Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути развития профессиональной компетентности педагога

Обзор основных подходов к пониманию профессиональной компетентности, ее содержания и структуры.

М.2. УЭ-2

Лекция «Профессиональная компетентность педагога»

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.

Основные принципы образовательной политики в России, определенные в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года и Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Их развивает Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

 

Исследования ведутся в различных направлениях: формирование компетентности будущего педагога (В.Н. Введенский), изучение содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя в нашей стране (Л.М. Абдулина, Э.Ш. Абдюшев, В.А. Антипова, Е.В. Бережнова, З.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, Ю.К. Янковский) и за рубежом (Е.Д. Вознесенская, Б.Л. Вульфсон, Н.И. Костина, Л.В. Кузнецова, М.С. Сунцова, Ю.Е. Штейнсапир), оценка профессионально-педагогического мастерства преподавателя высшей квалификации (Н. Асеев, Н. Дудкина, Л. Куприянова, А. Федоров).

В российской науке исследуемая проблема обычно рассматривается в ключе формирования профессиональных требований к специалисту (А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя, Д.С. Цодикова), а также нового подхода к конструированию образовательных стандартов (А.В.Хуторской).

Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.

В российских психолого-педагогических исследованиях до последнего времени преобладал деятельностный подход к определению природы компетенции.

Однако в последние годы появился ряд работ, в которых сделана попытка подойти к этому сложному явлению, одновременно используя возможности нескольких наук. Н.Ф. Ефремова, придерживаясь синергетического подхода, определяет данное понятие так: «Компетенции - это обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки»; «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, … способность действовать и выживать в данных условиях».



К этому перечню А.В. Хуторской, основываясь на позициях личностно-ориентированного обучения, добавляет совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности.

По мнению В.А. Болотова, В.В. Серикова, природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта.

Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

Дж. Равен под компетентностью понимал специальную способность человека, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия.

По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальныеособенности и компоненты».

М.А. Чошанов считает, что компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные.

Компетентность - (характеризует субъекта деятельности) обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку обоснованно судить об определенной области и эффективно в ней действовать. (А. В. Хуторской)

Компетенция-круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Рассмотрим несколько определений профессиональной компетентности учителя:

- осведомленный, авторитетный в какой-то области ( О. И. Ожегов)

-способность аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей (В. Ю. Кричевский)

- совокупность профессионально-педагогических компетенций (Е. Н. Соловова)

- сложное образование, включающее комплекс знаний, умений и навыков, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно- воспитательного процесса (В. А. Адольф)

Подходы различных авторов к определению понятия «профессиональная компетентность педагога»

Автор концепции Определение понятия «профессиональная компетентность» Составляющие профессиональной компетентности
Н.В.Кузьмина Способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется 1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины. 2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся. 3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения. 4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся. 5. Аутопсихологичекая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
Л.М.Митина Понятие «педагогическая компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности Деятельностная Коммуникативная Социальная
В.Н.Введенский Профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходи­мость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. 1.Коммуникативная компетентность педаго­га — профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющи­ми компонентами которого являются: эмо­циональная устойчивость (связана с адап­тивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и об­ратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию "гладкой". 2.Информационная компетентность включа­ет объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов. 3.Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений уп­равлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлек­сию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные цен­ности. 4.Интеллектуально-педагогическую компе­тентность можно рассматривать как комп­лекс умений по анализу, синтезу, сравне­нию, абстрагированию, обобщению, кон­кретизации, как качества интеллекта: ана­логия, фантазия, гибкость и критичность мышления. 5.Операциональная компетент­ность определяется набором навыков, не­обходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогности­ческие, проективные, предметно-методиче­ские, организаторские, педагогической им­провизации, экспертные.
Т.Г.Браже Профессиональная компетентность определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений учителя, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний).  
Энциклопедический словарь От лат. competo - добиваюсь, соответствую, подхожу: 1) «круг полномочий, представленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу»; 2) «знания и опыт в той или иной области»   - круг полномочий   -знания; - опыт.
Словарь русского языка С.И. Ожегова «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» - осведомленность в хорошо знаемой области
Е.И. Рогов Профессионализм (связывает понятия профессионализм и компетентность) – есть совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в педагоге в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях. Формирование профессионализма идет по трем основным направлениям: 1) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по степени профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности – формируется личный стиль деятельности; 2) изменение личности субъекта, проявляющаяся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в соответствующих элементах профессионального сознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения; 3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в: –когнитивной сфере – в уровне информированности об объекте, в склонности к взаимодействию и удовлетворенности от этого взаимодействия, несмотря на трудности; - в эмоциональной сфере – в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию и удовлетворенности от этого взаимодействия, несмотря на трудности; - в практической сфере – в осознании своих реальных возможностей влияния на объект. - когнитивный; -эмоционально-ценностный; - практический (деятельностный).
Добудько Т.В. (опираясь на анализ работ Б.С. Гершунского, В.А. Извозчикова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.Н. Лобановой) Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Особый интерес для нашего исследования представляет обоснованное автором положение о том, деятельностная модель учителя соотносится с профессиональной компетентностью как «сущее» и «должное». -научно-теоретический; - психологический: - опреационально-технологический.
Маркова А.К. Профессионально компетентным является … такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. Особо А.К. Маркова выделяет доминирующий блок профессиональной компетентности учителя – личность учителя, в структуре которой выделяет:1) мотивацию личности (направленность личности и ее виды); 2) свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности); 3) интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал). - профессиональные (объективно-необходимые) педагогические знания (гностический компонент); - профессиональные педагогические позиции, установки учителя, требуемые в его профессии (ценностно-смысловой компонент); - профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения (деятельностный компонент); - личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями (личностный компонент).
Лобанова Н.Н. Профессиональная компетентность – ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности, которое определяет уровень педагогической готовности к деятельности, является фактором сохранения направленности деятельности. Сиситемообразующим компонентом профессиональной компетентности является личностный компонент, в котором на первый план выдвигаются качества, обеспечивающие решение педагогических задач на уровне социально-нравственной ответственности, а приоритетными в структуре базового компонента являются психолого-педагогические, социокультурные знания педагога. - профессионально-содержательный; - профессионально-деятельностный; - профессионально-личностный (ценностно-смысловой) компоненты.

