Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и социализация




Самые яркие, блестящие представители английской памфлетной журналистики были среди противников монархии. Их творчество оказало сильное влияние на развитие взглядов лидеров буржуазных революций в других странах, в частности В США, и во Франции. Особого внимания заслуживают Д. Мильтон, Д. Лильберн, Джерард Уинстенли.

Хроники религиозного содержания. Это многочисленные обращения, проповеди, ответы, наводнявшие Европу периода религиозных войн. В качестве примера можно привести послание французского короля немецким протестантам 1541 года.

 

29. Французький журналістський фольклор

 

Неповторимым национальным явлением французской журналистики были canard. Canard можно назвать французским журналистским фольклором. Поначалу они не были самостоятельной формой публикации. В период с 1488 по 1529 годы французские историки выделяют около 200 случайно появлявшихся курьезных рассказов. В период с 1515 по 1529 годы бесчисленное количество их появлялось в «Газете парижского буржуа». В 1560 году Пьер Боэсто собрал их в сборник под названием «Необычные истории». В большом количестве они были напечатаны во «Французском Меркурии» 1605 года.

Canard как самостоятельная форма публикаций, получившая широкое распространение в 16 – 17 веках, представляли собой брошюры форматом 80 на 125мм. и объемом 8 – 16 страниц. Они печатались на очень плохой бумаге с огромным количеством ошибок и тем не менее были очень популярны. Их продавали у стен королевского дворца, громко выкрикивая невероятные названия, привлекавшие покупателей сенсационностью. Их ругали, обвиняли в лживости, плохом стиле и плебействе, как бродячих актеров, но все хотели прочитать очередную небылицу, которая к тому же иллюстрировалась изображением ужасной змеи, найденной на Кубе, или летящего дракона, которого видели в небе Парижа в 1579 году.

Число canard росло огромными темпами. В период между 1520 и 1550 годами их вышло 18, в следующей четверти 16 века – 39, с1576 по 1600 годы – 110, с 1600 по 1631 годы – 323, а 1618 был рекордным по числу выпущенных canard – 37. Существовали типографии, которые специализировались на выпуске этих небылиц. В Париже это делали Абрахам Согрен, Флери Бурико, Антуан дю Брей, в Лионе – Бенуа Риго. Диапазон содержания canard очень широк. В жанровом отношении это были рассказы. Из 500 известных рассказов 180 повествуют о необычных фактах, 116 – о несчастных случаях, 109 – о криминальных историях, 95 – о небесных явлениях (очень большое распространение получил рассказ о комете 1618 года).

 

30. Журналітика Італії 17-19 ст.

 

Развитие журналистики в других европейских странах проходило под воздействием немецкой, английской и французской печати. Несмотря на то, что в таких странах, как Италия и Голландия, первые попытки издания новостей предпринимались раньше, чем в Англии и во Франции, регулярно издающиеся газеты появились здесь позже, и журналистика развивалась медленнее. Это связано с экономическим развитием этих стран, а также с тем обстоятельством, что они долгие годы находились в политической зависимости от иностранных держав.

Италия была зависимой слаборазвитой раздробленной страной с высоким уровнем неграмотности населения. Времена расцвета Венеции прошли. Итальянские королевства и княжества находились под пятой могущественной Австрии, подавлявшей не только экономику, но и культуру народов Италии. И тем не менее некоторые попытки издания газет в 17 – 18 столетии здесь предпринимались. Так Ф.Фаторелло называет самой старой итальянской печатной газетой издание, выходившее во Флоренции в 1636 году. В числе первых периодических изданий Италии Л.Саламон называет еженедельник «Greoas», выходивший в Риме в 1716 году и генуэзскую газету Ассарино «Ti Sincero». Появление первых политических газет в Италии относят к концу 18 – началу 19 столетия.

 

31. Коротка характеристика журналістики Угорщини та Південно-Східної Європи

 

Положение журналистики в Венгрии, являвшейся, как и Италия, частью Австро-Венгерской империи, было не лучшим. Первые газеты на территории Венгрии выходили на латинском и немецком языках в начале 18 века. Это, в частности, «Mercurius Hungarius». Первая газета на венгерском языке появилась в 1780 году, она называлась «Magiar Hirmondo». В 1788 году в Будапеште стал выходить «Magiar Mercurius». Печать в этой стране развивалась очень медленно и так же, как итальянская, испытала на себе влияние революционных идей 30 – 40 годов 19 века. Основателем национальной журналистики считается известный венгерский поэт и революционер Лайош Кошут, начавший заниматься журналистикой с 1832 года.

Развитие журналистики в странах Юго-Восточной Европы (Греция, Югославия, Болгария) сдерживалось турецким владычеством. В самой Турции первая газета появилась в 30-е годы 19 столетия. Это был всего лишь реестр декретов и распоряжений султана, а также описание придворных праздников. Подлинные турецкие газеты появились в 60-е годы в Лондоне, их издавали эмигранты: Али Суави, Кемалн и другие. Они имели успех в Турции и оказали влияние на некоторые изменения порядков в стране, особенно в области обмена мнениями. Появляются сатирические печатные листки «Убеждение», «Время», «Правда»; литературные и детские журналы «Литературный архив», «Детское чтение», «Школа». В 70-е годы 19 века, по данным Саламона, в Константинополе выходила 81 газета, 16 из них – на турецком языке, 1 – на арабском, 1 – на персидском, 1 – на немецком, 1 – на английском, 12 – на греческом, 13 – на армянском, 4 – на болгарском, 29 – на французском, 2 – на еврейско-испанском, 1 – на итальянском. Поражение в русско-турецкой войне послужило поводом для репрессий на прессу как носительницу европейской культуры. В Турции в этот период была введена строгая цензура.

 

32. Коротка характеристика журналістики Скандинавії

 

На Севере Европы, в скандинавских странах, журналистика получила развитие главным образом в 18 веке, хотя первая шведская газета «Ordinari Post-Zijdender» появилась в 1645 году. Впоследствии она стала официальным органом королевства. Название её несколько раз менялось. Её редакторами были известные шведские литераторы, в частности А.Ю.Стриндберг. Но наиболее представительной в эпоху становления печати на Севере Европы была детская периодика. В этой стране уже в 1770 году королем Христианом - 7 была провозглашена свобода печати, рамки которой были несколько сужены после Великой французской революции. Первая газета появилась в Копенгагене в 1663 году. Она печаталась на немецком языке. С 1666 года стали выходить газеты на датском языке. Это «Danske Mercurius» (1666 г.), «Extraordinair Relationes» (1672 г.) и некоторые другие. Довольно рано возникли в Дании и журналы. Первый их них «Der Fremde» («Чужестранец») тоже выходил на немецком языке. В 50-е годы 18 столетия появляются и журналы на датском. Самым популярным был журнал «Минерва», выходивший в 80-е, 90-е годы. Первая норвежская газета основана в 1763 году. Но в дальнейшем норвежская журналистика развивалась весьма слабо. Только лишь подъем освободительных идей против культурного влияния Швеции стимулировал в 20-е, 30-е годы 19 века развитие норвежской журналистики.

 

33. Коротка характеристика журналістики США (до 19 ст.)

 

Что касается американской журналистики (США), то она началась сразу же с печатных изданий. В 16 столетии, когда Европа переживала период творческих поисков в области журналистики, территория современных Соединенных Штатов только осваивалась представителями европейской цивилизации, ставшими и пионерами американской периодики. Первые географические описания этих земель (американские исследователи называют их своими первыми литературными произведениями) были сделаны испанцами, французами и англичанами и отпечатаны и изданы в Европе. Одно из таких описаний имеет в своем названии слово «Relation», его автор Альва Нуньес Кабеса де Васо, путешествовавший по территории современного Техаса и Аризоны в 1528 – 1531 годах, опубликовал свою книгу в 1542 году. Она была переведена на многие языки и имела большой успех. За ней последовала целая серия отчетов о путешествиях по Америке, вышедших в течение второй половины 16 столетия. Хочу заметить, что по массовости, информационной насыщенности, технической оснащенности, технологии и организации в Западном полушарии, да и в мире в целом, лидирует журналистика США.

