Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука как отрасль культуры




ЛЕКЦИЯ 1.НАУКА. ФУНКЦИИ НАУКИ

МОДУЛЬ I ЕСТЕСТВОЗННИЕ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

 

План лекции:

1. Наука как отрасль культуры

2. Наука как способ познания мира

3. Наука как социальный институт

Наука – это особый рациональный способ познания мира, основана на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

Науку рассматривают как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и человеке, включающую в себя все условия этого производства: ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы, систему научной информации.

В настоящее время наука охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые разделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Наука превратилась в важную производительную силу общества.

Выделяют три основные ипостаси науки: отрасль культуры, способ познания мира, социальный институт.

 

Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культуру подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты – орудия труда, жилище, одежду и т.д. Духовная культура включает в себя сферу сознания, духовного производства – нравственность, воспитание, этику, эстетику, религию, искусство.

Науку как составляющую общечеловеческой культуры от других отраслей культуры отличает целый ряд признаков. От искусства паука от­личается рациональностью. От философии пауку отличает то, что ее выводы требуют эмпирической проверки. В отличие от идеологии на­учные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. От религии наука отличается тем, что опирается не на веру, а па чувственную реальность. Наука решает частные проблемы и дает относительные ответы на частные вопросы, которые подтвержда­ются опытом. При этом в науке никогда не имеется достаточных осно­ваний для уверенности в том, что достигнута истина.

Как сфера человеческой деятельности паука имеет специфические черты.

Универсальность — сообщает знания, истинные для тех условий, при которых они получены.

Обезличенностъ конечные результаты научного познания не за­висят от национальности ученого, от места его проживания или инди­видуальных особенностей.

Систематичность паука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Фрагментарность — наука делится па отдельные дисциплины, по­скольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры.

Общезначимость — научные знания могут быть использованы все­ми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий.

Незавершенность процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины.

Преемственность новые знания определенным образом соотно­сятся со старыми знаниями.

Критичность — всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены под сомнение и пересмотрены.

Достоверность — любые научные выводы основаны на результа­тах, прошедших разностороннюю проверку.

Внеморальность — научные истины нейтральны в морально-этиче­ском плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятель­ности по получению знания, либо к деятельности по его использова­нию.

Рациональность — разработка теорий, выходящих за рамки эмпи­рического уровня, па основе законов логики.

Чувственность — научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия.

Таким образом, специфика науки как отрасли культуры заключает­ся в следующем:

♦ наука познает реальность посредством изучения отдельных ее частей;

♦ результаты науки требуют эмпирической проверки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.