Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные направления в социологии




Учение о социальной эволюции Г.Спенсера (1820-1903) – основоположник органической школы.

Англичанин Г. Спенсер рассматривал человеческое общество наподобие живого организма: социальные институты – органы человека, выполняющие аналогичные функции (семья – сердце, государство – нервная система). Ученый выделял шесть категорий институтов: домашние (семейные), обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Институт – определенный способ приспособления человека к жизни в обществе, подобно тому, как приспособлению животного в природе помогают его инстинкты. Люди в социальных институтах сменяют друг друга подобно тому, как обновляются клетки в органах живого тела. «Естественный отбор происходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных».

Концепция зволюции. Эволюция проходит три стадии: неорганическую, органическую и надорганическую – предмет социологии.

40-ые годы XX века – преобладание эмпирического направления (Чикагская школа) – Р. Парк, А.Смолл, Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас.

Символический интеракционизм. Уильям Томас (1863-1947) – концепция определенной ситуации («если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям» - Р.Мертон). Социальные факты необходимо описывать с помощью объективных научных понятий, с другой – так, как их видят индивиды, действующие на основе «субъективного смысла».

У.Томас и Ф.Знанецкий (1882-1958) «Польский крестьянин в Европе и Америке» - выявление зависимости мотивации деятельности иммигрантов от их принадлежности к определенной социальной, культурной и религиозной общности и организации.

Теория социальной интеракции (взаимодействия) Джорджа Герберта Мида (1863 1931). Человеческое «я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Решающее значение при этом принадлежит овладению системой символов и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем – «обобщенного другого».

Жест – начало взаимодействия.

Габриэль Тард (1843-1904) – основоположник субъективно-психологического направления (теория подражания). Общество – процесс подражания: копирование и повторение одними людьми поведения других. Особая тема – исследование толпы и публики.

Мак-Дугалл (1871-1938) – развил теорию инстинктов: социальные явления объясняются инстинктами («наследуемая или врожденная психофизическая склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает внимание на известного вида вещи, испытывает определенного рода эмоциональное воодушевление, когда замечает этот предмет, и определенным образом на него реагирует»). Различал инстинкт избегания и эмоцию страха, инстинкт любознательности и эмоцию удивления, инстинкт борьбы и эмоцию гнева, родительский инстинкт и эмоцию нежности, инстинкт сплочения в группу.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – психоаналическая школа.

50-60-ые гг XX века – развитие фундаментального направления (функционализм, конфликтология, феноменология).

Талкотт Парсонс (1902-1979) – создатель теории действия и системно-функциональной школы (структурный функционализм). Общество – это система, которая должна отвечать четырем основным функциональным требованиям: адаптация, целедостижение, интеграция и удержание образца (латентность).

Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т.д. в обществе).

Деятельность — процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат.

Поведение — система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.