Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сходство и отличие человека и животных




В науке накоплено достаточно большое число фактов, свидетельству­ющих о поразительном сходстве человека и животных, что позволяет сделать вывод о единстве происхождения живых существ. Элемент­ный состав живых организмов на Земле одинаков, то есть в составе тел живых организмов присутствуют одни и те же химические элемен­ты. В клетках животных содержатся похожие белки и нуклеиновые кислоты, выполняющие одинаковые функции. Особенно большое сходство выявлено между человеком и обезьянами: так, ДНК человека и макаки содержат 66% сходных генов, а ДНК человека и шимпанзе — 92%. Сходны ииммунологические свойства крови: и у человека, и у человекообразных обезьян различаются группы крови и имеется резус-фактор.

В строении тела человека и животных выделяют аналогичные органы и части тела. Сходство общего плана строения человека иживотных доказывает родство и общность происхождения животных. Причем чем выше па эволюционной лестнице находится животное, тем большее сходство с человеком можно наблюдать. Как и у всех обезьян, передние конечности человека хватательные, имеют кисть, свободно сгибающуюся и разгибающуюся; большой палец противопоставлен остальным; концевые фаланги снабжены сводчатыми ногтями.В плечевом поясе хорошо развиты ключицы, обеспечивающие разнообразные и сложные движения передних конечностей. Черепная коробка крупная. Глазницы, расположены па фронтальной стороне черепа и обращены вперед. Поля видимости каждого глаза не изолированы, как у большинства млекопитающих, а перекрываются одно другим, что обеспечивает бинокулярное, объемное зрение.

Человек и приматы, в отличие от других млекопитающих, облада­ют высокоразвитым головным мозгом, имеющим затылочную долю и выделяющиеся лобные доли. Наличие затылочных долей связано с развитием зрения, а лобных — с интеллектуальными способностями. Весь же комплекс — способные к манипуляциям передние конечно­сти, высокоразвитые органы зрения и головной мозг обезьян — фунда­ментальная предпосылка способности к труду.

Развитие зародышей животных одного типа во многом сходно. У всех хордовых па ранних стадиях эмбриогенеза закладывается осе­вой скелет (хорда), появляется нервная трубка, образуются жаберные щели. Строение сердца зародыша человека напоминает строение сердца рыб - одно предсердие и один желудочек. Исследование эмбрионального развития различных животных привело к выводу, что человек в своем эмбриональном развитии проходит все стадии эволюции вида. Такая особенность была сформулирована во второй половине XIX в. немецкими учеными Ф. Мюллером иЭ. Геккелем как биогене­тический закон — «в онтогенезе повторяется филогенез», согласно ко­торому индивидуальное развитие особи (онтогенез) представляет со­бой краткое повторение филогенеза (исторического развития вида).

Черты поведения человека и животных во многом схожи. У животных, так же как у человека, развита система общения с помощью соот­ветствующих сигналов. Механизмы поведения человека как биологи­ческого вида и животных едины. Выдающиеся русские ученые И. М. Се­ченов (1863) и И. П. Павлов (1926) создали рефлекторную теорию по­ведения, базирующуюся па сложных и многообразных проявлениях деятельности нервной системы, функциональной единицей которой является рефлекс.

Вместе с тем в строении и физиологии человека имеются сущест­венные отличия от животных. Прямохождение стало возможным вслед­ствие сильного развития мускулатуры нижних конечностей, появле­ния в позвоночнике выраженных изгибов (шейный, грудной, пояснич­ный, крестцово-копчиковый), изменения положения таза (под углом 60° к горизонтали), формирования сводчатой стоны с хорошо разви­тым первым пальцем. В соответствии с вертикальным положением те­ла изменилось и расположение внутренних органов.

Следует отметить функциональное разделение верхних и нижних конечностей человека. Рука человека характеризуется высокой степе­нью развития — гибкая подвижная кисть руки, наличие большого ко­личества мелких мышц, большой палец противопоставлен ладони, что позволяет крепко удерживать предметы. Рука человека неспецифич­на,она может выполнять разнообразные сложные итопкие движения.

Главным отличием в строении человека и животного является раз­витие головного мозга — материальной основы мышления, сознания, речи. Головной мозг человека не только значительно крупнее, но и го­раздо более сложно устроен, чем мозг животных. Это связано с появ­лением новых структур, ансамблей нейронов, регулирующих сложные движения, речь, мышление. Полушария головного мозга человека не­равноценны, они функционально асимметричны. Ученые доказали,что левое полушарие связано с логическим мышлением, целенаправлен­ностью действий, а правое — с эмоциональной сферой, с интуицией.

К морфофункциональным особенностям тела человека можно так­же отнести преимущественно развитый мозговой отдел черепа по срав­нению с лицевым, большой объем головного мозга, бинокулярное зре­ние, кожу, лишенную волосяного покрова, малую плодовитость и дру­гие.

Результатом эволюции стали фундаментальные биосоциальные от­личия человека, которые появляются в процессе онтогенеза при усло­вии жизни человека среди людей, в социуме. Эти особенности касают­ся и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.

Развитие разума.Человек в отличие от животных обладает особой формой мышления — понятийныммышлением. В понятии заключа­ются наиболее важные существенные признаки и свойства, понятия абстрактны. Отражение действительности животными всегда конкрет­но, предметно, связано с определенными предметами окружающего мира. Только мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Животные могут совершать очень сложные действия, по в их основе лежат инстинкты — генетические программы, передаю­щиеся по наследству. Набор таких действий строго ограничен, опреде­лена последовательность, которая не меняется с изменением условий, даже если действие становится нецелесообразным. Человек же внача­ле ставит цель, составляет план, который может измениться при необ­ходимости, анализирует результаты, делает выводы.

Речь. И. П. Павлов (1925), исследуя особенности высшей нервной деятельности человека, выявляет ее качественные отличия от нервной деятельности животных — наличие второй сигнальной системы, то есть речи. Органами чувств животные и человек способны улавливать раз­личные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явле­ний (звук, цвет, свет, запах, вкус, температуру и т. д.). Именно работа сенсорных механизмов лежит в основе действия первой сигнальной системы, общей у человека и животных. В то же время у человека раз­вивается вторая сигнальная система. Сигналами здесь служат слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Сло­во заменяет непосредственные раздражители, является «сигналом сигналов». Многочисленные наблюдения показали, что вторая сигналь­ная система может быть развита только при общении с людьми, то есть развитие речи имеет социальный характер.

Трудовая деятельность. Многие животные способны к определен­ной созидательной деятельности. Но только человек способен изго­тавливать сложные орудия труда, планировать трудовую деятельность, корректировать ее, предвидеть результаты иактивно изменять окру­жающий мир.

Использование огня. Огромное значение для развития человека и общественных отношений имело освоение огня. Этот факт позволил человеку выделиться из мира природы, стать свободным, не зависеть от условий стихии. Положительным в развитии человечества стали тепловая обработка пищи и использование огня для изготовления бо­лее совершенных орудий труда.

Разделение труда. Уже па начальных этапах развития человече­ского общества происходило разделение труда по возрастным и поло­вым признакам. Это привело к развитию общественных отношений, к росту производительности труда, позволило передавать опыт и зна­ния новому поколению.

Семейно-брачные отношения. Регулирование брачных отноше­ний обществом явилось положительным фактором не только для раз­вития социума, но идля биологической эволюции человека. Запрет родственных браков предупреждает накопление негативных мутаций, приводит к обогащению генофонда общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.