 

34. "Щоденні новини з Італії, Богемії, Угорщини, Польщі, Чехії, Богемії тощо"

 

В начале 17 столетия в Англии появляются печатные издания периодического характера. Одно из них называлось «Еженедельные новости из…» («Weekly News from…»). Оно издавалось в Лондоне Н.Борном и Т.Арчем. Вообще 20-е – 30-е годы 17 века знаменуются активным развитием печатного издательского дела в стране, в том числе и появлением большого количества разного рода «News», выходивших с неустойчивой периодичностью. Г осударство ставит книгопечатание и журналистику под строгий контроль, превращает этот бизнес в свою монополию. Лицензию на право заниматься производством книг, брошюр, памфлетов и новостей можно было получить из рук монарха. Известны имена некоторых издателей той поры, имевших такое право – Натаниэль Баттер, Б.Доунез, Н.Нейвери. Их продукция, как и продукция немецких печатников 16 столетия, во всех своих вариантах напоминала более всего книгу, поэтому в истории предшественники газет часто именуются «книгами новостей». Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что это были журналы с обложкой, небольшого формата объёмом в 6 – 25 страниц.

 

35. Н. Баттер та Н. Борн

 

Государство ставит книгопечатание и журналистику под строгий контроль, превращает этот бизнес в свою монополию. Лицензию на право заниматься производством книг, брошюр, памфлетов и новостей можно было получить из рук монарха. Известны имена некоторых издателей той поры, имевших такое право – Натаниэль Баттер, Б.Доунез, Н.Нейвери. Их продукция, как и продукция немецких печатников 16 столетия, во всех своих вариантах напоминала более всего книгу, поэтому в истории предшественники газет часто именуются «книгами новостей». Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что это были журналы с обложкой, небольшого формата объёмом в 6 – 25 страниц.

В начале 17 столетия в Англии появляются печатные издания периодического характера. Одно из них называлось «Еженедельные новости из…» («Weekly News from…»). Оно издавалось в Лондоне Н.Борном и Т.Арчем.

 

36. "Французький Меркурій"

 

Альманахи и календари, во множестве производимые французскими типографиями, уже несли в себе элемент четкой периодичности. Существенное влияние на развитие французской периодики оказали бельгийские и голландские издатели, в особенности Абрахам Верховен, издававший с 1605 года «Последние новости» («Nieuwe Zydinghen»). Газета Верховена, а так же «Галло-бельгийский Меркурий», издававшийся во Франкфурте, послужил примером для издания в 1611 году «Французского Меркурия». В первом номере этого ежегодника рассказывалось о событиях во Франции и за её пределами, начиная с 1605 года. Начал издавать «Французский Меркурий» Жан Ришар, продолжили его дело Этьен Ришар и Сливье Варен.

«Меркурий» оказал серьезное влияние на состояние общественной жизни во Франции, в особенности в бурные времена Регентства. Кардинал Ришелье – первый государственный деятель Франции, осознавший необходимость идеологического воздействия на общественное мнение. Придя к власти, тоесть став министром Франции, кардинал Ришелье сделал ежегодник одним из своих орудий. С 1624 по 1631 годы «Французским Меркурием» руководил ставленник Ришелье падре Жозеф, которого современники называли «серым преосвященством». Однако малотиражный «Меркурий», выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого необходимо было периодическое издание иного типа.

 

37. Теофраст Ренодо

 

«Теофраст Ренодо – основатель «Ла Газетт», начавший её издавать в 1631 году, положил начало первой газете в нашем смысле этого слова, газете политической, официальной»,- эти слова Ш.Сент-Бева подчеркивают заслуги Ренодо не только перед французской печатью, но и перед всей журналистикой. Он действительно был человеком, перенявшим опыт издательской деятельности многих европейских стран и соединившим его с высокими идеями просвещения и гуманизма. В практической деятельности этот синтез дал газету как средство распространения идей и знаний. «Газетт» является важнейшей эпохой в истории журналистики, её появление знаменовало конец младенчества и детства периодической печати.

Характер журналистики как важнейшей сферы идеологии и особой области социальной активности, начал четко определяться и впервые проявил себя в деятельности Т.Ренодо, которого и следует считать одним из первых профессиональных журналистов. Ренодо принадлежит к числу первых французских просветителей. Это был человек незаурядных способностей в различных областях знания, сочетавшихся с активной социальной позицией. Ещё в ранней юности (в 1606 году) он получил диплом врача. Ему было всего 19 лет, когда, закончив медицинский факультет в Монпелье, он отправился путешествовать по Франции и Европе. Эти странствия и помогли ему увидеть европейскую журналистику, уже родившуюся практически во всех странах, удивительно пеструю, а порой и противоречивую в своих проявлениях, заявлявшую о себе на всех перекрестках, но воспринимавшуюся еще, как воспринимается подросток в семье, - с иронией и надеждой одновременно. Вот этот подросток и стал любимым детищем Ренодо, из которого он вырастил через годы упорной борьбы и работы гений журналистики.

Вернувшись в Париж в 1612 году, Ренодо принялся за изучение хирургии и, как он пишет сам, «стал оказывать помощь беднякам». Занятия медициной становятся частью его просветительской и гуманистской деятельности. В 1624 году Ренодо был назначен на пост начальника государственных благотворительных учреждений. Особую заботу проявлял он об обеспечении голодных, доведенных до крайней нищеты гражданскими войнами ремесленников и крестьян. Созданное им Адресное бюро, распространявшее информацию о продаже, купле, найме рабочей силы и прочем, обслуживало бедняков бесплатно. Одну из главных своих задач Ренодо видел в том, чтобы богатые помогали бедным. Сам он занимался этим весьма активно. Но помимо Адресного бюро и медицинской практики Ренодо очень интересовался многочисленными печатными листками, наводнявшими Париж и читавшимися с огромным интересом.

Идея создания газеты, подобной тем, которые он видел в Европе, давно владела им, но недостаток средств и религиозные войны не позволяли её осуществить. И вот могущественный и всесильный кардинал Ришелье (которого мы уже упоминали» одобрил благотворительную деятельность Ренодо, более того, настойчиво посоветовал расширить её. Кардиналу необходим был печатный листок по типу немецких или голландских. Лучше Ренодо, по его мнению, во Франции никто с этим справиться не мог. Опыт и связи Адресного бюро, а также заслуги врача перед королем и самим кардиналом были лучшей гарантией.

 

38. "Ля Газетт"

 

Таково было состояние французской периодической печати до 1631 года, до появления издания «La Gazette» Теофраста Ренодо. Должность при дворе он получил благодаря протекции падре Жозефа, который и привлек королевского медика Ренодо к работе в «Меркурие». Там талантливого журналиста заметил Ришелье, который предложил ему выпускать новое периодическое издание. Организация подобного издания без поддержки всемогущего кардинала была невозможна. В 1630 г. Ренодо оформил официальное разрешение на владение Адресным бюро и получил монополию на сбор информации по всей территории Франции. Таким образом, Теофраст Ренодо получил реальную возможность приступить к изданию первой регулярной французской газеты. Тот факт, что задумана она была сразу же как орудие идейной борьбы проповедника абсолютизма Ришелье с его многочисленными врагами (эта борьба велась давно, но полем боя были главным образом памфлеты и упоминавшийся уже ежегодник «Французский Меркурий»), подчеркивает её специфический, целенаправленный характер. Это было качественно новое явление. Безусловно, нельзя отрицать роль Ришелье, с санкции которого, по сути дела, начала издаваться газета. Но если он видел в ней лишь средство уничтожения своих врагов и распространение духа абсолютизма, то Ренодо поднял её на уровень более высокий: он вложил в газету идейное содержание в самом широком смысле этого слова.

Газете было дано название «La Gazette», происходившее от названия листков новостей, которые Ренодо видел в Венеции (те самые, что продавались за мелкую монету, называвшуюся «газетта»). По мнению издателя, такое название было наиболее понятным для широких масс, это подчеркивало общедоступность или, как сказали бы сейчас, массовость издания. Первый номер «Газетт» вышел 30 мая 1631 года. Датируются номера только с 4 июля, когда вышел уже 6-ой номер газеты. Но так как это был еженедельник, то легко установить день выхода первого номера.

«Газетт» выходила по пятницам на четырех страницах форматом 23 на 15 см. Позже число страниц увеличилось до 12, а также появились рисунки. Тираж её поднимался до 1200 экземпляров. Е жегодно все номера собирались в один том, выходивший под названием «Годовой сборник». В течение 1631 года был выпущен 31 номер «Газетт», которые и были собраны в годовой сборник, посвященный Людовику –8. В предисловии к этому сборнику Ренодо писал о новизне, полезности и трудности осуществления этого предприятия, особо подчеркивая, что в его газете «каждый найдет то, что ему необходимо».

Поначалу в «Газетт» печатались главным образом новости из-за границы, при этом большая часть их бралась из немецких, итальянских и голландских газет, что давало основание для конкурентов и противников Ренодо обвинить его в плагиате. Но постепенно с развитием газеты в ней все больше внимания уделяется внутренней информации, а новости из-за границы уже получаются «из первых рук». Определенная часть информации поступала в газету «сверху» – от кардинала Ришелье и даже от самого короля (существует версия, Людовик – 8 написал несколько статей для «Газетт», опубликованных в ней под псевдонимом). Ренодо открыто заявлял о том, что его газету редактирует и дает ей направление «по своему усмотрению Его Преосвященство». Заниматься изданием газеты, делая это не из коммерческих интересов, а в целях просвещения, было нелегко. От Ренодо требовалась известная гибкость и одновременно мужество. Враги часто обвиняли его в самых разных грехах, называя шпионом кардинала, шарлатаном. Это были конкуренты на поприще печати, противники Ришелье, а затем Мазарини, а также представители медицинского факультета Сорбоны. Один из них писал: «Я признаюсь Вам, что Ваши газеты заставляют меня считать Вас газетчиком, т.е. писателем ложных сочинений». (Там же). Доходов издательская деятельность Ренодо не приносила. Более того, он расходовал на издание «Газетт» свою пенсию в 800 ливров, которой его могли лишить в любой момент, как только заподозрят в нелояльности. Особенно тяжело пришлось издателю «Газетт» после смерти его покровителей Ришелье и Людовика – 8. Отношения с кардиналом Мазарини были весьма сложными. По распоряжению последнего, типография «Газетт» была перенесена в Сен-Жермен, куда пришлось перебраться и Ренодо. Сыновья его издавали уже в Париже, оппозиционную газету «Курьер Франсе».

В 1653 году, измученный постоянными материальными трудностями, связанными с изданием газеты, но не оставивший любимого дела до последних дней, Ренодо умер. Умер нищим, но не сломленным. В некрологе, помещенном в «Газетт», отмечались большие заслуги Ренодо. «Его бескорыстие, - писала «Газетт», - позволяло ему довольствоваться своею славою». Дело Ренодо продолжили его сыновья. «Газетт» оставалась одним из ведущих французских периодических изданий вплоть до Великой Французской революции. С 1 мая 1792 года она прекратила свое существование.

«Газетт» оставалась лидером французской прессы долгие годы. Появившиеся в первой половине 18 столетия провинциальные газеты не могли с ней соперничать. Даже первой французской ежедневной газете «Журналь де Пари», возникшей в 1777 году, это было трудно сделать. Только Великая французская революция, поднявшая печать на качественно новый уровень, давшая огромный толчок развитию журналистики, смогла создать прессу более совершенную, чем, в частности, «Газетт».

 

39. Ідеї Європейського просвітницвтва у трактуванні Дж. Локка

 

Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца 16 столетия. Принятие в 1689 году «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Высказанное Локком положение о том, что «мы рождаемся свободными, так же, как мы рождаемся и разумными», для многих звучало подлинным откровением (в работе «О гражданском правлении», 1690). Вольтер писал, что «Локк развернул перед человеком картину человеческого разума, как превосходный анатом объясняет механизм человеческого тела». Многие французские просветители (Монтескье, Вольтер, Прево) отправились в Англию, чтобы на месте ознакомиться с тем, что казалось им самим передовым и плодотворным в области культуры, идеологии и государственного устройства. В этот период и стали появляться первые журналы.

 

40. "Оксфордська газета"

 

К середине 1660-х годов начинает выходить «Оксфордская газета» (Oxford Gazette»). Она появлялась 2 раза в неделю и по внешнему виду была уже настоящей газетой, во всяком случае версталась как газета (здесь впервые появляется система колонок). Эта газета печаталась в Оксфорде, а затем перепечатывалась в Лондоне для широкой публики. Несколько позже она была переименована в «Лондонскую газету». Любопытно, что газета переводилась на французский язык, т.е. имела международный вариант. Как и все первые газеты, она отличается информативным характером и сухостью языка. В Англии эпохи буржуазной революции, так же, как в Германии времен Реформации, средством ведения политической дискуссии были памфлеты, а не газеты. Памфлетная публицистика стала одним из важнейших факторов, сформировавших журналистику, но о памфлетах подробнее сказано в лекции, посвященной журналистике эпохи первых буржуазных революций. Со времени выхода первых «Меркуриев» до появления первой ежедневной газеты в Англии прошло почти столетие. Это был век бурного экономического и социального развития страны.

 

41. Умови появи перших Європейських журналів

 

Условия эти определялись в первую очередь созданием в 17 веке определенной интеллектуальной среды, вошедшей в историю под названием «Республика литераторов» или «Республика ученых». Это понятие отразило новую форму общения европейских интеллектуалов, ориентированных на антисхоластические методы познания. Это своего рода интернациональное «братство литераторов», объединенных задачей поиска истины в «невидимые колледжи», свободные от теологических догм. Помимо личных встреч члены этих групп нуждались в научной переписке, без которой трудно себе представить духовную жизнь Европы этого периода. Переписка эта была иного свойства, нежели эпистолярное наследие античности, средневековья или Ренессанса: каждый, стремящийся к знанию, должен был ориентироваться теперь не на Учителя и его интерпретаторов, т. е. не на готовое знание, а на самого себя и на других как равноценных личностей (в смысле равного их участия в формировании нового знания). Стали создаваться научные общества, способные к привлечению и аккумулированию средств на издания (в том числе и периодические).

Слово «журнал» восходит к латинскому «дьерналис» («ежедневный»), что напоминает «акта дьерна» Юлия Цезаря. Особенность первых европейских журналов – преимущественно научная ориентация, но научная переписка не могла вовлечь в коммуникацию достаточно большое число участников. Информационно-пропагандистские возможности периодического издания были несоизмеримо выше. Первый европейский журнал («Журнал ученых», 1665-1828) был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера, которого часто сравнивают с кардиналом Ришелье. Кольбер задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы. Это издание увидело свет в Париже 5 января 1665 года. На должность редактора и издателя был приглашен советник парламента Дени де Салло. Журнал выходил сначала один раз в неделю, потом раз в две недели на 12 страницах.

Издание Салло было призвано восполнить пробел в научном общении, в обмене информацией, в плодотворных научных дискуссиях. Публикации научных исследований, новые научные теории и другие материалы облекались в форму писем.

Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора. В издании Дени де Салло помогали такие известные деятели французской культуры, как Марен Лерой де Гомбервиль и Жан Шаплен. Через год издание журнала перешло в руки аббата Жана Галлуа, профессора греческого языка, остававшегося на посту редактора до 1674 года.

А в Англии, с опозданием всего в несколько недель (1665), появляется журнал «Философские труды Королевского общества» под редакцией Генри Олденберга. Этот журнал, официальный орган Лондонского королевского общества, выходил ежемесячно. Любопытно, что из десяти публикаций, составивших первый номер, три были взяты из

Французского «Журнала ученых».

В 1668 году в Риме появился первый итальянский журнал, который был задуман его редактором Франческо Надзари по образцу все того же французского, а в дальнейшем сам послужил образцом для итальянских литературных журналов. Издание, в котором помещались работы литературоведческого, языковедческого, философского характера, просуществовал до 1679 года.

 

42. Теорія природного права та договірної держави Т. Гоббса

 

В 17 – 18 столетиях получила широкое распространение теория естественного права и общественного договора. Она стала основой теоретической базы первых буржуазных революций. Английскую и французскую революции разделяет более столетия. За это время теория естественного права и договорного государства претерпела некоторые изменения. В 1642 году она трактовалась несколько иначе, чем в 1789 году, однако основы её остались неизменными. Эта теория была вызвана к жизни конкретной потребностью объяснения социальных отношений, сложившихся в человеческом обществе до описываемого времени и необходимостью их коренной ломки, так как старое государство не устраивало новые классы.

Одним их основоположников этой теории считают английского философа Томаса Гоббса. В своем трактате «О гражданине» появившемся в начале 40-х годов 17 века, Гоббс объясняет происхождение государства и власти не как проявление воли бога, неподвластной человеку, а с точки зрения естественных прав человека, наделенного ими от природы. Государство, по Гоббсу, образовалось в результате договора, заключенного людьми между собой, по условиям которого одни получали власть, другие (их большинство) – безопасность и порядок, обеспечиваемые первыми с помощью государственной машины. Т. Гоббс был сторонником сильной государственной власти – монархии. Его трактат «О гражданине» был написан в защиту королевской власти, но вопреки желанию автора послужил развитию демократии. Подвергнув сомнению божественное происхождение монархии, философ дал оружие английским революционерам, сторонникам народовластия. Несмотря на реставрацию монархии в Англии и то обстоятельство, что вплоть до последнего десятилетия 18 века все европейские страны управлялись обладающими неограниченной властью королевскими династиями, теория договорного государства получила очень широкое распространение.

 

43. Теорія громадської угоди Ж.-Ж. Руссо

 

Огромный вклад в развитие этой теории внес известный французский философ и писатель Жан-Жак Руссо, автор всемирно известного труда «Об общественном договоре, или принципы Политического права». Вариант теории общественного договора Руссо был более широк и демократичен, он был создан не только как философское умозрительное произведение, но прежде всего как итог анализа конкретной жизни народных масс, из которых вышел Руссо, и как попытка обосновать право народа на борьбу с деспотией и на уничтожение монархии. Руссо – провозвестник Великой французской революции, учитель и духовный вождь её самых яростных, самых последовательных борцов: Сен-Жюста, Марата, Робеспьера. Руссо как и Гоббс, исходит из посылки, что государство возникло в результате общественного договора. На начальном, «естественном», по определению Руссо, этапе развития общества не было ни социальных различий, ни антагонизмов. Все были равны. Развитие этой стадии привело к её отрицанию (Руссо диалектически рассматривает историю) и созданию гражданского общества или договорного государства. Руссо научно не мог обосновать этот переход, но он изобразил его весьма образно, используя аллегорию. «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это моё!» - и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув бы колья и засыпав ров, крикнул бы себе подобным: «Остерегитесь слушать этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земли – для всех, а сама она ничья!».

Разумеется, Руссо представлял себе этот период не так примитивно. Это всего лишь образ. Он был близок к пониманию истинных причин возникновения классового общества и указывал на значение таких понятий, как собственность, развитие орудий труда и ремёсел. Но главная заслуга Руссо состоит в том, что в своей теории общественного договора он сделал шаг вперед от Гоббса и предсказал неизбежность разрушения феодального государства, то есть доказал право народа на уничтожение тирании. Обращаясь к истории феодализма, он заявил: «Вы полагаетесь на существующий строй общества, не помышляя о том, что этот строй подвержен неизбежным переворотам и что вам невозможно ни предвидеть, ни предупредить того строя, который могут увидеть ваши дети… Мы приближаемся к эпохе кризиса, к веку революций». Анализируя договорное государство, Руссо более всего обращает внимание на неравенство между людьми в гражданском обществе. Именно неравенство обличает этот философ, сторонник эгалитаризма. Это коренным образом отличает его от идеологов английской революции, отстаивавших прежде всего сословные интересы буржуазии и ставивших себя высоко над «чернью». Он показывает, что эволюция общества, основанного на неравенстве, приводит к крайним формам его проявления, к деспотии. «Это, - пишет Руссо, - последний предел неравенства и крайняя точка, которая замыкает круг и смыкается с нашею отправной точкой. Здесь отдельные лица вновь становятся равными, ибо они суть ничто: а так как у подданных нет другого правила, кроме воли их господина, кроме его страстей, то понятие о добре и принципы справедливости вновь исчезают; здесь сводится все к одному только закону более сильного и, следовательно, к новому естественному состоянию, отличающемуся от состояния, с которого мы начали, тем, что первое было естественным состоянием в его чистом виде, а это последнее – плод крайнего разложения». Руссо доказывает, что власть монарха-деспота основана на насилии, а не дана от бога, а насилие может быть и должно быть уничтожено силой. Следовательно, угнетенные монархом имеют естественное право на насилие по отношению к нему. И это неизбежно. Провозвестник Великой французской революции приходит к выводу: «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, - это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергает».

 

44. Характеристика англійської журналістики часів Англійїської революції (Мільтон, Лілберн, Вінстенлі, Нідгем, Фейрфакс, Моббот)

 

Английская буржуазная революция была одной из первых. Она развивалась довольно долго, охватив середину 17 столетия. Самые бурные и яркие события относятся к 40-м годам. В этот же период активно развивалась английская журналистика, представленная главным образом памфлетной публицистикой. Периодические издания – газеты, журналы – были ещё слишком слабо развиты и тяготели к коммерческому и информационно-рекламному стилю. Политическая же дискуссия велась с помощью памфлетов, которые с полным правом могут быть представлены в качестве основной формы журналистского творчества эпохи английской буржуазной революции. Но прежде, чем перейти непосредственно к анализу памфлетов, следует отметить несколько еженедельных изданий, выходивших в Лондоне в 40-е годы, владельцы которых вступали в политические дискуссии. Это, уже известный вам, «Mercurius Britanicus» («Британский вестник»), издававшийся в период с 1643 по 1646 год Марчмондом Нидхемом. Со страниц этого издания Нидхем выступал с критическими статьями против короля, что послужило поводом для его привлечения к судебной ответственности. С 1647 года Нидхем направляет свое оружие против Кромвеля, используя новое издание «Mercurius pragmaticus» («Полезный вестник»), за что после казни короля в 1649 году был судим Кромвелем. Но и из этой ситуации «хамелеон английской революции» выходит благополучно и с 1650 года приступает к изданию «Mercurius Politicus» («Политический вестник»), который продолжает выходить до 1660 года. От имени генерала Т.Ферфакса издавался довольно популярный еженедельник «A Perfect Diurnal», или «Journal». Взгляды левеллеров отражала «Moderate», издававшаяся Мобботом.

