­му конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта — ста­дия разрешения.

Разрешение конфликта осуществляется как через измене­ние объективной ситуации, так и через субъективную, психологи­ческую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Как уже отмечалось выше, возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объек­тивном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае «образ врага» транс­формируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликт­ное поведение, но сохраняются внутренние побудительные уста­новки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо воле­выми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны. Логика процесса разрешения конфликта показана на рисунке 4:

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диа­гноз его причин. А это предполагает выявление объективно сущест­вующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить «деловую зону» конфликт­ной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюд­ная заинтересованность в преодолении противоречий на основе вза­имного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недо­верия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе це­ли, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей

преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время пе­реговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержатель­ных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологиче­ской и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстри­ровать взаимное уважение друг к другу; 4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть кон­фликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями; 5) все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Компромисс пред­ставляет собой такой способ разрешения конфликта, когда кон­фликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той сто­роне, которая сумела доказать обоснованность своих требований то­му, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окон­чательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и пре­кращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как отдель­ных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он раз­вивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины, функции и субъекты социальных конфликтов | Массовые действия. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.