КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Существуют две теории, анализирующие свойства товара
Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара
Долгое время в экономической жизни людей господствовало натуральное производство, при котором каждая хозяйственная единица (например, семья) вела изолированное от других хозяйство, производя для себя весь набор необходимых продуктов. По мере развития производительных сил и общественного разделения труда это неэффективное производство вытеснялось все более производительным товарным хозяйством. Товарное производство – это производство продукции не для собственного потребления, а для обмена, на продажу. Продукт такого производства называется товаром.
Товар – это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью. Товар является основной категорией рынка.
Существуют различные классификации товаров по следующим признакам: 1) по характеру спроса на товар: а) повседневного спроса; б) предварительного спроса; в) особого спроса; г) пассивного спроса;
2) по характеру потребления товара: а) товары индивидуального потребления; б) товары производственного потребления;
3) по длительности использования: а) товары кратковременного пользования; б) товары длительного пользования.
1. Марксистская теория трудовой стоимости. Согласно данной теории у товара имеются четыре свойства: 1) потребительная стоимость – это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять ту или иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств товара); 2) стоимость – это то, во что обходятся производство товара и его реализация (т. е. овеществленный в товаре общественный труд);
3) меновая стоимость – это количественное соотношение в котором один товар обменивается на другой; 4) цена – это денежное выражение меновой (рыночной) стоимости товара.
Свойства товара определены двойственным характером труда: 1) конкретный труд – это труд, затрачиваемый в определенной форме; 2) абстрактный труд – это труд вообще независимо от конкретной формы.
2. Маржиналистская теория предельной полезности. Согласно данной теории товар имеет два свойства: 1) полезность – выгода, получаемая или ожидаемая от товара; 2) ценность – индивидуальная или массовая оценка степени полезности товара для удовлетворения различных типов потребностей человека, фирмы или страны в целом. Ценность товара определяется: а) универсальностью, т. е. тем, насколько широк круг потребностей, удовлетворяемых товаром; б) значимостью для потребителей этих потребностей; в) редкостью товара или сложностью его получения. Чем больше запасы товара, тем ниже полезность и, следовательно, ценность каждой следующей единицы товара.
Но помимо марксистской и маржиналистской экономических школ, появились и новые, например, институционализм и теория общественного выбора. Институционализм – направление в политэкономии, согласно которому экономическая жизнь и экономические категории имеют институциональный характер. Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества. Субъектом исследований является «человек экономический».
Теория общественного выбора – раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности правительства в области экономики и то, каким образом происходит данный выбор под давлением демократической системы. Теория общественного выбора отталкивается от базовой идеи о том, что человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах.
Предельная полезность – это полезность последней из купленных единиц товара.
Общая полезность – это сумма полезностей отдельных единиц.
Закон убывающей предельной полезности заключается в снижении предельной полезности по мере приобретения каждой последующей единицы товара.
Поведение потребителя на рынке – благоразумное, так как имеется главный ограничитель – размер его дохода.
Благоразумность поведения потребителя означает: 1) максимизацию полезности при ограниченном доходе; 2) наиболее эффективное использование средств; 3) такое распределение денежных средств при определенном уровне доходов и ценах, чтобы получить максимум полезности.
Степень полезности – это категория субъективная, которая не поддается точному количественному измерению.
В экономической теории известны два подхода к оценке полезности товара. Кардиналистский (количественный) подход пытается измерить полезность в условных единицах (подобно весу, длине и т. д.), которые называются «ютили». Предполагается, что для измерения полезности каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности («пользометр»), который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен использованием товара. Реально же у каждого потребителя существует шкала индивидуальных предпочтений, позволяющая упорядочить набор товаров с точки зрения возрастания их полезности. Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |