Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Тема 1 Введение. Архитектурная семиотика как область знания со своим предметом и методом исследования

Тема 1 Введение. Архитектурная семиотика как область знания со своим предметом и методом исследования

Лекции

Семиотика – наука о знаковых системах и процессах с ними связанных, сформировавшаяся на стыке логики, математики, философии и лингвистики в конце 19 – начале 20 вв. К середине прошлого века она уже существовала самостоятельно, взяв на себя определенный круг вопросов, ранее находившихся в ведении этих наук. В 60-70-е года 20 века в самых разных областях знания семиотические методы стали весьма популярны. Затем последовал спад интереса, вызванный «отсутствием выхода в практику» всего того, что семиотика вроде бы обещала. В последние 10-15 лет в очередной раз наблюдается повышение интереса к этой науке, свидетельством чего является деятельность Международной Ассоциации Семиотики и многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей. Однако, выхода в практику не видно и сегодня. Практикующему архитектору слишком трудно разобраться в формулировках и выкладках исследователей, которые работают на стыке нескольких наук. Целесообразность использования семиотических методик для реального архитектурного проектирования или разработки объектов промышленного дизайна представляется туманной.

Чтобы разъяснить суть того, чем является архитектурная семиотика, приведем один простой пример. Театр Советской Армии в городе Москве был сознательно построен с планом в виде пятиконечной звезды, которая была одним из основных символов советской армии и СССР вообще, легко узнавалась и интерпретировалась людьми именно в этом смысле. Таким образом архитектурная форма была связана с набором вполне определенных значений, а реакции интерпретаторов на эту форму были предопределены. Кроме таких многозначных форм как звезда, крест, полумесяц и им подобных, обладающих устоявшимся набором значений и называющихся символами, существует масса других гораздо более простых по своей структуре, что архитектор сознательно или нет использует, проектируя любой пространственный объект. На наш взгляд, задача архитектурной семиотики состоит в том, чтобы сделать процесс выбора той или иной формы при проектировании более осознанным с точки зрения «присущего» ей значения.

Первичной целью данного курса становится ознакомление с базовыми концепциями современной архитектурной семиотики. В связи с этим стоит отметить, что сегодняшнее положение дел в архитектурной семиотике весьма нестабильно. Строго разработанный, логический понятийный аппарат (каким должна обладать каждая наука) отсутствует, а подходы к анализу фактического материала зачастую столь различны, что рассмотреть их «под общим знаменателем», тем более для решения практических задач, затруднительно. Таким образом, для того, чтобы архитектор мог совершать с помощью семиотики хотя бы некоторые простейшие практические операции (выбор конструктивного решения сооружения, фактуру поверхностей, взаимоотношение внутреннего и внешнего пространства) ему необходимо знать то, в чем сходится все исследователи, самые основы.

На основе изученного лекционного материала предполагается переход к практическим занятиям по проектированию. Так что второй и последней целью данного курса является овладение семиотической методикой архитектурного проектирования.

В связи с эти мы сознательно упростили материал, на основе которого строится данный курс, чтобы за ограниченное количество аудиторных занятий студенты могли усвоить лекционный материал и апробировать его на практике.

Предлагаемая курсом методика проектирования призвана обслуживать процесс построения архитектурной композиции с целью насыщения формы значениями функционального, социального, эмоционального, исторического и другого характера.

Говоря об актуальности предлагаемого курса, мы хотим обратить внимание на тот факт, что коммуникативные процессы, к числу которых относится и процесс формообразования, проходят в человеческом обществе со все увеличивающейся скоростью. Яркий пример этого – эволюция архитектурных стилей. Если в свое время для вычленения стиля из массы тупиковых ветвей развития требовались столетия, то в начале двадцатого века модерну хватило десяти лет чтобы родиться, распространиться почти по всему миру и уступить свое место новой архитектуре. В конце ХХ века мы наблюдаем почти одновременное сосуществование таких различных направлений как: пост-модерн, деконструктивизм, хай-тек, неоклассика, «экологическая» архитектура, функционализм, национальные неостилистики…

Коммуникативные процессы протекают все быстрее. В связи с этим общественное сознание и то, что принято называть «идеологией» или «картиной мира» современного общества меняется быстрее. Сооружения, построенные пятьдесят лет назад и даже позднее, перестают соответствовать не только функциональным требованиям технологических и общественных процессов. Они перестают быть понятны потребителю уже через поколение. Срок использования архитектурного сооружения и предметной среды вообще сильно сократился. Тем важнее сейчас при постройке зданий, проектировании и производстве любых пространственных объектов (будь то поезд, мобильный телефон или жилой дом) учитывать эти информационные процессы.

Мы вполне можем делать вещи «точнее», «понятнее» не для того, впрочем, чтобы только увеличить срок их службы, а чтобы оставаться понятными их потребителю. Чтобы архитектура «говорила» с человеком на понятном ему языке необходимо точно знать, как, почему и зачем мы применяем ту или иную форму, фактуру, пропорцию, пространственную композицию.

Семиотика дает нам эту возможность, поскольку занимается непосредственно вопросами функционирования знаковых систем, частным случаем которых является архитектура. Более того, многие исследователи, работавшие в разных направлениях семиотики, красочно описывали эту науку как своеобразный «круглый стол», за которым собираются представители логики, лингвистики, математики, философии и других дисциплин для обсуждения общих вопросов.

Дело в том, что все явления и процессы, проходящие в обществе, семиотика позволяет рассматривать как однопорядковые, то есть, при помощи одного понятийного аппарата, являющегося кодом гомологичным (тождественным) множеству других подкодов, говоря научно. В практическом смысле это означает, что если в определенном обществе доминирует, к примеру, тенденция к мобильности в разных ее проявлениях, мы можем вычленить наиболее типичные значения и в соответствии с ними разрабатывать пространственную среду, здания, предметы быта, одежду…

Такое использование семиотики позволит ускорить процесс формообразования за счет исключения промежуточной ступени, когда архитектор вынужден сам с собой общаться на десятке разных языков, которыми описываются функции здания, его конструкция, материалы, эстетика и социальное значение.

Курс состоит из лекций, освещающих понятийный аппарат архитектурной семиотики, методики семиотического анализа архитектурных форм и методики создания формы в соответствии с заданным значением. Лекционный материал закрепляется посредством небольших практических заданий. В конце выполняется курсовая работа, нацеленная на использование изученных методик. Объект проектирования – малая архитектурная форма, интерьер, элемент промышленного дизайна…

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реформы П.А.Столыпина | Три определения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.