Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Регулирование цен

Спрос – все возможные объемы товара или услуги, которые потребители (покупатели) желают и могут приобрести при любой из возможных цен в данный период времени (на графике - кривая D).

Величина спроса – определенное количество товара или услуги (Q1, Q2), которое потребитель желает и может приобрести при данной цене. На графике величина спроса – точка (а, б).

Взаимосвязь между ценой и спросом раскрывает закон спроса: между ценой и величиной спроса существует обратная взаимосвязь (снижение цены с P1 до Р2 приводит к росту величины спроса с Q1 до Q2 и наоборот).

Предложение – все возможные объемы товара или услуги, которые производители (продавцы) желают и способны произвести и поставить на рынок при любой из возможных цен в данный период времени (на графике - кривая S).

Величина предложения – определенное количество товара или услуги (Q1, Q2), которое производители (продавцы) желают и способны произвести и поставить на рынок при данной цене (P1,P2). На графике величина предложения – точка (а,б).

Взаимосвязь между предложением и ценой раскрывает закон предложения: между ценой и величиной предложения существует прямая взаимосвязь (снижение цены с P1 до Р2 приводит к снижению величины предложения с Q1 до Q2 и наоборот).

 

Равновесная цена – цена (Pe), при которой наблюдается равенство величин спроса и предложения (Qe).

Если цена выше равновесной (P1), то наблюдается ситуация рыночного избытка – величина предложения превышает величину спроса (Qs>Qd).

Если цена ниже равновесной, то наблюдается ситуация рыночного дефицита – величина спроса превышает величину предложения (Qd>Qs).

Гибкие, чувствительные цены приводят рынок в состояние равновесия (действие механизма «Невидимой руки рынка»).

 

Ценовая эластичность спроса – степень чувствительности величины спроса к изменению цены.

Ценовую эластичность спроса можно оценить при помощи коэффициента эластичности (Еd).

Ed=

Если Ed>1, т.е. процентное изменение величины спроса превышает процентное изменение цены, то спрос эластичен.

Если Ed<1, т.е. процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения цены, то спрос неэластичен.

Если Ed=1, т.е. процентное изменение величины спроса соответствует процентному изменению цены, то спрос единичный.

Цель деятельности коммерческих предприятий – максимизация прибыли, дохода. Валовый доход предприятия TR (выручку) можно рассчитать следующим образом:

TR=P*Q (если весь объем продукции реализуется по одной цене)

TR= (если установлены различные цены для различных видов продукции)

Выбор ценовой политики во многом зависит от ценовой эластичности спроса.

Вид эластичности Увеличение цены Снижение цены
Ed>1 ↑P*↓↓↓Q=↓B ↓P*↑↑↑Q=↑B
Ed<1 ↑↑↑P*↓Q=↑B ↓↓↓P*↑Q=↓B
Ed=1 ↑P*↓Q=B ↓P*↑Q=B

 

Таким образом, если спрос на товар эластичен, то для увеличения выручки следует выбирать политику снижения цен. Если спрос на товар неэластичен, то для увеличения выручки следует выбирать политику роста цен.

В смешанной экономике государство регулирует цены на ряд товаров и услуг, устанавливая верхний и нижний пределы цен.

Верхний предел цены или «потолок цены» - законодательно определенный максимум цены, который может быть установлен производителем (продавцом) товара или услуги.

«Потолок цены» устанавливается с целью поддержания наименее обеспеченных потребителей товаров и услуг.

«Потолок цены» может быть связанным и несвязанным. Связанный «потолок цены» (Pc) ниже равновесной цены (Pe), таким образом, он связывает рыночные силы, препятствуя восстановлению рыночного равновесия.

Проблемой в данном случае может стать дефицит товара или услуги, если государство не примет мер по его исключению (стимулирование предложения посредством льготного налогообложения, ограничение спроса посредством распределения товара по талонам и т.д.) (рис. 3)

 

Несвязанный «потолок цены» (Pс) устанавливается выше равновесной цены (Pe). В данном случае рыночные силы не связаны. Потребители (покупатели) не получают поддержку государства. Цель установления данного предела цены - поддержания наименее обеспеченных потребителей товаров и услуг - не выполняется (рис. 4).

Нижний предел цен или «пол цены» - это минимум цены товаров и услуг, установленный законодательно. Он устанавливается с целью поддержания производителей определенных групп товаров и услуг.

«Пол цены» может быть связанным и несвязанным.

Связанный «пол цены» устанавливается выше равновесной цены. Он препятствует рыночным силам восстановить рыночное равновесие (рис. 5). Негативным последствием действий правительства может стать образование избытка товара или услуги. В данном случае необходимо стимулировать спрос (гос. закупки) или ограничивать предложение (установление норм производства).

 

 

Несвязанный «пол цены» устанавливается ниже равновесной цены. Он не выполняет функцию поддержания производителей (рис. 6). Негативным последствием может также стать развитие теневой экономики, снижение уровня жизни.

Вопрос о вмешательстве государства в экономику является дискуссионным на протяжении столетий. Так, классики утверждали, что рынок должен сам себя регулировать, а вмешательство государства в экономику вредно. О необходимости государственного регулирования экономики писали К. Маркс, Дж. М. Кейнс. В современной экономике существует единое мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Дискуссии ведутся лишь о степени этого влияния.

Одним из направлений государственного регулирования является регулирование цен в экономике. Оно направлено на решение следующих основных проблем:

- торможение инфляционного роста цен,

- оптимальное соотношение ресурсов в экономике,

- мобилизация бюджетных средств,

- поддержание малообеспеченных слоев населения.

Для реализации этих целей используются инструменты социальной, структурной, денежно-кредитной, бюджетно-финансовой и антимонопольной политики.

Различают методы прямого и косвенного регулирования цен.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды цен в зависимости от степени воздействия на них государства | Характерные черты ценообразования на рынке совершенной конкуренции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.