Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятийный аппарат и содержательные компоненты социальных технологий

Термин «технология» известен более всего из материально-производственной практики, и, прежде всего, из промышленного применения технологий. Первоначально под технологией подразумевалась не только деятельность по преобразованию природных объектов, но также и общетехническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда и сырья, материалов. В тоже время этот термин никогда не означал понятия техники в смысле совокупности искусственных материальных средств человеческой деятельности и уже с древнейших времен означал искусство, мастерство, умение.

Достаточно широкая трактовка понятия «технология» дана болгарским философом Н. Стефановым, который отмечал: «Там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его процессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду, там, в принципе, возможна технология». Стефанов Н. Общественные науки и использование технологии. М., 1976.С. 182.

В общем смысле слова технология представляет собой «совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта». Краткий словарь иностранных слов. М., 1977.

Таким образом, технология - это не просто комплекс знаний о способах и средствах, не просто совокупность инструментов, но совокупность упорядоченная, укорененная в некоторой методологии, в некотором системном принципе, включающим указание на общую и конкретную цели.

Технология алгоритмизирует деятельность, поэтому может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач и создается, в том числе, для дальнейшего «перенесения» в другие области. Создание технологии гарантирует заданные свойства продукта, обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. Такое прочтение термина, пришедшего из сферы материального производства, изначально акцентирует внимание на ее преобразующем характере (в отличие от чисто познавательного). Но при этом из поля зрения ускользает тот факт, что объектом технологизации выступает не столько система инструментальных технических средств, сколько сам человек, осуществляющий деятельность. В таком случае технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени — мерой развития человека. Социология труда / под ред. Н. И. Дряхлова, А. Н. Кравченко, В. В. Щербины.М., 1993. Это можно объяснить тем, что технология выступает, как отмечают Л. Н. Албастова и Т. В. Мартыненко, в виде стандартов-запретов, правил, норм, а также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов. Албастова Л. Н., Мартыненко Т. В. Управление организацией: теории и технологии. М., 2004. С. 42–43.

Технология воплощает в себе социальную форму практики, способы регулирования, контроля и управления взаимодействием между предметом труда и орудием труда, его технологическим содержанием. Причем, если объективной природной предпосылкой технологии являются природные процессы, которые обусловливают ее «вещественный каркас», то соответствующим социальным аналогом технологии выступает коллективная общественная практика, где материально-вещественные компоненты проявляют свою технологическую силу и раскрывают свое социальное значение. Общественная практика объединяет их в определенное целое, которое образует технологический способ освоения социального пространства.

В ходе развертывания научно-технической и информационной революций значительно усилилось внимание к социальным компонентам технологий и появилась возможность распространить технологический подход на все стороны общественной жизни: экономику, социальное управление, образование, воспитание, политику и др. Причем в каждой из них, разработка технологии основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях современной науки и техники.

Большой вклад в разработку проблемы разграничения естественных и социальных технологий внесли болгарские ученые Н. Стефанов и М. Марков. Рассматривая социальные технологии многоаспектно, Н. Стефанов приходит к следующему выводу: «В самом общем виде можно принять: социальная технология - это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности… Социальная технология - это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели и задачи,...чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности». Автор предлагает выделить в процессах социальной технологии несколько процедур:

1. Определение цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии;

2. Построение системы критериев для выбора возможных вариантов;

3. Обозначение круга возможных вариантов;

4. Выбор оптимального варианта;

5. Внедрение избранного варианта. Марков М. Технологизация и эффективность социального управления. М., 1982. С. 57–58.

М. Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т. п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур. Марков М. Технологизация и эффективность социального управления. М., 1982. С. 57–58.

Американский философ К. Поппер определил социальные технологии как способ применения теоретических выводов в практических целях Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. М., 1992. С. 65. и указал на существование таких разновидностей этого феномена как холистские, утопические, и частичные.

Холистский вид социальной технологии разрабатывался в качестве методологии социально-реформистской деятельности для решения задач социально-экономического характера (совершенствование организации управления, социальной структуры, воздействие на общественное мнение и др.).

«Частичная» социальная технология, по мнению К. Р. Поппера, отличается трезвостью в постановке целей, пониманием того, что может быть достигнуто при помощи имеющихся средств с учетом возможных отрицательных последствий, осторожностью и постепенностью нововведений, постоянным их контролем, дающим возможность пересмотреть и скорректировать в случае необходимости как заданные цели, так и обосновывающие их теоретические принципы, вовремя ликвидировать непредвиденные последствия предпринятых преобразований.

Сопоставляя эти два основных вида технологий, К. Поппер выделил и основные преимущества частичных технологий по сравнению с утопическими. По его мнению, к ним относятся:

1) трезвость и взвешенность в постановке целей;

2) учет возможных отрицательных последствий;

3) осторожность и постепенность в преобразованиях;

4) постоянный контроль за их протеканием;

5) возможность своевременно ликвидировать непредвиденные последствия собственных действий;

6) возможность корректировки деятельности субъекта по осуществлению изменений. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. М., 1992. С. 65.

В целом, социальные технологии возникают эволюционно или создаются искусственно. Долгие века они носили рутинный характер.

Люди учились управлять общественными делами, накапливали знания, передавая их от одного поколения к другому на основе прошлых правил, традиций, обычаев. Такие технологии, в которых упор делается на прошлый опыт, интуицию и приверженность традициям старых способов организации, называются рутинными. В них используются методы воздействия на социальные процессы, отличающиеся малой наукоемкостью, отражающие вчерашний день социального воздействия, не мотивирующие социальную систему на перемены.

В XXI в. такой способ жизнедеятельности людей явно не подходит: к концу первой половины XX в. в информационных и управленческих структурах мирового сообщества произошли революционные изменения. «Суть их состоит в том, что прикладные знания, пратехнологии поддержания равновесия стали обновляться несколько раз в пределах одного поколения и в своем качестве оказались совершенно непригодными для социального исследования и управления». Социальные технологии: толковый словарь / под ред. Л. Я. Дятченко, В. Н. Иванова. М.; Белгород, 1995.

В 60-80 годы XX в. цивилизованный мир пережил информационную, управленческую и концептуальную революции. Именно на их основе произошел громадный скачок в развитии Запада: в производстве, бизнесе, науке, менеджменте. В основе этого скачка лежало освоение «человеческого ресурса», интеллектуальной собственности и управленческих «нoу-хау».

Таким образом, бурное развитие социальных технологий связано с потребностью быстрого и крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности, которые призваны заменить рутинные и обеспечить передачу информации на прочной основе современных научных данных.

Активная разработка понятийного аппарата и содержательных компонентов социальных технологий бизнеса началась зарубежом 50–60-х годах, а в нашей стране в 80-е годах ХХ в. и изначально формировалась в парадигме социологии управления. Так, В. Г. Афанасьев, отмечая, что социальная технология выступает специфическим посредником между объективно протекающими процессами и субъективной деятельностью людей, органически связывает ее с социальным управлением, в котором ей принадлежит «свое место», т. е. обеспечение действия всего механизма социального управления. Иначе говоря, в социальной технологии реализуется «перевод объективных законов в механизм социального управления, т. е. «перевод» абстрактного языка науки, отражающей объективные законы развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей на достижения поставленных целей». Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1983. С. 369.

Г. И. Иконникова в статье «О понятии социальной технологии» подчеркивала, что «социальная технология - это своеобразный механизм соединения знаний с условиями их реализации. Именно через технологизацию знаний получает сознательное выражение отношение людей к организации их деятельности по реализации поставленных целей и задач». Иконникова Г. И. О понятии социальной технологии // Философские науки. № 5. 1984. С. 27.

В работе «Социальные технологии: толковый словарь» отмечается, что социальная технология - это:

1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах - качества, свойства, объемы, целостность деятельности и т. п. Социальные технологии: толковый словарь / под ред. Л. Я. Ткаченко, В. Н. Иванова. М.; Белгород, 1995.

Более широко социальные технологии можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, при котором каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Она является одним из важнейших элементов механизма управления, призванным оптимизировать его и исключить все те операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата.

Из многочисленных определений отечественных и зарубежных ученых можно выделить основные особенности социальных технологий:

1. Это определенный способ достижения общественных целей.

2. Содержание этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности.

3. Операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно.

4. Эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний.

5. При разработке операций учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность.

6. Социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.

7. Социальная технология - элемент человеческой культуры.

Первым признаком любой технологии является разграничение, разделение, расчленение данного процесса на внутренне связанные между собой этапы, фазы, операции. Второй признак любой технологии - координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Третий весьма существенный признак: каждая технология предусматривает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1992.

Объектом социальной технологии выступают:

работники, с их социальными качествами, мотивами поведения, социальными ролями, целями и ценностями;

малые и большие социальные группы организации;

социальная сущность организации (выступающая неформальной структурой взаимодействия между участниками организации в контексте ее наиболее общих целей и задач);

социальная реальность (как «моментальный фотоснимок», конструируемый участниками организации в рамках ее социальной сущности посредством взаимодействия в соответствии с их взаимными ожиданиями.

клиенты.

Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социально-экономических систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах.

Социальные технологии, являясь связующим звеном между теорией и методологией бизнеса, с одной стороны, и практикой бизнеса - с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Социальные технологии бизнеса выступают в двух формах:

1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт;

2) как управленческая деятельность, связанная с реализацией этого проекта, программного продукта.

Отражая сложившиеся представления о реальной возможности влияния и об управлении процессами, явлениями, состоянием элементов реальности, социальные технологии бизнеса играют роль механизмов реализации известных потребностей организации. Так упорядочивается, упрощается объект управления, «лаконизируются» управляющие системы. Высвобождаясь от шаблонных, алгоритмируемых процессов управления, управляющая система организации переносит акцент на непознанное, на стратегии, на поиск новых идей для освоения современных меняющихся ситуаций, которым присуще возрастание разнообразия и неопределенности.

Определение сущностных характеристик социальных технологий бизнеса позволяет выделить их следующие основные признаки: Иванов В. Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2001. С. 26.

