Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рейтинг всемирной конкурентоспособности

Конкуренция и ее роль в прогрессивном развитии экономики

Конкуренция (лат. concurrere - сталкивается) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров. Такое соперничество охватывает все виды хозяйственной деятельности.

По масштабам развития конкуренция может быть:

· индивидуальной (с участием одного лица);

· местной (ведется среди товаровладельцев какой-либо территории);

· внутриотраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

· межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

· национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

· глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств на мировом рынке).

По приемам противоборства конкуренция делится:

· на ценовую (рыночные позиции соперников подрываются путем снижения цен);

· неценовую (победу одерживают посредством улучшения качества продукции, совершенствования обслуживания покупателей и т.п.).

Наконец, под конкуренцией понимается также борьба за достижение лучших результатов в каком-то виде соперничества. К такого рода соперничеству можно отнести, например:

· аукцион (продажу с публичных торгов какого-либо товара или имущества, которые достаются лицу, предложившему за них наивысшую цену);

· конкурс среди претендентов, стремящихся занять свободное место для обучения в высшем учебном заведении, устройства на работу, получения премии за лучшее произведение.

Особо следует отметить, что с конца XX в. рассмотренное здесь массовое противоборство переросло в конкуренцию между многими странами в масштабе всего мирового хозяйства.

Сейчас стало очевидно: в результате быстрого развития международной торговли конкуренция стала неотъемлемой чертой поведения всех хозяйственных субъектов на всех товарных рынках. В планетарном масштабе ведется соперничество между мелкими и крупными предпринимательствами, национальными объединениями, между международными экономическими организациями и странами «за место под солнцем» на мировом рыночном пространстве.

Не случайно с конца XX в. международная организация «Всемирный экономический форум» ведет подсчет рейтинга всемирной конкурентоспособности (с учетом, в частности, применения новейших технологий, состояния финансов, труда, менеджмента и др.) (табл. 18.).

 

Таблица 18.

Страна Место в рейтинге
Сингапур  
Гонконг  
США  
Великобритания  
Канада  
Тайвань  
Япония  
Франция  
Германия  
Индия  
Россия  
Украина  

 

Россия находилась в конце этого рейтинга. И это не случайно. Ведь до 1990-х гг. само слово «конкуренция» считалось совершенно неприемлемым в полностью огосударствленном хозяйстве страны.

В чем состоит прогрессивная роль конкуренции?

Конкуренция является цивилизованной (культурной) и легальной (узаконенной) формой борьбы за существование соперников в рыночном противоборстве. Она служит действенным способом регулирования рыночных отношений.

Состязание физических и юридических лиц на рынке сбыта товаров с целью получения более высоких доходов и других выгод дает положительные результаты. Такое соперничество способно порождать всеобщее стремление к совершенствованию хозяйственной деятельности, к увеличению и повышению качества продукции. В связи с этим на практике определяется конкурентоспособность товаров.

Конкурентоспособность товаров – это их соответствие требованиям конкурентного рынка, запросов покупателей в сравнении с другими подобными товарами.

Конкурентоспособность определяется качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами. Они зависит также от рыночных цен. На конкуренцию влияют мода, продажный и послепродажный сервис (оказание услуг), реклама, имидж (целенаправленно сформированный образ) производителя и другие обстоятельства.

В зависимости от качественных (положительных и отрицательных) характеристик рыночного соперничества различаются добросовестная и недобросовестная конкуренция.

Добросовестная конкуренция означает соблюдение установленных правил хозяйственной деятельности.

Недобросовестная конкуренция предполагает использование нецивилизованных и нарушающих установленный порядок способов борьбы с соперниками.

К нецивилизованным способам конкуренции относятся:

· тайный сговор и создание тайных союзов против других конкурентов;

· установление дискриминационных цен, ущемляющих права и возможности соперников;

· ложная реклама;

· информация, порочащая честь других участников рынка, и др.

Российское законодательство не допускает и запрещает методы недобросовестной конкуренции, такие, как:

· введение покупателей в заблуждение относительно свойств и качества товара;

· продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности других физических и юридических лиц;

· получение, использование и разглашение научно-технической и иной информации без согласия ее владельца;

· распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйственному субъекту, и т.п.

После рассмотрения конкуренции мы перейдем к анализу ее противоположности – монополии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цены продавцов и покупателей на акцию | Монополия: экономическая природа и организационные формы. Законодательство об ограничении монополистической деятельности и защита конкуренции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.