Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) – «праотец социологической науки»

Таким образом, впервые в истории социальной мысли Платон предпринял попытку теоретического исследования законов развития общества (социальной динамики). Именно за это исследование К.Поппер (выдающийся философ и социолог XX столетия) назвал Платона первым социологом. «Государство» - первый труд по «общей социологии». Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории стратификации.

Социально-философские взгляды Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)

Прежде всего, философ развил представление о государстве как о естественном образовании (подобном живым организмам), т. е. о системе, созданной не свободной волей людей, и даже не прихотью небожителей, а возникающей естественным путем и имеющей свои собственные законы. Этот взгляд Аристотеля положил начало формированию научного подхода к исследованию общества, впоследствии ассимилированного и социологией. Более того, в отношении к отдельному человеку государство играет роль некоей первичной реальности, вне которой человек попросту теряет свой человеческий статус: «Государство, — утверждал Аристотель, — есть сущность отдельного человека. Отдельный человек так же мало есть нечто самостоятельно существующее, как какая-нибудь оторванная от целого органическая часть. Человек есть политическое животное». Таким образом, впервые в истории философии прозвучала фундаментальная мысль о социальной природе человека.

Аристотель конструирует не одну идеальную модель «государства вообще», а выделяет три основные (по его терминологии «нормальные») формы государственного устройства: монархию, аристократию и политию, различая их по числу допущенных к правлению лиц. Монархия - это правление одного, но самого достойного и благородного гражданина, аристократия - правление немногих лучших, наконец, полития - правление большинства граждан, отбираемых на основе определенного избирательного ценза (например, ценза оседлости), благодаря которому к управлению допускаются лишь люди, связанные с государством своими жизненными интересами. При этом каждой из этих правильных форм в аристотелевской классификации соответствовала противоположная, неправильная. Так монархии соответствует тирания - единоличное правление, ориентированное исключительно на личную выгоду самого тирана и его приближенных. Аристократии противостоит олигархия - власть группы богатых лиц, пекущихся исключительно о собственных интересах и интересах своих семейств. Наконец, политии, как власти благородного большинства населения противостоит демократия, понимаемая как власть свободнорожденной толпы, имеющей целью лишь сиюминутную выгоду. В своем учении о соотношении политии - демократии Аристотель первым исследовал проблему, как не допустить превращения народовластия во власть толпы. Так, например, важнейшим условием сохранения «правильной» формы Аристотель считает наличие определенного избирательного ценза, исключающего из управления государством не только рабов (что для древних греков было само собой разумеющимся), но и всех тех, чья связь с данным полисом носит неустойчивый, или даже случайный характер. Другой аспект его размышлений - недопустимость превращения демократии в своеобразную «народную тиранию», возникающую всякий раз, когда в обществе отсутствуют твердые законы, так что решение любого вопроса оказывается зависимым от сиюминутной прихоти народного собрания. Важнейшей гарантией от подобных метаморфоз государственного устройства Аристотель считал отсутствие в политии платы за участие в народном собрании - именно этот фактор, с его точки зрения, естественным путем отсечет от управления большую часть не имеющих материальных средств для досуга граждан, и не позволит, соответственно, черни захватить реальную государственную власть.

Предложенная этим мыслителем классификация форм государственного правления просуществовала без серьезных изменений вплоть до XVIII века. Однако Аристотель, исследовавший в основном греческие полисы, не учитывал влияние, которое оказывают на государственное устройство другие факторы и институты: религия, экономика, размеры территории и т. д., видя в этом устройстве лишь чисто внешнюю форму. Исследование этого влияния и составило одну из задач дальнейшего развития социальной мысли. У Аристотеля опорой порядка выступал средний класс (богатая плутократия и пролетариат).

Аристотель, как и Платон, был сторонником рабства, считая отношение раб - господин столь же естественным, как отношение муж - жена (оба эти отношения коренятся, с его точки зрения, в естественных различиях между людьми).

