Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос№1. Экономические направления и школы. История возникновения и развития экономики




Истоки экономики зародились до нашей эры (Древний Китай, Индия, Древняя Греция, Древний Рим). В тот период философия, религия, право, экономика представляли собой общий свод знаний. Документы, отражающие экономические явления и процессы - египетские папирусы («Папирус Вильбура») и должностные инструкции, а также греческие, римские, индийские, китайские трактаты, кодексы Древнего Востока.[1]

Экономическая мысль древнего мира обращалась к таким важным вопросам, как – частная собственность, организация рабовладельческих поместий, товарно-денежные отношения (обмен), землевладение, государственное устройство (Платон (428-347 гг. до н.э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство»).

Термин «экономика» («ойкос» - дом, «номос» -закон) впервые предложил Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.).[2] Встречался данный термин и у Аристотеля (384 –322 гг. до н.э.) в рамках учения о справедливости. Аристотель различал естественную (справедливую) и противоестественную (хрематистику) формы организации.

Для естественной формы организации – экономики, свойственны: мелкая частная собственность; сельское хозяйство; мелкая торговля. Это деятельность, направленная на создание и приобретение благ.

Противоестественная форма организации: крупная частная собственность; ростовщичество; крупный торговый капитал. Это деятельность, направленная на накопление богатства, получение крупной прибыли или ростовщического процента.

Становление российской экономической мысли относится к XI в. Договоры князей, грамоты («Изборник» Святослава 1076, «Русская правда» 30-е гг. XI в., Судебник 1497 г.) дают представление о торговой и налоговой политике, характере земледелия, развитии ремесел, росте городов на Руси.

Преодоление феодальной раздробленности, образование средневековых государств - повлекли за собой попытки определить правила ведения государственного хозяйства. Термин «политическая экономия» ввел А. Монкретьен в работе «Трактат политической экономии» 1615г. Данное понятие означало ведение государственного хозяйства.

С развитием общества развивалась и экономика, превращаясь в целостную систему знаний. Появление и развитие экономических школ и направлений было вызвано объективными условиями.

Таблица 1

Экономические направления и школы [3]

Экономические направления Экономические школы
- Меркантилизм
Классическое Французская классическая школа (физиократы) Английская классическая школа
Марксизм -

 

Меркантилизм (mercante - торговец, купец) – первая экономическая школа XY – XYIII вв., возникла в Западной Европе, заложила научное мышление, отразила интересы торгового капитала. Меркантилисты (Т. Мен (1571-1641), А. Монкретьен (1575-1621)) изучали закономерности в сфере обращения, т.е. в денежном обороте и торговле. Абсолютной формой богатства полагали золотые и серебряные деньги. В сфере денежного обращения меркантилисты заложили основу количественной теории денег.

Источником богатства признавали только внешнюю торговлю и считали, что государство должно проводить экономическую политику, ведущую к обогащению нации и накоплению денег. Такой политикой, по их мнению, был протекционизм, смысл которого состоял в поддержке своих товаропроизводителей и в ограничениях по отношению к иностранцам.

В своем развитии меркантилизм прошел два этапа (ранний и поздний).

Главное положение раннего меркантилизма (теория денежного баланса) отражает идею увеличения денежного богатства страны. В целях удержания денег в стране: 1) запрещался их вывоз за границу; 2) иностранцы, реализовавшие свои товары, вырученные от продажи деньги, обязаны были потратить на покупку местных изделий; 3) торговля валютой была объявлена государственной монополией.

Для позднего меркантилизма (Т. Мен, А. Монкретьен - XYI – XYII вв.) характерна теория активного торгового баланса. При этом считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных (экспорт) и ввезенных (импорт) товаров. Причем рекомендовалось вывозить готовые изделия, т.к. от их продажи выручается больше денег. Для обеспечения активного торгового баланса правительство регулировало ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощряло вывоз, выдавая, например, премии для товаропроизводителей тех товаров, которые пользовались большим спросом на внешнем рынке.

В России представителями меркантилизма были – А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), И.Т. Посошков (1652-1726), М.В. Ломоносов (1711-1765), разработавшие широкую программу развития мануфактурной промышленности, сельского хозяйства, укрепления позиций русского купечества, насыщения внутреннего рынка, развития внешней торговли.

Классическое направление включает французскую (физиократы) и английскую классические школы.

