Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9 Коммуникативные особенности русских архитектурных систем

Все арх-ные произведения, выстроенные в разное время на территории России, являют в своей совокупности мощное семантическое поле, способное выражать нюансы духовности русского народа, русской государственности, русской культуры в целом.

Начало целенаправленного использования архитектуры в интересах идеологии и политики было положено в XII в. Андреем Боголюбским, превратившим семантику арх-ных форм в реальное средство утверждения власти. Он отверг всякое подражание европейским арх-ным формам и деталям, создал условия для относительно свободного использования древнерусских мотивов деревянного зодчества, языческих символов и текстов. В этот период утверждается иконический подход.

Апогей семантического совершенства – Андриан Захаров (1761 – 1811), Карл Росси (1775 – 1849), Константин Тон (17794 – 1881).

Русская арх-ра всегда имела свой достаточно развитый профессиональный метаязык. Однако никому не приходило в голову выделять в самостоятельную – языковую – проблему профессиональные секреты, методы и приёмы творчества, способы формирования образов и коммуникативных функций арх-го произведения, т.к. архитекторы понимают друг друга без слов. Теперь, когда всё больше и больше арх-ная наука расчленяется на узко специализированные направления исследований, когда неудержима глобальная межнаучная интерпретация, когда в арх-ное проектирование внедряются машинные способы, приходится вводить в сферу арх-ной деятельности прежде всего языкознание на уровне фундаментальной теории.

Рассматривая коммуникативные особенности русских арх-ных систем с позиций современного подхода к арх-ному творчеству с использованием алгоритмов и программ персональных компьютеров, необходимо обратить внимание прежде всего на их языковые возможности и семантические значения, носителями котрых являются арх-ные формы, детали, части зданий и арх-ные объекты в целом.

Словарь русского арх-го языка выражает двуединую сущность материального субстрата:

· утилитарную (прочность и функциональность)

· семантическую (коммуникативные задачи арх-го произведения).

МЕТОД:

Последовательность творческих манипуляций и преобразований, позволяющих зодчему получать знаки, знаковые единицы и семиотические системы, формировать семантические поля и вписывать проектируемый объект в коммуникационную ситуацию.

(линейная последовательность)

набор нескольких фигура

геометрических единиц синема знак первичная языковая единица

семиотическая группа семантическое поле художественный

и смысловой текст сообщения

 

Представляют собой целенаправленные коммуникативные каналы взаимодействия

– либо арх-го языка с вербальным,

– либо арх-го произведения – с эмоциональным и чувственным механизмами мышления человека

*Синема – различные по виду, но одинаковые по значению

Утилитарная цель реализуется при помощи арсенала профессиональных правил и норм проектирования, семантическая – при помощи нравственных норм, критериев и ценностейобщественного сознания – идеологии и арсенала культуры русского народа.

Многолетняя практика использования языкового подхода в индивидуальном проектировании даёт основание утверждать, что такие профессиональные категории, как метр, ритм, масштаб, частность, пропорции, кратность интервалов между элементами арх-ры носят знаковую природу. Историческая устойчивость этих компонентов творчества делают русскую арх-ру именно русской. А исключение хотя бы одной из этих категорий, уводит проектируемое произведение в неопределённость, растворяет традиционную русскость.

Разработки Ладовского, Кринского, Нанушьяна, Кирилловой и Иконникова внедрили в арх-ную практику семиотический метод. Основы арх-ной композиции, при достойной их оценке, могут служить теоретической основой методики образования знаков, первичных единиц арх-го языка и семиотических полей.

Русская арх-ра отличается от других арх-р способностью сохранения адекватности семиотических свойств и отношений прошлого и настоящего в бедещем. Способствует этому обстоятельству историческое постоянство тематики, которая закладывается в тексты арх-го произведения.

Состав и содержание арх-ных текстов довольно обширны; они поддаются систематизации и являются основой для классификации коммуникативных свойств арх-ных систем. В процессе такой классификации первичны различия содержания сообщений, а различия знаков и семиотических групп вторичны.

В русской арх-ре содержание текстов можно объединить в 3 функциональные группы:

1. семантическое поле направлено на отображение гуманитарных аспектов духовной жизни общества, философских концепций и гуманистических идеалов человечества.

Коммуникационные структуры выражают: духовность, приверженность религиозным, политическим и социальным догмам, вселенскую суть мироздания и космические начала разума, человечность, достоинство и благородство, власть и раболепие, радость и страх, мистический фанатизм, восхищение, умиление и иронию, превосходство, триумф, соборность и народность, гостеприимство и хлебосольство, доброту и любовь, идеалы материнства, труда, отдыха, степень личного и общественного интеллекта, свободу и демократизм, гуманизм и справедливость.