Анализ научной литературы показывает, что ученые, изучающие проблему компетентности учителя, в своих исследованиях используют то термин «профессиональная компетентность» (Б.С. Гершунский, Т.В. Добудько, А.К. Маркова), то термин «Педагогическая компетентность» (Л.М. Митина), то оба термина (Н.Н. Лобанова), а иногда объединяют данные термины по аналогии с профессионально-педагогической деятельностью: «профессионально-педагогическая компетентность» (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская).

Таким образом, основными чертами компетентностного подхода к подготовке специалистов являются:

- общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;

- четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;

- выявление определенных компетенций, которые также являются целями развития личности;

- формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;

- наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами;

- оказание педагогической поддержки формирующейся личности и создание для нее «зоны успеха»;

- индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели;

- создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения ценного жизненного опыта;

- интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности.

 

Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» (О.Е. Лебедев, А.П. Тряпицына). Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.

 

Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

Профессиональная компетентность интегрирует в себя три аспекта:

- когнитивный ( научные, предметные знания);

- операционно- технологический ( способы деятельности, умения принимать решения)

- аксиологический (опыт эмоционально- личностного отношения к природе, обществу, человеку);

Дополнительные составляющие профессиональной компетентности на современном этапе:

-соотнесение своей деятельности с наработками на уровне мировой педагогической культуры, отечественной педагогики;

-способность продуктивно взаимодействовать с инновационным опытом коллег, обобщать свой опыт;

-креативность как способ бытия в профессии.

 

 

Готовность учителя к профессиональной деятельности в современных условиях предполагает обладание предметной, педагогической и социальной компетенциями.

Компетентностная модель современного учителя представлена на рис. 1

 

Рис. 1 Компетентностная модель современного учителя

( Г. Л.Абдулгалимов )

 

1 – предметная компетентность учителя

2 – педагогическая компетентность учителя

3 – социальная компетентность учителя

 

Основание модели- социальная компетентность учителя, которая служит основой для предметной и педагогической компетентностей (Г. Л Абдулгалимов)

Верхняя граница предметной компетентности современного учителя определяется нормативно- правовыми документами по данному предмету.

В процессе поиска нестандартных задач происходит профессиональный рост учителя и формирование научно- исследовательской компетенции. В модели появляется творческий уровень.

 

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Рассмотрим, что включает в себя каждая из составляющих.

Когнитивная составляющая:

- знание предмета;

- знание смежных наук;

- знание и обеспечение реализации содержания и структуры федерального базисного учебного плана;

- знание учебных планов и программы по предмету;

- знание требований ГИА по данному предмету.