Что же касается памфлетной публицистики, то она была представлена огромным количеством названий и целой плеядой имен. Уже упомянутый М. Нидхем, помимо издания газет, активно занимался памфлетным творчеством. Широко известен его памфлет «Защита дела английской республики», написанный после казни короля Карла 1. Последователем Т. Гоббсона (он был представителем правого крыла, то есть роялистом – сторонником абсолютной монархии, исходил из идеи порочности людей он делал вывод о невозможности демократии, а необходимости сильной власти короля) в журналистике был Генри Паркер, юрист, представитель партии индепендентов, активно участвовавший в полемике между парламентом и королем. До 1649 года Паркер в своих ответах на послания короля парламенту излагал взгляды лидеров парламента на политическое устройство общества. Так же, как и Гоббс, он строит свои объяснения существующих отношений с точки зрения естественного права и договорного государства, но остается при этом сторонником монархии.

Джон Мильтон – поэт, общественный деятель, известный публицист, живший в Англии в период становления буржуазного общества. Мильтон оказался в гуще революции с самого её начала. Политические памфлеты выдвинули его в число первых идеологов революции. Революционность Мильтона была буржуазно-ограниченной, но он не преследовал те экономические цели, которые ставила перед собой английская буржуазия. Его скорее интересовала идейная сторона. Как и многие другие деятели буржуазных революций, Мильтон был выразителем «страстей и иллюзий» участников этих событий. Важнейшим вкладом в развитие общественной мысли того времени были трактаты и памфлеты Мильтона. Он начинал с критики клерикализма, деспотии католической церкви, а затем перешел к пропаганде идей народовластия. Трактат Мильтона «Права и обязанности короля и правителей» послужил прямым обоснованием приговора суда и казни Карла 1. В этом трактате (1649) он формулирует основные положения своей теории народовластия. «Люди, - пишет Мильтон, - от природы рождаются свободными, неся в себе образ и подобие самого бога; они имеют преимущества перед всеми другими живыми существами, ибо рождены повелевать, а не повиноваться». Эволюция политических взглядов Мильтона была следующей: В 40-х годах в антиепископальных трактатах он писал о необходимости ограничения монархии, а в 1649 году в памфлетах «Права и обязанности короля и правителей» и «Иконоборец» уже утверждал законность народовластия. После выступления Мильтона в суде в качестве обвинителя английского монарха и казни короля сторонники последнего издали и распространили памфлет «Икона короля», где Карл был представлен как святой мученик. «Иконоборец» был ответом монархистам. Мильтон вступил в полемику с ними. Дальнейшее его творчество свидетельствует о том, что он оставался республиканцем до конца, и сохранил эти убеждения и после реставрации монархии в Англии. Таковы его позиции в «Защите английского народа» (1650 г.), «Второй защите английского народа» (1654 г.), «Быстром и легком пути установления республики» (1660 г.). Мильтон был сподвижником вождя английской буржуазной революции Оливера Кромвеля, Он занимал в правительстве, созданном революцией, пост латинского секретаря. Когда Кромвель стал практически единоличным диктатором, Мильтон написал стихотворение, обращенное к нему, в котором выражал надежду, что его могущественный друг не станет притеснителем свободы. Об этом же писал он, обращаясь к Кромвелю во «Второй защите английского народа»: «Испытав столько страданий, пройдя через столь великие опасности в борьбе за свободу, не соверши насилия над нею и не допусти ущерба ей со стороны кого-либо другого». Памфлеты Джона Мильтона являются образцом политической публицистики, одухотворенной высокими целями. Они написаны ярко, образно, остроумно.

Выразителем взглядов демократических сил английской буржуазной революции был Джон Лильберн, лидер левого крыла партии индепендентов. Лильберн – страстный борец и противник неограниченной монархии, сторонник парламента. Он, как и Мильтон, считал, что источником власти является народ, а парламент всего лишь его слуга. Особенно большой популярностью пользовались памфлеты Лильберна «Защита прирожденного права Англии, направленная против всякого произвола, будь то короля, парламента или кого другого» (1645г.), «Новые цепи Англии» (1649 г.) и «Соглашение свободного народа Англии» (1649 г.). Творчество Лильберна оказало серьезное влияние на мировоззрение такого деятеля Великой французской революции, как Мирабо.

Гораздо дальше в критике власти пошел третий английский публицист этого периода Джерард Уинстенли. Он опровергал правомочность не только власти монарха, но и власти лордов и землевладельцев, что сближало его с Руссо. Он был социалистом-утопистом и требовал не только политического равенства, но и экономического. Его взгляды на собственность очень близки взглядам Сен-Симона, Мора, Фурье, их можно квалифицировать как утопический коммунизм. Уинстенли писал, что земля сотворена для того, чтобы быть общей сокровищницей, она должна принадлежать всем «как зверям, так и людям», ибо создана «как общий фонд для всех». Причину всех бедствий он видел в частной собственности, называя её «беспокойным дьяволом». При выборе средств Уинстенли проявлял непоследовательность, надеясь на поддержку Кромвеля, которому и посвятил свой главный памфлет – «Закон свободы». В дальнейшем, идеи Уинстенли развил в период Великой французской революции Г.Бабёф.

 

45. Загальна характеристика англійської журналістики кінця 17 ст.

 

Во второй половине 17 века в Англии возникла и сатирическая печать. Примером сатирического издания является вигский еженедельник «Еженедельные советы из Рима». Причиной столь необычного названия является журналистский прием, иногда применявшийся в 17-18 вв.: газета велась как бы от имени политических противников но в виде пародии. На страницах этого издания ненавистный вигам папа римский давал советы партии тори, как лучше управлять Англией. Эти советы были утрированными, доведенными до абсурда, и давались в юмористической форме. Разумеется, газета издавалась в глубоком подполье. Но сыскная служба работала исправно, и вскоре отважный издатель еженедельника Генри Карр был арестован.

Для Англии конца 17 века характерны 4 типа периодических изданий: информационные, аналитические, сатирические и рекламные. Первые были нацелены, прежде всего, на коммерческий успех и предназначались для всех. То же можно сказать и о рекламных изданиях, добавив, однако, что главные средства они получали не от читателей, а от заказчиков рекламы. Их достаточно широкое распространение вызвано, в значительной мере, ненормальным положением, в котором оказалась печать, стесненная различными ограничениями. Аналитические издания были нацелены не столько на коммерческий, сколько на политический успех. Как в случае с рекламными изданиями, газета здесь была не самостоятельной целью, а средством к достижению другой, более важной цели, будь то сбыт товаров или захват и удержание власти. Нельзя считать коммерческими изданиями и подпольные сатирические газеты того времени. По своей пропагандистской роли они были ближе к аналитическим и использовались в качестве средства политической борьбы. Различие состояло лишь в форме пропаганды. Сочетание аналитических и информационных жанров на страницах газет конца 17 века – явление достаточно редкое, хотя в годы революции оно было обычным.

Макет газеты был крайне примитивным. Обычно газета представляла собой лист небольшого формата, на котором в две колонки размещались материалы, разделенные абзацами. Заголовки применялись редко.

Спрос на новости в период реставрации был необычайно велик. Как говорил прокурор в обвинительной речи против Карра, «многие родители лишают детей хлеба, чтобы купить памфлет. Искушение так велико, что в их кармане не задерживаются и 2 пенни». Несмотря на такую «заботу» о детях, возникло еще несколько подпольных газет. Но все же пресса того времени не могла удовлетворить потребность в новостях. Поэтому вновь возрождаются «летучие листки». Важным местом обмена информацией становятся трактиры, которые делятся на вигские и торийские (издания будут разделены на вигские и торийские, об этом мы поговорим в следующей лекции). Итогом первого периода развития английской журналистики стал разрыв между предложением новостей и спросом на них. Это ненормальное положение объяснялось прежде всего политикой правительства, сковавшего печать цепями цензуры. Жаркие споры вели между собой английские публицисты этого периода по поводу проблемы свободы вообще и свободы печати в особенности.