Для выражения каждого из указанных аспектов в русской арх-ре накопился достаточный словарь языковых средств и выработались свои прагматика и семантика их фомирования в тексты соответствующих сообщений.

2. Семантические поля направлены на социальные, этнографические и государственные аспекты жизнедеятельности людей.

Они выражают: уклад жизни и русские традиции быта, обряды, ритуалы, тип жилья, профессиональную и социальную принадлежность граждан, степень индивидуальности и коллективности сознания, гражданские и государственные институты управления, культуры, образования, специализацию производственных предприятий, формы устройства общества.

3. К этой функциональной системе отнесены собственно семантические системы, выражающие в арх-ных формах и деталях смысловые значения первичных языковых единиц, знаков и синем. В сферу смысловых значений включаются привычные для русского народа способы обозначения понятий обыденного сознания через предметы и изображения рестений, животных, частей человеческого тела и через изображения людей в тех или иных позах.

Сюда включаются – магические изображения, знаки космологической защиты от духов, всевозможные обереги, знаки заклинаний, символы солнца, земли, неба, времён года, времени дня (утро, полдень, вечер, ночь), знаки добрых и злых сил природы.

Структура текстов, построенных на словаре указанных типов знаков, кодируется в орнаментах, в последовательном расположении знаков, в тектонической структуре арх-ных форм, в самостоятельных арх-ных деталях – капителях, поясах, коньках, в рисунках деревянной резьбы. Русские зодчие смело включили в знаковую семантику объёмную скульптуру, барельефы и горельефы, геральдику, символы власти, военные атрибуты и даже ландшафт и садово-парковые элементы.

Русский народ накопилбольшое количество знаков, символов, языковых единиц и способов передачи при их помощи любых смыслов: от содержания поверий, фольклорных повествований и строгих запретов до побуждения к достойному поведению и к полезной деятельности. Этот словарь языка русской арх-ры настолько интересен и всеобъемлющ, а его возможности настолько неисчерпаемы, что убрать его из дальнейшей истории невозможно.

Процедура формирования соответствующих сообщений в арх-ном языке осуществляется путём предварительного отбора смыслов с последующими целенаправленными манипуляциями тематиками, взятыми из всех трёх содержательных блоков. Набор процедур простой:

Путём наложения семиотических структур смыслов друг на друга, взаимного их переплетения, сближения, совмещения или отдаления семантических полей, усиления или ослабления содержательной значимости той или другой темы смыслов, их пространственного перемещения и семиотической интерпретации родственных по содержанию текстов, производится осознанное насыщение арх-ных форм, деталей, частей зданий и арх-го произведения в целом необходимым содержанием. Строится как бы коммуникативная модель объёмно-пространственной организации форм арх-го выражения, соответсвующая заданному текстом сообщению.

Выделено 4 коммуникативных модели, которые раскрывают свойства русской арх-ры с позиций семиотического подхода:

1. комплексность коммуникативных форм. Функционально – технологическая особенность объекта выражается средствами объёмно-пространственной организации. Эстетические качества форм и деталей формируют композиционные приёмы и построение элементов здания по законам красоты. Утилитарные свойства обеспечиваются тектоникой конструктивных элементов и логикой соответствия пользы, прочности и красоты. Русская арх-ра никогда не выхолащивалась до голой конструктивной схемы сооружения, не теряла образа и эстетических качеств, не лмшалась изобразительности и орнаментики.

2. Формирование коммуникативных систем из арх-ных пространств, размещаемых в определённой последовательности, которая сама по себе является знаком в процессах коммуникации: семантические поля одного повествования, одна тематика содержательных функций арх-ных структур застройки площадей и т.п.

3. Иконичность, изобразительность и эстетичность первичных элементов русских арх-х систем. Изобразительность в русской архитектуре принципиально отличается от изобразительности других арх-р тем, что конструктивная основа сооружения используется как для чисто арх-ных целей, так и для решений коммуникативных задач.

4. Русской арх-ре, кроме того, свойственна ансамблевость – пространственная взаимозависимость арх-ры всех зданий и сооружений, размещённых на данной территории. Арх-ное пространство создавалось при обязательном соблюдении условий единого замысла. Текст повествования охватывал все здания, находящиеся в семантическом поле ансамбля. Сохраняя первоначальный текст сообщения из поколения в поколение, без нарушения основных смысловых значений арх-ных форм, изначально созданных для данного ансамбля.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Целостность не может существовать вне отношений-взаимодействий относительных объектов. Это - закономерность архитектуры как искусства | Синтаксические коды У. Эко
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.