Операционно-технологическая:

- умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой дисциплине;

-самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем , решений;

- постоянная работа с периодикой;

- умение адаптировать научное знание для достижения учебных целей.

Аксиологическая составляющая:

- глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения;

- готовность и желание познавать, учиться.

 

Содержание теоретической готовности учителя:

- аналитические умения

- прогностические

- проективные

- рефлексивные

 

Содержание практической готовности учителя:

- мобилизационные умения

- информационные

- развивающие

- ориентационные

- перцептивные

- педагогического общения

 

Система минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личным качествам педагога (его компетентности) отражена в проекте стандарта профессиональной деятельности, который был разработан с позиций компетентностного подхода под редакцией Л. В. Кузьминова и В. Л. Матросова в 2006 г. в соответствии с федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010гг. Это первый опыт создания стандарта профессиональной деятельности.

Для определения уровня состояния компетенций на данном временном отрезке существуют определенные критерии, позволяющие учителю провести самоанализ профессиональной компетенции, определить проблемные зоны , сделать выводы об уровне сформированности профессиональных компетенций.

Критерии оценки профессиональных компетенций учителя рассмотрим на примере предметной компетенции.

Табл. 1

Характеристики, определяющие успешность учителя Оптимальный ур-нь 8-10 баллов Достаточный ур-нь 6-7 баллов Критический ур-нь 5 баллов и ниже
Предметная компетенция: -знания в обл.преподаваемого предмета, - методологии преподавания Учитель - отлично знает содержание предмета -хорошо ориентируется в нормативной документации и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета -использует в содержании урочной и внеурочной деят. учащихся продуктивный опыт. Учитель -хорошо знает содержание пр-та -хорошо ориентируется в нормат. документах и совр публикациях -использует. В содержание уч. процесса продуктивный опыт и инновац. приёмы вводит эпизодически   Учитель -знает содержание предмета -практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, -не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук.

 

Основной подход к выделению критериев, показателей и инструментария измерения профессиональной компетентности педагогов - деятельностный

Параметр Критерии Показатели Инструментарий
Профессиональная компетентность   Ценностно-смысловой     - ценностное отношение к профессии; -ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»; 3. Готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту. -тестирование; - опрос (анкетирование; беседа); -эксперимент.
Гносеологический   -знания теоретических и методологических основ предметной области образования; -знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов); - знание требований, предъявляемых к современному учителю; - широта и глубина дополнительных знаний. - тестирование; - анкетирование; -изучение и обобщение опыта; - наблюдение.  
Деятельностный   -изучение продуктов деятельности учителей; - тренинги; -исследовательские работы учителей; -проектные работы учителей; -анкетирование, беседа.

 

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

2. Исследовательская деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

6. Трансляция собственного педагогического опыта;

7. Использование ИКТ и др.

 

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

· самоанализ и осознание необходимости;

· планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

· самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

 

Резюмируя сказанное, следует отметить:

- использование компетентностного подхода в образовании предполагает изменения в профессиональном сознании учителя , его деятельности;

- компетентность в контексте педагогической деятельности- это комплексный профессионально- личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия в образовательном пространстве;

- уровень сформированности профессиональных компетенций учителя должен быть достаточным для создания такой образовательной развивающей среды, в которой возможно формирование ключевых компетенций учащихся.

 

Итак, понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

А. С. Макаренко: Отвергал утверждение о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Считал, что педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, - это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение.

 

Литература

1.И. А. Зимняя. Ключевые компетенции-новая парадигма результата современного образования.// Интернет-журнал «Эйдос»-2006.5мая.

2.И. А. Зимняя. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи , перспективы.» М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2004.

3. В. А. Адольф Формирование профессиональной компетентности будущего учителя.

//Педагогика.- №1.1998

4.Г.Л. Абдулгалимов. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности. //Стандарты и мониторинг в образовании. №5.2009

5.О. А. Козырева Феноменология профессиональной компетентности учителя.

//Образовательные технологии и общество 11(2)2008

6.Ф. Т. Шишкин. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании //Наука и школа №4.2008

6.И. И. Барахович. Коммуникативная компетентность педагога (Требования профессионального стандарта педагогической деятельности. // Интернет-ресурс

7.М. В. Аргунова Ключевые образовательные компетенции о оценка их сформированности. // Химия в школе.№6. 2009

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Пути развития профессиональной компетентности педагога

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6361; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.136.26
Генерация страницы за: 0.11 сек.