Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов прокуратуры

Система прокуратуры РФ определена в ст. 11 Закона о прокуратуре. Она включает следующие органы и учреждения:

— Генеральная прокуратура РФ — высшее звено в системе органов прокуратуры, возглавляемое Генеральным прокурором РФ;

— прокуратуры субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов, автономной области), а также приравненные к ним военные прокуратуры флотов, военных округов, военную прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения, Московскую городскую военную прокуратуру, и другие специализированные прокуратуры (Московская транспортной прокуратуре, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура и др.);

— районные прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры этих городов, которые подчинены прокурору субъекта РФ, а сами имеют в подчинении районные прокуратуры;

— военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов, приравненные к районным прокуратурам;

— транспортные, природоохранительные прокуратуры и прокуратуры, осуществляющие свои полномочия в условиях закрытых административно- территориальных объединений (ЗАТО г. Междуречье и комплекса «Байконур»), приравненные к районным прокуратурам.

— научные и образовательные учреждения и редакции печатных изданий органов прокуратуры, являющиеся юридическими лицами (например, журнал «Законность»).

 

Высшее звено органов прокуратуры РФ представляет Генеральная прокуратура РФ. Ее возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Кроме того, в Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), в том числе и управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах — Южном, Северо-Кавказском, Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Сибирском, Дальневосточном.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ. Кроме того, в главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

Генеральный прокурор РФ имеет: советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.

Среднее звено в системе прокуратуры РФ представлена прокуратурами субъектов РФ, т.е. прокуратурами республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), а также приравненных к ним военными и иными специализированными прокуратурами РФ. В данном случае речь идет о прокуратурах военных округов, флотов, военной прокуратуре Ракетных войск стратегического назначения, Московской городской военной прокуратуре, а также Московской транспортной прокуратуре и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре. Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. При этом вопрос о том, какой орган субъекта РФ должен принимать соответствующее решение, отнесен к ведению самих субъектов РФ. Освобождение прокуроров субъектов РФ от должности производится Генеральным прокурором РФ и согласования с субъектами РФ не требует (ст. 13 Закона о прокуратуре).

Военные прокуроры и иные прокуроры специализированных прокуратур, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, так же назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Согласия какого-либо органа исполнительной власти при назначении данных должностных лиц на соответствующие должности ни Конституцией РФ, ни Законом о прокуратуре не предусматривается.

В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов РФ. Кроме того, в данных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов.

Низовое звено органов прокуратуры РФ представлено прокуратурами городов и районов, а также приравненных к ним военных прокуратур гарнизонов, объединений, соединений, транспортных прокуратур, прокуратур па надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, межрайонных природоохранных прокуратур, прокуратур, осуществляющих свои полномочия в условиях закрытых административно-территориальных объединениях. Возглавляют прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В данных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.

Специализированные органы прокуратуры в Российской Федерации

Организация и деятельность специализированных прокуратур обусловлена необходимостью осуществления качественного прокурорского надзора в специфических сферах деятельности государства и общества.

К специализированным прокуратурам, входящим в систему прокуратуры РФ относятся:

— военные прокуратуры;

— прокуратуры по надзору на особо режимных объектах;

— прокуратуры понадзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях;

— транспортные прокуратуры;

— природоохранные прокуратуры;

— прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых администра­тивно-территориальных образованиях (ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байкорур») и на режимных объектах.

Компетенция перечисленных прокуратур регулируется приказом Генерального прокурора от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур». В соответствии с этим приказом:

1) прокуроры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах осуществляют надзор:

— за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами в хозяйствующих субъектах оборонно-промышленного комплекса, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1997 г. № 1655-75 (за исключением объектов ФСТЭК России), в том числе в ЗАТО и обособленных военных городках Минобороны России и ФСО России где проживает или работает гражданское население;

— за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета РФ по ЗАТО и на особорежимных объектах (за исключением комплекса «Байконур» и ЗАТО г. Межгорье);

— за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;

— за исполнением законов подразделениями органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на объектах оборонно-промышленного комплекса и в ЗАТО;

— за соблюдением законов подразделениями Следственного комитета РФ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных в хозяйствующих субъектах оборонно-промышленного комплекса, в пределах закрытых административно-территориальных образований проживающими либо работающими в них гражданскими лицами;

2) прокуратуры понадзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов РФ) осуществляют надзор:

— за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;

— за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России;

— за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;

3) транспортные прокуратуры. Они создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспор­те — на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах — и действуют на правах прокуроров городов и районов и входят в систему прокуратур субъекта РФ, за исключением Московской транспортной прокуратуры, которая действует на правах прокуратуры субъекта РФ. Транспортные прокуратуры осуществляют надзор:

— за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета РФ на транспорте;

— за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах и учреждениях, действующих на транспорте и в таможенной сфере;

— за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в речных, морских портах и аэропортах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах и судах водного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Минобороны России и оборонно-промышленного комплекса страны), о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, а также за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия по преступлениям указанной категории органами внутренних дел на транспорте, таможенными органами, подразделениями Следственного комитета РФ на транспорте.

4) природоохранные прокуратуры (со статусом рай­онных и подчинением соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов созданы во всех субъектах РФ) в пределах соответствующего субъекта РФ осуществляют надзор:

— за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;

— за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов природоохранными следственными подразделениями Следственного комитета РФ;

— за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Минобороны России и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета РФ по преступлениям указанной категории;

— за исполнением законодательства о противодействии коррупции в природоохранных территориальных органах федеральных органов исполнительной власти;

— за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений об экологических преступлениях, о преступлениях против интересов службы в государственных, коммерческих и иных организациях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Минобороны России военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов;

— за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета РФ по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений указанной категории;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления прокурорской деятельности и правовые средства прокурорского надзора | Правовой статус прокурорских работников РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.