Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уполномоченные по правам человека и правам ребенка

Предметом учебной дисциплины «Суд и правоохранительные органы» является изучение компетенции, организацион­ной структуры, основных направлений деятельности судов, а также уполномоченных го­сударством правоохранительных органов, их вза­имодействия между собой и с другими органами государствен­ной власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

Предмет курса определяет и его содержание. В Общей ча­сти рассматриваются: понятие и система правоохранительных органов; предмет и задачи курса; основные законодатель­ные акты и иные источники; взаимосвязь курса «Суд и правоохра­нительные органы» с другими учебными дисциплинами,

В Особенной части изучаются вопросы организа­ции и деятельности конкретных правоохранительных органов в отдельности: их место в системе правоохранительных орга­нов, компетенция, порядок создания, организационно-штат­ная структура, основные направления деятельности, поря­док комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работников правоохранительных органов.

Данный учебный курс является вводным и служит базой для изучения других юридических учебных дисциплин.

Прежде всего, он непосредственно связан с конституци­онным правом, поскольку Конституция РФ содержит фундаментальные положения о системе правоохранительных органов, их задачах и компетенции.

Курс тесно связан также с административным правом, так как нормы административного законодательства опреде­ляют систему и структуру органов государственного управ­ления.

Порядок применения мер государственного принужде­ния в зависимости от вида правонарушения регламентирует­ся административным, гражданско-процессуальным, арбитражно-процессуальным уголов­но-процессуальным правом. Правоохранительные органы в своей деятельности по осуществлению предоставленных им государством полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практической деятельности правоохрани­тельные органы применяют достаточно широко помимо процессуальных также нормы материального права: уголовного, гражданского, налогового, земельного, семейного, экологического и т.п.

Деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, основывается на нормативных правовых актах, которые регламентируют структуру правоохранительных органов, их полномочия, принципы и порядок деятельности.

Эти нормативные правовые акты весьма многочисленны, разнообразны по содержанию и юридической силе. К источникам законодательства о правоохранительных органах относятся:

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, ратифицированные РФ в установленном законом порядке (при этом легальная определение понятия «правоохранительные органы» дается только в международных договорах, российское законодательство этого определения не содержит);

Конституция РФ;

федеральные конституционные законы

федеральные законы;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Данные источники имеют различную юридическую силу, однако все они важны в регулировании широкого круга разнообразных аспектов правоохранительной деятельности. Многоуровневый характер нормативно-правовой базы деятельности правоохранительных органов делает ее достаточно сложной в применении. В принципе, нормативно-правовая база организации и деятельности правоохранительных органов должна отвечать требованиям системности, последовательности и логичности. Однако далеко не все нормативные правовые акты, взятые в их совокупности, отвечают данным требованиям. Поэтому проблема «многослойности», влекущая за собой коллизии различных законодательных норм, является одной их важнейших проблем законодательства о правоохранительных органах на сегодняшний день и требует своего разрешения.

Важнейшим источником права о правоохранительных органах является Конституция РФ, определяющая основы государственного строя и правовой системы РФ.

Конституция РФ является актом высшей юридической силы, прямого действия, носит универсальный характер и определяет основные положения, касающиеся организации и важнейших принципов деятельности правоохранительной системы в Российской Федерации. Она определяет статус судебной власти как самостоятельной и независимой ветви государственной власти, закрепляет основы построения судебной системы, фундаментальные принципы судоустройства и судопроизводства, основные положения о прокуратуре РФ и регулируются отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов (гл. 2, 7).

Конституция РФ также предусматривает, что основные вопросы, связанные с устройством и деятельностью правоохранительных органов и имеющие федеральное значение, находятся в исключительном ведении РФ (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и т.д.) (п. «в», «г», «о» ст. 71). Ряд вопросов отнесен Конституцией РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72):

— защита прав и свобод человека и гражданина;

— обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности;

— адвокатура и нотариат;

— кадры судебных и правоохранительных органов;

— административное законодательство и др.

К числу общих источников права о правоохранительных органах следует отнести и международно-правовые нормы, касающиеся вопросов правоохранительной деятельности. Эти нормы содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции прав и свобод человека и гражданина 1950 г. и многих других.

Все другие нормативные правовые акты не должны противоречить положениям Конституции РФ и общепризнанным нормам и принципам международного права.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные и судебные органы» | Материалы к семинару
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.