 

46. "Зоряна палата"

 

В 1487 г. для подавления противников феодально-абсолютистского строя была создана «Звездная палата» – высшее судебное учреждение в Англии, которое контролировало и деятельность типографий. С огласно ордонансу (правовому акту) «Звездной палаты» от 1585 г., было установлено количество типографий в стране, любое печатное произведение могло увидеть свет только с разрешения епископа Кентерберийского и Лондонского. Она запрещала сообщать о жизни внутри Англии. "Звездная палата" была упразднена в 1641 году

 

47. Поява щоденних газет у Європі

 

Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» («Приходящая газета»), которая увидела свет в 1650 г. в Лейпциге. В Англии первая ежедневная газета «The Daily Courant» («Ежедневные куранты») стала выходить лишь в 1702 г., во Франции «Journal de Paris» («Парижская газета») – в 1777 г., в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г.

К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальной власти и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. По мере становления газетной периодики в Европе отмечается тенденция к изменению как внешнего облика газет, так и их содержания. В 1640-е гг. в названиях многих газет появляются указания на место издания — например, "London Informer". Первые страницы иллюстрировались виньетками, заставками, эмблемами или портретами августейших особ (хотя собственно газетная иллюстрация, карикатура и сатирическая графика появятся только в начале XVIII в.). В левом углу первой страницы размешались аннотации статей; там же ставилась дата. В 1660-е гг. появляются новшества в верстке материала, и газетный текст делится на две колонки. В середине XVII столетия в газетах появляется реклама, ставшая впоследствии неотъемлемой частью газетного бизнеса. В начале XVIII в. объем газет увеличился до 4 страниц. Тиражи этих изданий были небольшими -несколько тысяч экземпляров считались хорошим показателем.

 

48. Журналістська та видавнича діяльність Д.Дефо

 

Даниэль Дефо, можно сказать, совершил революцию в журналистском деле, сделав профессию журналиста не только почётной, но и бесконечно важной для формирования общественного мнения по актуальным общественно-политическим вопросам, тревожащим умы тогдашних британцев.

Сначала, когда Д. Дефо стал сотрудничать в лондонской газете " Афинский Меркурий ", а произошло это в далёком 1690 году, его креативность была в известной мере скована устоявшимися стереотипами о том, что должен и что не должен писать журналист.

И только после того, как в 1704 году Дефо стал издавать собственную, только ему принадлежавшую газету "Обозрение", его талант как журналиста проявился во всём блеске, затмив всех остальных журналистов тогдашней эпохи.

А с современной точки зрения, то чем занимались английские журналисты до прихода в эту сферу Даниэля Дефо, даже журналистикой трудно назвать, скорее это было нечто вроде графомании, писанины ни о чём, и читателям их "пробы пера" были неинтересны.

И только Даниэль Дефо смог заинтересовать англичан печатной прессой, он смог привить им привычку регулярно читать свою газету, поэтому в тех исторических условиях даже сами слова "журналист" и "Дефо" стали синонимами. Поэтому Даниэль Дефо заслуженно считается родоначальником английской журналистики вообще и общественно-политической журналистики в частности.

В своей газете "Обозрение" Д. Дефо проявил себя мастером злободневной передовой статьи, актуального репортажа с места событий, газетного очерка, остроконфликтной полемики по самым важным вопросам, интересовавшим широкие слои общества. Высказывался Даниэль Дефо и на международные темы.

Кроме того, Даниэль Дефо показал себя не только как журналист и редактор, но и как организатор взаимодействия прессы и власти - он сумел добиться от правительства выделения дотаций на издание газеты, тем самым "Обозрение" стало первой в мире частной газетой, добившейся государственного финансирования.

В течение девяти лет Даниэль Дефо как журналист оставался любимцем читающей публики, и он писал не только интересно, но и с пользой для читателя. Как сам он написал в одной из своих передовиц, "я хочу вас заставить читать исключительно ради той пользы, которую вы можете извлечь из обсуждаемых мной предметов".

 

49. Журнал "Рев'ю"

 

«Ревю де де монд» (“Revue des Deux Mondes”) — один из наиболее влиятельных и солидных французских журналов XIX века. Основан в 1831 г. в Париже швейцарским типографом Франсуа Бюлозом. Журнал выходил два раза в месяц. Издание с самого начала было сориентировано на интеллектуальную элиту Франции, отличалось серьезностью тона, обстоятельностью и глубиной публикуемых материалов, давало широкую панораму европейской общественной и культурной жизни. По словам Барбе д’Оревилли, «Ревю де де монд» — «единственный журнал, с которым считается общественное мнение во Франции». Английский критик Мэтью Арнольд называл журнал «рупором свободной игры интеллекта», ставящим себе целью «понять и распространять лучшее из того, что известно и осмыслено в мире». В состав редколлегии входили Жорж Санд, А. де Мюссе, Ш.-О. Сент-Бёв. «Ревю де де монд» времен Июльской монархии был органом левой, либерально-республиканской, радикально настроенной против Луи-Филиппа интеллигенции. В «Ревю де де монд» были опубликованы многие произведения Ф. Стендаля, О. Бальзака, П. Мериме, А. де Виньи, В. Гюго, Жорж Санд и др. Объем журнала в 1830-х годах — более 500 страниц. Основные разделы: «Путешествия», «История», «Философия», «Литература», «Корреспонденции», «Смесь». В разделе «Смесь» печатались литературные произведения, аннотированная библиография новых книг, театральные рецензии и т. д.

В 1845 г., оказавшись в сложной финансовой ситуации, журнал преобразован в акционерное общество. После революции 1848 г. издание отходит от прежнего политического радикализма и становится выразителем мнений и вкусов консервативной французской публики. После смерти Ф. Бюлоза в 1877 г. руководство изданием осуществлял его сын Шарль. В 1880–1890-х годах журнал отстаивал идею русско-французского альянса как противовеса Германии, большое внимание уделял развитию русско-французских литературных и культурных связей. В 1893 г. журнал возглавил известный литературный критик, историк и теоретик литературы, член Французской Академии Фердинанд Брюнетьер, при котором журнал стал оплотом литературного и политического консерватизма. Журнал объявляет себя «оплотом традиции и хорошего общества против надвигающейся политической, интеллектуальной и моральной анархии». Во время дела Дрейфуса «Ревю де де монд» поддержал антидрейфусаров. На рубеже XIX–ХХ веков в журнале сотрудничали и печатали свои произведения крупнейшие французские писатели: А. Франс, Г. де Мопассан, П. Лоти, П. Бурже, М. Баррес, А. де Ренье. Литературные симпатии журнала были отданы скорее парнассцам, нежели символистам.

 

50. Журналістська діяльність Свіфта

 

Джонатан Свифт (1667-1745)- один из лучших англ. журналистов века Просвещения. Свифт издавал газету «Экземинер», которая вела жесткую полемику с вигами. Газеты была открыта при поддержке тогдашнего лидера тори лорда Болингброка, он же печатался в этой газете под псевдонимом «Случайный писатель». Свифт-публицист - автор многочисленных памфлетов, в том числе таких, как «Битва книг» (1697) и «Сказка о бочке» (1704). Благодаря Дефо, Свифту, Дилингу в английской газетной периодике получил развитие жанр политического эссе. «Уикли ревью» Дефо и «Экземинер» Свифта преобразовали политическую сцену и проложили дорогу профессиональной журналистике. Свифт поддерживал тори (после войны за испанское наследство). Защищал права ирландцев - анонимно изданы и разошлись многотысячным тиражом мятежные «Письма суконщика», призывающие к бойкоту английских товаров и неполновесной английской монеты. Резонанс от «Писем» был оглушительным и повсеместным, так что Лондону пришлось срочно назначать нового наместника, Картерета, для успокоения ирландцев.