разграничение деятельности на внутренние, взаимосвязанные этапы, фазы, операции. Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требований, предъявляемых к субъекту, действующему по данной технологии; в обеспечении нормативной меры развития процесса. Чем точнее степень соответствия описания процесса его объективной логике, тем реальнее возможность достижения высокого эффекта деятельности. Поэтому жизнеспособными становятся те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на этой основе ориентируют социальный субъект на целесообразные действия, на оптимальные решения с учетом достижений науки, сочетания традиционного и инновационного опыта. Задача социальной технологизации — не только полнее влиять на социальные процессы, но и способствовать их преобразованию в соответствии с целями общества, класса, организации и т. д.;

поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Однако это не означает, что субъект будет «скован» установленной последовательностью. У него всегда есть возможность «вмешаться» в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств;

однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Чем значительнее отклонения в действиях субъекта от параметров, предусмотренных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому.

Взаимоувязывание социальных технологий, как стратегического способа развития общества в целом, со стратегическим развитием организаций позволяет учесть в управленческой деятельности принципиальные черты экономики будущего, основанной на новых формах включения работника в трудовой процесс и восприятие самой корпорации не только и не столько как инструмента зарабатывания прибыли, сколько как организации, созданной для приращения общественного капитала.

Социальные технологии всегда детерминированы общественной проблемой и направлены на ее решение, вначале в процессе социодиагностики, познания, затем - технологизации. Поэтому социальные технологии не могут быть абстрактными, их построение обычно исходит из логики самого исследования, отражая суть конкретных явлений. Чем выше уровень этих совпадений, тем обычно эффективнее социальные технологии, которые призваны решать общественные проблемы адаптивными методами, воздействовать на процессы в соответствии с целями управления.

Отсюда, сами социальные технологии представляют собой необходимое звено перехода от парадигмы к концепции и теории, а от нее - к управлению объектами по результату, регулированию, оптимизации процессов и отношений. При этом следует подчеркнуть, что если исследователь, технолог, менеджер и др. встречаются с новой общественной проблемой, не имеющей аналогов решения, то речь идет об инновационной технологии. Если же новая задача технологически уже решена и речь идет о тиражировании, распространении технологий, обучении персонала управления уже известным способом решения назревших проблем, то такие технологии составляют класс традиционных или рутинных. Так, в научной литературе описаны и широко применяются в практике образовательные, информационные технологии, технологии разрешения конфликта, адаптации личности и др. Иванов В. Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2001. С. 53.

Многообразие социально-экономической жизни и социально-экономических объектов, постоянно возникающих экономических задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация.

Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся: Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы: Владивосток, 2002. С. 92.

1. По масштабам решаемых социальных проблем: универсальные и частные социальные технологии.

К универсальным можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо явления, а к частным - конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи.

2. По уровню социальной деятельности: глобальные, используемые в масштабах всего человечества; национальные, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т. п.; государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства; региональные, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона; территориальные, функционирующие в рамках территории.

3. По характеру решаемых задач: функциональные, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социально-экономических систем в различных сферах общественной жизни; инновационные, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социально-экономических систем в иное качество; технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на социальные процессы: формирующие, позволяющие создать новый социально-экономический объект; стимулирующие, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта; сдерживающие, определенным образом регулирующие процесс функционирования социально-экономического объекта; разрушающие, результатом действия которых становится исчезновение социально-экономического объекта в целом или какой-либо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств: организационно-распорядительные и административные; социально-правовые; медико-социальные; психологические; педагогические технологии и т. п.

Представляется целесообразным классифицировать социальные технологии и по другим важнейшим основаниям: по времени действия (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); по видам деятельности (промышленно-трудовые, учебные, научные, внедренческие и др.); по результатам (конструктивные, деструктивные); по стимулирующему воздействию (материальные и нематериальные); по уровню воздействия (высокоэффективные, среднеэффективные, низкоэффективные); по источникам (внутренние, внешние); по изменениям в социально-экономической системе (прогрессивные, регрессивные); по инвестициям в человеческий капитал (подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, поддержание их здоровья и культурного развития, предоставление социальной помощи и поддержки).

Различают несколько видов технологий: многозвенные, под которыми понимается серия взаимосвязанных задач, выполняемых последовательно; посреднические - как оказание услуг одними группами людей другим в решении конкретных задач; индивидуальные с конкретизацией приемов, навыков и услуг применительно к отдельному работнику. Капитонов Э. А. Социология ХХ века. История и технология. Ростов н/Д, 1996. С. 95.

Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определенной цели. Без четко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии.

Таким образом, социальная технология, как правило, создается, апробируется и адаптируется для решения конкретного типа практических проблем бизнеса, обусловленных состоянием его основных элементов внутренней и внешней среды. Как и всякие технологии, они представляют собой стандартизированные средства поведения и деятельности человека по решению задач в рамках его преобразующей деятельности, ориентированной на получение заданного результата Капитонов Э. А. Социология ХХ века. История и технология. Ростов н/Д, 1996. С. 95.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятийный аппарат и содержательные компоненты социальных технологий. Развитие социальных технологий в период нового времени | Економічна сутність соціального страхування
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.