Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1 (Лекция№1-2). Введение в курс: культура речи и риторика как речеведческие дисциплины

С О Д Е Р Ж А Н И Е Л Е К Ц И Й

План лекции

1. Цели, задачи и предмет изучения курса.

2. Базовые понятия курса:

2.1. Литературный язык

2.2. Культура речи

2.3. Риторика (красноречие, ораторское искусство):

2.3.1. Основные этапы развития риторики.

2.3.2.Неориторика как наука об эффективном речевом общении.

2.3.3. Виды красноречия.

Использованная литература:

1. Александров Д.Н. Риторика. – М., 1999.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов – на – Дону, 1995.

Тезисное изложение содержания лекции

1. Для современного специалиста от речевых умений зависит успех в жизни. Это обусловливает рост в обществе интереса к культуре речи.

Данная учебная дисциплина представляет основные сведения о культуре речи и профессиональной риторике, закладывает в сознание студента скорректированные модели речевой коомуникации.

Предметом изучения является культура речи и риторика профессионального, в частности, психолого-педагогического, и в целом делового общения.

2. К базовым понятиям учебной дисциплины относят литературный язык, культуру речи и риторику.

2.1. Литературный язык является основой культуры речи.

Представляет собой высшую форму совершенствования общенационального языка.

Создан для обслуживания культуры, литературы, образования, средств массовой информации, межнационального, научного, официально-делового общения.

Используется во всех сферах деятельности человеческой и общества (государства), т.е. в образовании, науке, культуре, политике, законодательстве, официально-деловом общении, неофициальном общение носителей языка (бытовое общение), межнациональное общение, периодических изданиях, на радио, телевидении.

Играет ведущую роль среди основных разновидностей общенационального языка, т.е. в просторечии, территориальных и социальных диалектах, жаргонах и др.

По­стоянно взаимодействует с другими разновидностями русского языка. Более ярко это проявляется в разговорной форме.

Имеет основные признаки:

– обработанность (по выражению М.Горького, мастерами слова, т.е. писателями, общественными деятелями);

– устойчивость (стабильность);

– обязательности для всех носителей языка;

– нормированность;

– наличие функциональных стилей.

Существует в двух формах – устной и письменной, имеющих отличия.

Устная форма характеризуется особенностями:

– использует систему фонетических, в частности интонационных, а также невербальных (мимику, жестикуляцию, пантомимику) средств;

– возникает в процессе говорения, как бы рождается на глазах у слушателя;

– имеет импровизационный характер и отдельные языковые особенности (в свободном выборе лексики, особом синтаксисе и т.д.).

Письменная форма:

– графически закреплена;

– подразумевает возможности тщательного продумывания и правки;

– характеризуется языковыми особенностями (строгость языковой нормы, отсутствие невербальных средств, преобладание книжной лексики, сложных предложений и т.д.).

2.2. Понятие «культура речи» тесно связано с понятием «литературный язык».

Подразумевает умение четко и ясно выражать мысли, говорить грамотно, привлекать внимание речью, воздействовать на адресата.

Главная составляющая общей профессиональной культуры для различных профессий, особенно социально ориентированных, т.е. для всех, кто по роду деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает различные услуги.

Включает три компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Нормативный компонент является важнейшим; предполагает точное знание и использование языковых норм, центрального понятия речевой культуры, т.е. соблюдение правильности речи.

Коммуникативный компонент рассматривает умения отбора и употребления языковых средств в общении, предполагает сознательное отношение к их использованию в соответствии с деятельностными задачами.

Главной категорией теории культуры речи считается коммуникативная целесообразность.

Коммуникативный компонент предусматривает владение функциональными стилями литературного языка, а также способность адаптирования речи к реальным условиям общения.

Этический компонент предусматривает правила языкового поведения в конкретных ситуа­циях, в совокупности составляющие речевой этикет. Речевой этикет испытывает сильное влияние внеязыковых факторов, характеристик коммуникантов, особенностей речевого взаимодействия и т.д.

Этический компонент культуры речь запрещает сквернословие, порицает разговор на «повышенных тонах».

2.3. Риторика учит воздействию на собеседника с помощью слова. Результатом воздействия могут стать принуждение, побуждение, обман, манипулирование и пр.

Учит защищаться от недоброкачественного воздействия, распознавать случаи манипулирования или обмана.

Наука о правильном слушании, восприятии информации, умении распознавать и оценивать аргументацию.

2.3.1. Риторика возникла в Древней Греции в V в. до н.э. как наука о составлении речей.

Позднее обслуживает нужды как говорящего, так и пишущего.

В античности открывала путь к общественной деятельности и высокому положению в обществе.

В поздней античности скрепляла культурное пространство, т.к. ее ученики воспитаны на работах одних авторов, единых ценностях.

В средневековье служила христианству, помогая доказывать преимущества христианства над язычеством и проповедовать христианские ценности. На этой основе возникла гомилетика.

На Руси первое сочинение («Об образах») появилось в XI в. и включено в «Изборник» Святослава 1073г. Трактат описывает изобразительно-выразительные средства языка (тропы, называемые образами).

Красноречие как искусство достигает расцвета в Киеве в XI-XIII веках.

Наука о красноречии со­здается лишь в XVII веке с появлением «Риторики» 1620 г.

В XVIII век появились труды М.В. Ломоносова, разделившие термины красноречие и риторика в значениях, близких к современным: «...риторика — это «наука», «учение», «правила»; красноречие — «искусство», способность, умение «красно говорить.

К середине XIX века общеевропейский кризис риторики за­хлестнул и Россию. В основе две причины: во-первых, риторика оказалась на обочине нацио­нальной словесности, во-вторых, она утратила в глазах современников этические основания.

2.3.2. Подъем интереса к риторике в 60-е годы XX в.. Возникла неориторика (связанная, прежде всего, с именем X. Перельмана), включающая до­стижения лингвистики, психологии, семиотики, информатика, кибернетики и др.

Неориторика оторвалась от схоластических предписаний, тонко учитывает возможности национальных языков, оперирует понятиями «языковая картина мира» и «понятийная картина мира», отражающими национальный менталитет, закрепленный в языке.

Это позволило снять с риторики клеймо «искусства лжи».

Базой послужил информационный взгляд на мир, основанный на триаде «вещество—энергия—информация».

2.3.3. Стратегия риторики в традиционных видах красноречия восходит к «Риторике» Аристотеля.

Он выделил три рода красноречия (судебное, совещательное и эпидейктическое, или торжественное) на основе типологии слушателя.

Отечественная словесность на этой основе выделила десять видов красно­речия: социально-бытовое, академическое, судебное, военное, духовное, социально-политическое, дипломатическое, парламентское, митинговое и торговое.

Выводы: Учебная дисциплина ставит задачи в формировании умений: целесообразно комбинировать разнообразные средства речевого воздействия и критически их анализировать с точки зрения убедительности. Иначе говоря, это двуединая задача формирования и поддержания высокого уровня взаимопонима­ния в процессе речевого общения.

Учебная дисциплина поможет совершенствовать речевые умения на основе обостренной языковой рефлексии, теоретического осмысления механизмов речевой деятельности. Это современная культурная тенденция, проявляющаяся в то, что и граждане, и общество переживают период языковой рефлексии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Преимущества и недостатки децентрализации | Тема 2 (Лекция №3-4). Речевое общение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.