1.2. Социально-философские учения периода раннего христианства и эпохи Возрождения

Социально-политические взгляды Августина (354-430)

Августин жил в эпоху падения Римской империи. Основные социально-философские произведения - «О Граде Божьем», «Исповедь». Так, для античности было характерным представление о циклическом движении истории, по принципу «все возвращается на круги своя». Августин был первым христианским автором, увидевшим принципиальную несовместимость нового мировоззрения с принципами циклизма. Христос умер лишь однажды, — утверждал философ, и это событие слишком существенно, чтобы быть многократно повторенным. Отсюда формируется представление об уникальности человеческой истории, значит, она обретает направленность, цель и смысл.

Исходя из тезиса о божественном всемогуществе и всеведении, с одной стороны, и абсолютной греховности человека с другой, Августин обосновал учение о предопределении. Человек греховен настолько, что никакие земные дела не могут примирить его с Богом, поэтому все люди от рождения заслуживают адские муки. Однако в силу божественной благодати, избранным даруется спасение. Для Бога не существует понятия времени, поэтому люди рождаются уже проклятыми или спасенными, и не в силах человека изменить предначертанную ему судьбу. Это учение оказало огромное влияние на формирование взглядов Лютера и Кальвина, сделавших его одним из принципов протестантского мировоззрения. Немецкий социолог М.Вебер показал роль этого мировоззрения в формировании «духа капитализма».

Согласно Августину, избранные образуют «Град Божий», который противостоит «Граду Земному». Воплощением «Града Божьего» на земле является церковь. Но государство также может стать частью «Града Божьего», если оно подчинится церкви. Таким образом, его социально-политическим идеалом является теократия, т.е. форма правления, при которой руководство в государстве принадлежит церкви. Эта концепция на протяжении всего средневековья служила идеологическим обоснованием для всех политических притязаний папства.

Политическая теория Никколо Макиавелли (1469-1527)

Известным социально-политическим произведением Макиавелли выступает «Государь». Это произведение представляет собой систематизированный свод практических правил и принципов, которыми следует руководствоваться правителю, поставившему своей главной целью захват и удержание власти. Исходный постулат Макиавелли - недопустимость для государя в своих действиях опираться на возвышенные и чистые помыслы сограждан. Слишком уж неустойчивы последние и слишком уж эфемерным оказывается зиждущееся на столь шатком фундаменте господство. Другое дело - личный интерес, подкрепленный самым сильным из всех мотивов человеческих действий - страхом. Именно эти, наиболее устойчивые и незыблемые побудительные силы действий человека, и должен принимать во внимание самодержец, выстраивая планы удержания собственной власти. И если уж этот расчет покажет целесообразность каких-либо действий, то никакие соображения нравственности, добродетели, человеколюбия не должны их поколебать. (Например, государь должен держать слово лишь тогда, когда это выгодно; привыкших к свободе жителей захваченного города следует переселить, а город разрушить; разумным государем является не жестокий и не милосердный, а тот, кто действует в соответствии с обстоятельствами.) «Цель оправдывает средства» - этот афоризм, нередко приписываемый Макиавелли более поздними авторами, хотя, на деле, и не принадлежал его перу, но бесспорно, мог бы явиться лучшим эпиграфом к его знаменитому трактату.

1.3. Основные особенности социально-философской мысли Нового времени.

Теория общественного договора (ТОД) - это философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния, к состоянию гражданскому.

Основная причина - падение в этот период веры в божественную природу монархической власти. Таким образом, основная задача ТОД - обосновать властные права государства по отношению к человеку в условиях падения представлений о божественном характере власти монарха, а также выявить границы полномочий государства в отношении к человеку, определить возможности допустимого неповиновения и даже свержения народом той или иной власти.

Эта концепция встречала резкую критику со стороны мыслителей, рассматривающих государство в качестве естественного образования (Вольтер). Для них общественное состояние тоже естественное, поэтому оно не требует никакого договора. С другой стороны, среди ее сторонников были и те, кто придерживался представления о естественном возникновении общества, а в заключении общественного договора видел переход общества на более высокую и упорядоченную ступень развития (Гроций). С точки зрения этого автора, существуют универсальные нормы, укорененные в самой человеческой природе.