Физиократы (власть природы) XVIII в. выражали интересы крупных землевладельцев. Наиболее яркие представители – Ф. Кенэ (1694-1774), А. Тюрго (1727-1781). Главная заслуга физиократов в том, что они перенесли исследование в сферу производства, но ограничились только сельским хозяйством, считая, что источниками чистого продукта (т.е. чистой прибавки к доходу) являются земля и труд в сельскохозяйственном производстве. Ф. Кенэ в «Экономической таблице» 1758 г. исходил из деления общества на три класса: землевладельцев, фермеров, ремесленников, участвующих в движении товаров, денег. Тем самым были заложены основы макроэкономического воспроизводства.

Английская классическая школа существовала в XYII-XIX вв. Представители данной школы - У. Петти (1623-1687) - «Политическая арифметика», «Трактат о налогах и сборах», А. Смит (1723-1790) - «Исследование о природе и причинах богатства» 1776 г., Д. Рикардо (1772-1823) - «Начала политэкономии и налогообложения» 1817 г., перенесли исследование из сферы обращения в сферу производства, а также заложили основные принципы экономического либерализма: свободная конкуренция; рыночное саморегулирование на основе рыночного механизма и рыночных закономерностей; минимальное вмешательство государства в рыночную систему.

Основные положения экономического учения А.Смита: теория разделения труда; «экономический человек», т.е. рациональный индивидуум в условиях определенных ограничений, движимый экономическим интересом получить прибыль; «невидимая рука рынка», означающая то, что человек «невидимой рукой рынка» (рыночными закономерностями и рыночным механизмом) направляется к цели, которая не входила в его намерения.

Д. Рикардо развил теорию стоимости, теорию ренты, теорию заработной

платы и прибыли, теорию процента, теорию внешней торговли (теорию сравнительных преимуществ).

Марксизм – экономическое направление, выражающее интересы пролетариата. К. Маркс (1818-1883) в главном труде «Капитал» (состоящим из четырех томов), разработал теорию прибавочной стоимости, исследовал понятие «капитал», процесс накопления капитала и его движение. Анализируя общественное воспроизводство, К. Маркс рассматривал условия и пропорции обмена между производством средств производства (I подразделение) и производством предметов потребления (I I подразделение).

Таблица 2

Современные экономические направления и школы

Современные экономические направления Современные экономические школы
Неоклассическое (нео- новый) Австрийская школа (маржинализм marginal - предельный) Лозаннская математическая школа Кембриджская школа Американская школа Чикагская школа (монетаризм)
Кейнсианское -
Неокейнсианское -
Институционализм Социально-психологическая школа Социально-правовая школа Конъюнктурно-статистическая
Неоинституционализм Теория прав собственности Теория экономической организации Теория общественного выбора
Неокласссический синтез -

Неоклассическое направление возникло в конце XIX в. Основные положения: рациональное использование ограниченных ресурсов; рациональный

потребитель; принцип экономического либерализма (рынок – саморегулирующаяся система, минимальное государственное регулирование рыночной системы, свободная конкуренция); эластичность спроса; теория ценности; понятие «полезность» и ее оценка; предельные (дополнительные) величины, например, предельная полезность, предельная производительность, позволяющие анализировать изменения в экономике.

Австрийская школа (маржинализм) возникла в 1870 г. Ее основоположники – К. Менгер (1840-1921), О. Бем-Баверк (1851-1914), Ф. Визер (1851-1926), создавшие теорию предельной полезности.

В работах ученых лозаннской математической школы – У. Джевонса (1835-1882) - «Теория политической экономии» (1871), Л. Вальраса

(1834-1910) - «Элементы чистой политической экономии, или теории богатства общества» (1874), В. Парето (1848-1923) - «Учебник политической экономии» (1906) широко использовались математические методы применительно к общему экономическому равновесию, т.е. равновесию множества рынков.

Основатель кембриджской школы – А. Маршалл (1842-1924) - «Принципы экономической науки» (1890) ввел понятие «экономикс (economics)», исследовал ценообразование отдельно взятого рынка, выдвинул концепцию «эластичности спроса».

В конце XIX в. сформировалась американская школа, основателем которой был Д. Кларк (1847-1938) - «Основы экономической теории» (1910), один из первых рассматривал экономику в двух состояниях: статики (стабильность) и динамики (изменения), а также разработал концепцию предельной производительности труда и капитала.

Чикагская школа (монетаризм) (money – деньги) – основоположник

М. Фридмен (р. 1912 г.) – «Монетарная статистика США» (1970 г.), считал, что все экономические изменения объясняются состоянием денежной системы, последствиями денежной политики. Денежной массе, находящейся в обращении отводится решающая роль в экономике. Количественную теорию денег (сформулированную впервые меркантилистами), связывающую количество денежных средств и уровень цен, развил И. Фишер (1867-1947) – «Покупательная способность денег» 1911, составивший уравнение «обмена Фишера», а также исследовавший спрос на деньги.

