Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции




 

1. Критерием для определения конкурентоспособности товара является его цена потребления, которая определяется по формуле:

 

, (28.2)

 

где ЦП – цена потребления;

ЦПР – цена приобретения;

ИП – издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.

Период, за который достигается опти­мальный уровень цены потребления при нормальной интенсивно­сти эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.

С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести капитальный ремонт, то есть восстановить в той или иной степени экономический ресурс.

2. При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества.

Более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальны­ми, а уровень качества более высоким по сравнению с товаром-конкурентом.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным является тот, у кого ниже себестоимость. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не толь­ко на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации.

3. Сопоставление товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.

Согласно этому методу, на первом этапе определяются количе­ственные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле:

 

, (28.3)

 

где КП – комплексный показатель уровня качества товара;

КПЭ – комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;

КПТ – комплексный показатель технического уровня;

КПН – комплексный показатель надежности.

На втором этапе определяются показатели конкурентоспо­собности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:

 

; , (28.4)

 

где ПК i, ПК.б – показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара эталона;

КП i, КПб – комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона;

Ц i, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.

 

Если ПКi > ПК.б, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если ПКi < ПК.б – менее конкурентоспособным; если ПКi = ПК.б – конкурентоспособность одинакова.

Наиболее наглядное представление дает относительный показатель конкурентоспособности:

 

, (28.5)

 

где ОПК – относительный показатель конкурентоспособности;

ПК – показатель конкурентоспособности;

ПК.б – базовый показатель конкурентоспособности.

Если ОПК ≥ 1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.

4. Уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом рассчитываются единичные, групповые и интегральные показатели.

Единичный показатель характеризует конкурентоспособность оцениваемого изделия при сравнении его с эталоном по одному конкретному показателю, например, мощности, скорости, эстетичности и т. д.

Единичный показатель (параметрический индекс) рассчитывается как процентное отношение (или индекс) величины параметра оцениваемого изделия к величине аналогичного параметра этало­на (базового образца):

 

, (28.6)

 

где Ие i – единичный индекс;

П i – параметр оцениваемого изделия;

П i б – базовый параметр.

Групповой показатель характеризует группу однородных свойств изделия. Он определяется по совокупности единичных показателей как сводный параметрический индекс методом сред­ней взвешенной величины:

 

, (28.7)

 

где И сq – сводный параметрический индекс, рассчитанный по q- й группе параметров;

аi – вес i-го параметра;

q – номер группы параметров.

 

Окончательную оценку конкурентоспособности дает инте­гральный индекс. Он определяется как отношение суммарно­го полезного эффекта от эксплуатации или потребления товара к суммарным затратам на приобретение и использование:

 

, (28.8)

 

где Ии – интегральный индекс;

Э, Эб – суммарный полезный эффект от эксплуатации или по­требления соответственно оцениваемого товара и эталона за срок службы;

З, Зб – полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого товара и эталона.

В практических расчетах конкурентоспособности промышлен­ной продукции в качестве суммарного полезного эффекта может применяться групповой показатель по техническим параметрам (сводный параметрический индекс), а в качестве полных затрат – групповой показатель по экономическим параметрам.

Технические показатели конкурентоспособности характеризуют научно-технический уровень и потребительские свойства товара. Они подразделяются на классификационные и оценочные. Классификационные показатели характеризуют принадлежность товара к определенной классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Оценочные показатели характеризуют качество товара. Они приме­няются для нормирования требований к качеству и сравнения раз­личных образцов товаров, отнесенных к одному классу по класси­фикационным показателям. Набор оценочных показателей может быть разнообразным. Однако при оценке конкурентоспособности применяют такие параметры продукции, которые характеризуют ее соответствие стандартам качества. Сюда входят следующие группы показателей.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции.

Показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристик надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из указанных показателей.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляю­щихся при пользовании изделием.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность компози­ции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

Показатели транспортабельности выражают приспособлен­ность продукции для транспортировки.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существен­ным фактором конкурентоспособности.

Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует конкурентоспособность продукции. Изделие должно быть надежным, эстетическим, хорошо выполнять свои функции, то есть удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но, помимо всех этих показателей, важна и цена. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена набор свойств, которыми обладает изделие. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту. Если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне совместимы с ценой, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену. Эти требования при оценке конкурентоспособности учитываются группой экономических параметров. По ним определяется сводный параметрический индекс, участвующий в расчете интегрального показателя конкурентоспособности.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бабук И.М. Экономика машиностроительного производства. – Мн., 1990 г.

2. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.

3. Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: «Новое знание», 2003.

4. Экономика предприятия / Под редакцией В.Я. Хрипача. – Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2000.

5. Экономика предприятия. Учебник под редакцией профессора В.Я. Горфинкеля, профессора Е.М. Круглякова. – М.:«Банки и биржи», издательское объединение «ЮНИТИ», 1996.

6. Экономика предприятия. Учебник / Под редакцией А.И. Руденко. – М.: «Барановичская ук.типография», 1995.

7. Экономика предприятия. Учебное пособие / Под редакцией А.И. Ильина. – М.: ООО «Новое знание», 2004.

8. Экономика предприятия / Под редакцией Л.Н. Нехорошевой – Мн.: Высшая школа, 2003.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.