Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль государства в ценообразовании




Функции цены

Основные понятия цены

 

В условиях рыночных отношений предприятие само решает: что, сколько, где, какого качества производить продукцию, кому и на каких условиях, по каким ценам продавать ее.

Принципы и методы формирования цен в плановой экономике строятся на том, что цены определяются на предприятии исходя из затрат на производство. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на их уровень и динамику.

Коренное отличие рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке под воздействием спроса и предложения и товарно-денежных отношений.

Цена – это денежная оценка стоимости единицы товара. Цена является показателем, указывающим фактическую сумму, которая была заплачена за объект купли-продажи в результате состоявшейся сделки, или сумму, которая будет уплачена со стопроцентной уверенностью. Цена может колебаться относительно стоимости в сторону уменьшения или в сторону увеличения.

 

 

Цены выполняют следующие функции:

- информационная – распространение сведений о наличии товара или продукции, об издержках производства, о рынках;

- распределительная – распределение ресурсов в соответствии

со стоимостью ресурсов и ценами на готовую продукцию. Цены участвуют в распределении и перераспределении ВВП между различными отраслями и сферами производства, различными группами населения;

- стимулирующая – создает заинтересованность предприятия в развитии инновационной деятельности, улучшении качества, снижении издержек и в итоге повышает конкурентоспособность продукции;

- уравновешивающая – обеспечение равновесия между спросом и предложением. Если спрос на данный товар превышает предложение, цена повышается и, наоборот, снижение спроса над предложением снижает цену;

- обеспечение доходности – обеспечивает не только возмещение издержек, но и достижение максимального объема прибыли при оптимальном объеме производства;

- учетная – это функция учета и измерения затрат общественного труда. Цена определяет сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей (ВВП, объем производства, рентабельность и др.).

 

Роль государства в регулировании цен в рыночной экономике должна касаться только ограниченного круга товаров. На большинство товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство может определять лишь общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливать предельные уровни рентабельности. Предприятия реализуют свою продукцию, работы, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно. Государственное регулирование должно распространяться на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие цены во всех секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные услуги).

В апреле 1999 г. Палатой представителей принят Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» и в конце апреля того же года постановлением Министерства экономики утверждено Положение «О порядке формирования и применения цен и тарифов».

Закон «О ценообразовании» определяет, что регулируемые цены (тарифы) применяются на:

- товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси, включенных в Государственный Реестр;

- на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), (конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров).

Административное регулирование цен осуществляется путем установления: фиксированных цен; предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену; порядка определения и применения цен; декларирования цен.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.