Кризисные явления 20-30 гг. XX в., особенно Великая депрессия 1929-1930 гг., стали причиной появления новых идей в экономике. Исходная база

кейнсианского направления изложенав работе Д. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» 1936 г. Он исследовал макроэкономику (в краткосрочном периоде), утверждал необходимость государственного регулирования рыночной экономики (через бюджет (бюджетное регулирование предпочтительнее), проценты за кредит, налоги), обосновал концепцию «совокупного спроса», анализировал теорию занятости, использовал новые понятия «мультипликатор» (множитель) инвестиций и «эффективный спрос», ставил задачу достижения экономических пропорций между национальным доходом, сбережениями, инвестициями, совокупным спросом.

Неокейнсианское направление появилось в 60-е гг. XXв. Представители – Р. Харрод (1900-1978) – «К теории экономической динамики» 1948 г., Е. Домар (род. 1914), а также Э. Хансен (1887-1975) – «Экономические циклы и национальный доход» 1951 г. - развивая наследие Д.Кейнса, разработали теорию темпов и факторов экономического роста.

Институционализм (institutum– «обычай, установление») – направление, сформировавшееся в конце XIX - начале XX вв., исследовавшее понятие «институт» - порядки, закрепленные в обществе в форме закона или учреждения.[4] К понятию «институт» так же относят – обычаи, нормы поведения, государство и государственное управление, систему законодательства и суд, институт собственности, а также психологические, этические, правовые, технические и другие явления и процессы. Институционалисты акцентировали внимание на роли институтов в экономическом развитии.

Представитель социально-психологической школы - Т. Веблен

(1857-1929), сформулировал психологическую теорию экономического развития, заложил основу экономической социологии.

Основатель социально-правовой школы - Д. Коммонс (1862-1945) –«Институциональная экономика» 1924г., в «теории совместной деятельности», связывал совершенствование общества с деятельностью государства, корпораций, профсоюзов. Д. Коммонс заложил основы пенсионного обеспечения.

Конъюнктурно-статистическая школа – У. Митчелл (1874-1948), изучал циклические процессы в рыночной экономике – «Экономические циклы» 1913 г., «Экономические циклы. Проблема и ее постановка» 1927 г., а также составлял прогнозы экономического роста.

Теорию нового индустриального общества развил Дж. Гэлбрейт (р. 1908) в работе «Новое индустриальное общество» 1967 г.

Неоинституциональное направление сформировалось на рубеже 60-х гг. XX в. под влиянием научно-технического прогресса, информационных систем.

Р. Коуз (р. 1910) - «Природа фирм» (1937), исследовал проблемы трансакционных издержек, прав собственности. Концепцию институциональной динамики, опирающуюся на понятия - прав собственности, трансакционных издержек, контрактных отношений разработал Д. Норт (р. 1920). Дж. Бьюкенен (р. 1919) изучал теорию общественного выбора.

Неоклассический синтез – это смешанное направление, основанное на исследовании рынка и частной собственности, но при этом опирающееся на государственное регулирование. Наиболее известные представители –

П. Самуэльсон (род. 1915) (автор известного учебника «Экономикс»), Д. Хикс (1904-1989). Основная идея – согласовать достижения различных направлений и школ.

На современном этапе существует большое разнообразие экономических направлений и школ, что объясняется сложностью экономических процессов.

За наиболее крупные достижения в области экономики с 1968 г. учреждена Премия Шведского банка памяти Альфреда Нобеля по экономическим наукам (The Sveriges Riksbank in Memory of Alfred Nobel). Я. Тинберген (1903-) «за развитие и применение динамических моделей к анализу экономических процессов» (1969). П. Самуэльсон «за научную работу, внесшую вклад в развитие статической и динамической экономической теории и в повышение общего уровня анализа в экономической науке» (1970). С. Кузнец (1901-1985) «за эмпирически обоснованное истолкование экономического роста» (1971). Л.В. Канторович (1912-1986) «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов» (1975). М. Фридмен (1912) «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработку монетарной теории, а также за показ сложности стабилизационной политики» (1976). Р. Коуз (1910) «за открытие и прояснение значения стоимостных сделок и права собственности для институциональной структуры и функционирования экономики» и др.[5] Дж. Акерлоф (р. 1940),

М. Спенс (р. 1943), Дж. Стиглиц (р. 1943) за фундаментальную разработку теории асимметричной информации (2001). Д. Канэман за психологические исследования в экономике (2002). Р. Ауман (р. 1930), Т. Шеллинг (р. 1921) за исследование природы конфликтов и сотрудничества с помощью теории игр (2005).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.