Наиболее известные концепции общественного договора были созданы Гоббсом, Локком, и Руссо.

Теория общественного договора Т.Гоббса (1588-1679)

Основное социально-политическое произведение Гоббса - «Левиафан». Естественное состояние человечества Гоббс рассматривал как «войну всех против всех». В этом состоянии все равны, нет никаких законов и норм, однако жизнь каждого человека находится под постоянной угрозой. С целью обеспечения собственной безопасности, люди вступают в соглашение, в результате которого на государя переносятся права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Самым опасным состоянием Гоббс считал состояние первобытной анархии, которое возникнет тотчас, как только будут поколеблены основы государственного строя. Именно поэтому он не допускал не только никакой революции, но даже какой-либо критики существующего государства. Договор, следовательно, заключался один раз и без права расторжения. В соответствии с этими представлениями Гоббс даже преобразовывает аристотелевскую классификацию форм государственного устройства: из нее удаляются все искаженные формы, ибо, уже само определение какого-либо государственного устройства как искаженного, является особой формой его критики. Кроме того, для своей эффективности договор должен базироваться на устрашении, и не случайно философ сравнивает государство с легендарным чудовищем Левиафаном. Идеалом Гоббса была монархия, он был противником разделения властей. С критикой теории Гоббса выступил Локк.

Теория общественного договора Дж. Локка (1632-1704)

Основное социально-философское произведение Дж.Локка - «Два трактата о правлении». В отличие от Гоббса, видевшего в естественном состоянии лишь всеобщую «войну всех против всех», Локк считал, что и в ту эпоху действовало некое, врожденное каждому человеку «естественное право», согласно которому «никто не имеет права причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого». Однако в локковском естественном состоянии это право является лишь нравственным императивом, и каждый оказывается сам судьей в собственном деле. Поэтому люди также заключают общественный договор и учреждают государство, но, в отличие от концепции Гоббса, делают они это не столько ради безопасности, сколько ради защиты собственности и свободы. В итоге, основной задачей государства является защита естественного права, и, в случае невыполнения этого условия, договор может быть расторгнут, в том числе с помощью свержения существующей власти. Поскольку в концепции Локка договор заключается между гражданами и правительством, за его выполнением следит третья сторона - независимая судебная власть. Таким образом, Локк одним из первых поставил вопрос о путях защиты человека от произвола всесильной государственной власти.

Учение Локка о естественном праве легло в основу современных представлений о неотчуждаемых правах человека.

Взгляды на общества Ж.-Ж.Руссо (1712-1778)

Основные социально-философские произведения Руссо - «Об общественном договоре», «Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми». Подобно Локку, он стоял на позициях естественного права и признавал право народа оказывать сопротивление и свергать любую антинародную власть. Однако он критически относился к якобы достижениям цивилизации, видя в развитии наук и искусств источник большинства бед человечества. Социальное неравенство между людьми он объяснял частной собственностью. Руссо романтизировал первобытное состояние, призывал к «простой», безыскусной, естественной жизни».

Все рассмотренные в данной теме концепции относятся к разряду социально-философских учений. Однако в середине XIX века в качестве самостоятельной дисциплины возникает социология, которая изначально четко противопоставляет себя социально-философским учениям.

В работе «О духе законов» выделил естественные законы, действующие в догосударственном обществе (мир, трудовая деятельность, стремление к общению). Политические законы отражают влияние климатических факторов: климата, почвы, ландшафта. В странах с холодным климатом люди уравновешеннее, нравственнее; в жарких – расслабленные и малодушные. Климат определяет различия в потребностях, которые обуславливают образ жизни, что влияет на законы (географический детерминизм).

На форму правления влияет размер территории. Демократия возможна на маленьких пространствах, средние по территории государства выбирают монархии, а большие территории – деспотии.

Монтескье вывел закономерность: на ранних этапах развития человечества определяющее влияние оказывают природные факторы, позднее – социальные, идеологические и политические (идея гражданской свободы, принцип разделения властей).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История зарубежной и отечественной социологии | Идея прогресса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.