 

51. Журнал "Базіка"

 

Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 г. Журналу Стиля, получившему название «The Tatler» («Болтун») и имевшему подзаголовок «Болтун Исаака Бикерстафа», суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. Издание начиналось обращением Бикерстафа, предлагавшего читателю «поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение», которое «благодетельно и необходимо». Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа издания завоевали английского читателя. В 1710 г. издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Он стал присылать в журнал свои статьи и эссе. В журнале «The Tatler» Аддисон «нашел свое призвание, и самый восхитительный собеседник в мире заговорил». С приходом Аддисона качество журнальных публикаций возросло, а многие его эссе до сих пор переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики.

Структура «The Tatler» основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер («The Tatler» выходил три раза в неделю) включались также мелкие объявления и заметки. Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекратили издание «Болтуна» в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности.

 

52. Журнал "Глядач"

 

В 1711 г., появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля – «The Spectator» («Зритель»). На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д. Подлинной удачей стал образ «Зрителя» – сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир: «Так и живу я на свете, скорее как Зритель, созерцающий человечество, чем как один из его представителей; таким образом, я стал прозорливым государственным деятелем, военным, торговцем и ремесленником, никогда не вмешиваясь в практическую сторону жизни. Теоретически я прекрасно знаю роль мужа или отца и замечаю ошибки в экономике, деловой жизни и развлечениях других лучше, чем те, кто всем этим занят, – так сторонний наблюдатель замечает пятна, которые нередко ускользают от тех, кто замешан в деле. Короче говоря, я во всех сторонах своей жизни оставался наблюдателем, и эту роль я намерен продолжать и здесь».

Тираж «The Spectator» вырос до 14000 экз., читатели в Европе и колониях с нетерпением ждали каждого нового выпуска. Но Аддисон и Стиль оказались верными избранной издательской стратегии, и когда интерес к «The Spectator» достиг максимальных пределов, они предпочли сменить литературные маски.

«The Spectator» просуществовал два года – всего вышло 555 номеров, в последнем номере было объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной кончине другого. Круг участников клуба распался, а вместо «The Spectator» в 1713 г. появилась новая маска и новый журнал «The Guardian» («Опекун»). «The Guardian» имел почти такой же успех, как и «The Spectator», однако продержался около года, после чего журналистский тандем Стиль-Аддисон распался. В 1714 г. Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала «The Spectator», но довел его только до 635-го номера. Влияние «The Spectator» и других аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным. Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками.

 

53. Журналістська та видавнича діяльність А.Ф (абата) Превю

 

В 1733 году аббат Прево основал в Лондоне еженедельный журнал "За и против", задачей которого было знакомить читателей с наиболее значительными явлениями культурной жизни Англии - с ее наукой, политическим укладом, нравами и т. п. Особенно много внимания уделялось в журнале английской литературе. Поскольку английская буржуазия была в то время классом более зрелым, чем буржуазия французская - во Франции с интересом следили за политической, общественной и литературной жизнью англичан. Аббату Прево удалось поставить журнал образцово; как подчеркивалось в самом его названии, журнал стремился к всестороннему освещению материала и к максимальной объективности. Достоверность сообщаемых в журнале сведений, беспристрастный его тон, обоснованность критических выступлений внушали современникам большое уважение к этому изданию. Достаточно сказать, что сам Вольтер добивался благожелательного отзыва в нем о своих сочинениях. Вместе с тем Прево стремился сделать журнал занимательным и общедоступным, и это способствовало его популярности как в дворянской, так и в мещанской среде. Журнал издавался до 1740 года и сыграл Значительную роль в деле сближения английской и французской культуры.

 

55. Журналіст Ф. Френсіс(Юніус)

Значительный общественный резонанс вызывали письма, принадлежавшие перу Филиппа Френсиса, выступавшего под псевдонимом Юниус и печатавшегося в газете «Паблик Адвертайзер» («Общественные объявления»). Одно из своих посланий он предназначал королю Георгу III, другое – лорду Мэнсфилду. На последнего автор обрушился с уничижающей критикой, заявив, что вряд ли можно выразить словами все презрение и негодование, которые способен вызвать этот государственный и судебный деятель. Юниус писал, что «если честный человек апеллирует к пониманию, то самозванец прибегает к силе вместо аргументов, навязывает молчание, когда он не в состоянии убедить, и пропагандирует свою личность с помощью меча». Эти выступления повлекли за собой репрессивные меры в отношении издания, их опубликовавшего. Тем не менее, п амфлеты Юниуса расходились огромными тиражами. Радикальные газеты, например «Паблик Адвертайзер», продолжали печатать письма Юниуса, и многие независимые авторы стремились с ней сотрудничать, если хотели выразить собственную точку зрения на события общественной значимости.

Популярность памфлетов Юниуса была во многом обусловлена ростом народного недовольства. Политика правящей олигархии тормозила развитие страны, и идея парламентской реформы все активнее овладевала умами.

 

58. Журналістська діяльність В.Вудфола

В стране начинают работать журналисты, не просто специализирующиеся в сфере освещения деятельности парламента, но и проявившие незаурядные способности парламентских корреспондентов. Так, представитель одной из первых журналистских династий Вудфолов – Уильям Вудфол, руководивший до 1789 г. газетой «Морнинг Кроникл» («Утренняя хроника»), а затем выпускавший «Дайери» («Дневник»), мог по памяти воспроизводить парламентские дебаты и, не пользуясь записями, составлять о них подробные отчеты. Конечно, не феноменальный дар Уильяма Вудфола стал причиной изменения отношения властей к «открытию» парламента для прессы. Правительство отказалось от попыток преследовать прессу за публикацию материалов о палате лордов и о палате общин под давлением общественного мнения из-за все усиливавшегося недовольства его политикой.

 

59. Журналістська діяльність Д.Вілкса

 

Приверженцем свободы прессы стал Джон Уилкс (1727–1797). Историки журналистики утверждают, что он превратился в кошмар для короля и его министров, так как все время добивался права печатать репортажи о парламентских дебатах и критиковать правительство. Его позиция нашла отражение в газете «Норт Бритон» («Шотландец», 1762). Уилкс полностью, а не сокращенно (как это было традиционно принято) приводил имена критикуемых политиков; однажды он позволил себе выступить с очень резкой статьей по поводу речи короля. Уилкса обвинили в клевете, он несколько дней провел в Тауэре. Спас Уилкса его парламентский иммунитет. После того как он был выпущен на свободу, толпа встретила его с восторгом (Уилкса поддерживали жители Уоппинга – квартала лондонской бедноты). Уилкс перепечатал номер, вызвавший негодование властей. По решению парламента газету «Норт Вритон» должны были публично сжечь, но попытке осуществить приговор помешали массы. Опасаясь преследований, Уилкс эмигрировал, но в 1768 г. вернулся в Англию и возобновил борьбу.

 

60. Перша французька щоденна газета

 

Первая французкая ежедневная газета появилась в 1777 году. Она называлась "Journal de Paris".

 

61. Лідери Французької революції - журналісти

Почти все лидеры революции выступали в качестве редакторов собственных газет – Мирабо, Марат, Бабеф, Робеспьер, Демулен.

Один из наиболее талантливых журналистов этого периода, Камиль Демулен, писал в своей газете «Les Revolutions de la France et de Brabant» («Революции Франции и Брабанта»): «Сегодня журналисты – общественная власть. Они разоблачают, декретируют, управляют удивительнейшим образом, оправдывая или осуждая. Каждый день они поднимаются на трибуну <...> они среди тех, чей голос слышат 83 департамента. За два су можно услышать этого оратора. Газеты каждое утро сыпятся как манна небесная и <...> подобно солнцу, ежедневно выходят освещать горизонт».

На первом этапе Французской революции (май 1789 – август 1792) произошло событие, стимулировавшее жизнь периодических изданий. Свобода печати была юридически закреплена в «Декларации прав человека и гражданина» (26 августа 1789 г.). В ней, в частности, говорилось, что «свободное сообщение мыслей и мнений есть одно из наиболее драгоценных прав человека; а потому каждый гражданин может свободно говорить, писать и печатать, лишь под условием ответственности за злоупотребление этою свободой в случаях, определенных законом». Это же положение было отражено в Конституции 1791 г. Итогом стал количественный рост периодики – если в 1788 г. во всей Франции было 60 периодических изданий, то в период с 1789 по 1792 гг. появилось более 500 газет.

В этот период вернувшийся из Америки Жан-Пьер Бриссо стал одним из лидеров революционной прессы, а его газета «Patriot Franсais» («Патриот Франции», 1789–1793) – символом новых преобразований. Известность получил Жан-Поль Марат, устами которого «заговорило четвертое сословие». Марат максимально использовал возможности своего печатного органа «I'Аmi du peuple» («Друг народа», 1789–1793) для воздействия на общественное мнение.

Начиная с 1793 г. Французская революция вступила в фазу «пожирания собственных детей». Согласно одному из новых декретов Конвента, смертной казни подлежали авторы и издатели всякого рода произведений печати, высказывающихся за роспуск народного представительства или в пользу восстановления королевской власти. Один за другим восходили на эшафот те, кому еще недавно рукоплескал Конвент.

Якобинская диктатура не смогла долго продержаться и сменилась периодом Директории (1795–1799), установленной так называемой Конституцией III года (1795), которая проявила по отношению к периодической печати не меньшую жестокость, чем ее предшественники. В 1797 г. был издан указ, предписывавший расстреливать каждого, кто сделает попытку к восстановлению королевской власти. В этот период были арестованы многие писатели, обвиненные в заговоре против республики. Сорок пять газетных издателей и редакторов были сосланы безо всякого суда, а 42 газеты были закрыты. При этом в Конституции III года были вновь провозглашены основные принципы свободы слова и печати.

Наиболее заметным явлением периода Империи следует назвать газету Луи Франсуа Бертена, которая оставила яркий след в истории французской журналистики XIX столетия. Бертен в период Революции сотрудничал в таких периодических изданиях как «Journal Fran?ais» («Журнал Франции»), «Eclair» («Молния»). Его политическим идеалом была конституционная монархия, в своих статьях Бертен активно поддерживал роялистское движение времен Директории. В 1797 г. газета «Eclair» была запрещена, а сам Бертен был вынужден скрываться, чтобы избежать ареста.

За свою независимость и едва скрытые роялистские намеки Бертен попал на 9 месяцев в тюрьму, а затем был выслан в Италию, где подружился с другим изгнанником – Франсуа Рене де Шатобрианом. Шатобриан впоследствии тепло отзывался о Бертене в своих мемуарах, подчеркивая, что «все политические взгляды на земле не стоят одного часа искренней дружбы».

В 1804 г. Бертен получил разрешение вернуться во Францию, но его газета была переименована в «Journal de 1'Empire», и к ней был приставлен специальный цензор (вначале им был Фьеве), которому издатели должны были выплачивать огромный гонорар (24000 франков в год).

Газета Бертена интересна не только своим противостоянием режиму Наполеона, но и введением новых журналистских форм и жанров, которые в дальнейшем вошли в практику всей европейской журналистики. Речь идет о фельетоне. Самого слова «фельетон» еще не было во французском языке XVIII столетия, оно появилось лишь в 1800 г., когда Бертену пришла в голову идея выпускать добавочные листы к своей газете «Journal des D?bates» (feuilleton – листок, листочек).

 

62. Наполеон Бонапарт і журналістика

 

Революционный генерал Бонапарт, любимый полководец Директории, практически без сопротивления захватил власть 18 брюмера 1799 г., объявив себя первым консулом Франции. Наспех составленная «Конституция VIII года» (1799) учредила консулат, вопрос о печати вообще обошла молчанием. «Консульский указ о газетах», вышедший 17 января 1800 г., привел к закрытию 60 из 73 газет, издававшихся в Париже, а на министра полиции была возложена обязанность следить, чтобы на территории Парижа и Сенского департамента не появилось ни одной новой газеты, а «редакторы газеты были неподкупной нравственности и патриотизма».

У Бонапарта в начале его правления не было желания восстановить цензуру, но он стремился поставить под свой контроль все печатные издания. Прекрасно понимая силу прессы, он как-то сказал, что «четыре враждебно настроенные газеты опаснее ста тысяч штыков», и эта его позиция во многом объясняет дальнейшее развитие ситуации с периодикой во Франции.

3 августа 1810 г. Наполеон подписал декрет, согласно которому в каждом департаменте (исключая департамент Сены) можно было издавать только одну газету, которая должна была находиться под властью местного префекта, а в конце того же 1810 г. был подготовлен проект декрета о парижских газетах. Декрет разрешал публиковать политические известия только трем газетам, периодичность выхода которых ограничивалась тремя днями в неделю. В газетах вводился также запрет на фельетон.

Наполеоновская политика по отношению к прессе сказалась и на немецкой журналистике. Действие французского декрета о печати 1810 г. не только распространялось на оккупированные территории Рейнского союза, но и оказывало влияние на соседние государства. Так, правительство Пруссии запретило ежедневную газету Генриха фон Клейста «Berliner Abendblatter» («Берлинские вечерние листки») за политические комментарии. В самой же Германии всем газетам было предписано перепечатывать политические новости только из официальной французской газеты «Monituer». «К 1812 г. во всей огромной области «32-й дивизии» осталось всего две местные газеты («политические», т.е. имевшие право перепечаток политических известий из парижских газет): одна в Гамбурге («Korrespondent») и другая в Бремене. Обе издавались с двойным, параллельным франко-немецким текстом, поэтому даже для перепечаток сколько-нибудь обстоятельных у них не хватало места. Впрочем, гамбургской газете хотели было разрешить выходить без французского текста, но Наполеон промолчал, когда министр внутренних дел ему об этом доложил». В Италии, также находившейся под французской оккупацией, могли действовать только проправительственные издания, типа «Monitore di Roma» («Римский наставник»), скопированные с французских образцов.

 

63. Журналіст Т.Гейнсфорд

 

В целом, первые английские газеты представляли бюллетени новостей, в которых роль редактора практически отсутствовала. По мнению Ф. Даля, такая же ситуация сложилась во всех первых европейских газетах (вплоть до «La Gazette» Теофраста Ренодо). Удачный синтез между автором «баллад новостей» и газетным редактором продемонстрировал капитан Томас Гейнсфорд. В сентябре 1622 г. издательства Борна – Арчера и Баттера временно объединились для совместного издания еженедельника и пригласили Гейнсфорда в качестве редактора.

Гейнсфорд, прошедший ирландские войны и много путешествовавший, обладал не только солидным жизненным опытом, но и талантом редактора (некоторые исследователи считают Гейнсфорда первым английским журналистом, а современники называли его «продавцом новостей» – «newsmonger»). Хотя имя Гейнсфорда не появлялось на страницах газеты, с его приходом в периодические издания Борна и Баттера изменился стиль подачи новостей. Большинство новостей (до 70%) продолжало поступать в английские газеты из Амстердама, но усилиями Гейнсфорда они получали оценочные характеристики. Не случайно Гейнсфорд предпочитал использовать слово «Relation» или «Continued relation» («Продолжение повествования»). Этот термин был в ходу и для английских «книг новостей», что свидетельствует об их типологической близости. После смерти Гейнсфорда от чумы в 1624 г. английские издатели на некоторое время вернулись к копированию голландских «couranto» с дословным переводом поставляемых из Амстердама новостей.

Воспитание как педагогический процесс.

Различные теории воспитания и проблемы современного понимания воспитания.

Цели воспитания.

Основные модели воспитания.

Движущие силы и особенности воспитательного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.251 сек.