Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. 1. Экономические блага и потребности




1. Экономические блага и потребности. Экономические ресурсы: понятие и виды.

2. Эффективность использования ограниченных ресурсов.

3. Разделение труда, специализация и обмен.

Литература

1. Абакумова О.Г. Макроэкономика – М.: «Приор-издат», 2005.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: ИНФРА – М, 2004.

3. Ильин С.С., Васильева Т. И. Экономика – М.: Изд. «Эксмо», 2004.

4. Лизогуб А.Н., Симоненко В.И. Экономическая теория. М.: «Приор-издат», 2004.

5. Литвяк Б.И., Соляр М.Д. Экономика, Пятигорск, 2004.

6. Экономическая теория (политэкономия)/ Под ред. В.И. Видяпина и Г.П.Журавлевой – М.: ИНФРА – М, 1999.

1. Экономические блага и потребности. Экономические ресурсы:
понятие и виды

Естественной целью функционирования экономики является удовлетворение экономических потребностей (благ) человека.

Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

В экономической литературе имеются и другие определения блага. В частности, под благами понимаются все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. Иногда блага рассматриваются как воплощенная полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды природы.

Среди множества благ можно условно выделить так называемые блага первой необходимости, которые необходимы для поддержания жизни человека. Этими благами являются воздух, вода и продукты питания, а в большинстве случаев также одежда и жилище. Без потребления многих других благ человек, в принципе, может обойтись. Граница между благами первой необходимости и «просто приятными» благами условна.

Существуют также и антиблага – предметы и состояния окружающей среды, которые человек не желает потреблять, поскольку они доставляют ему неприятные ощущения. Например, антиблагом может быть летний зной, зимний мороз, громкий шум и т.д. При потреблении этих «благ» жизнь может стать невозможной в связи с чем отсутствие таких антиблаг, является благом первой необходимости.

Большинство известных нам благ являются экономическими по одной простой причине – эти блага человек придумал сам и нигде в природе их обнаружить нельзя.

Под экономическими благами понимаются блага, приносимые людям экономикой, полученные в результате экономической созидательной деятельности посредством производства.

Все действия людей приводятся в движение своими потребностями и интересами.

Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения. Потребности человека многообразны: от «низших» – материальных до «высших» - духовных.

Потребности – это одна из категорий теоретической и прикладной экономики. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. К потребностям относится не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия, удовлетворения.

Потребности подразделяются на материальные, духовные и социальные, последние обусловлены общественной природой человека. Кроме того, различают насыщаемые, имеющие четкий предел, и ненасыщаемые потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко означенного предела (например, потребности в знаниях).

Абсолютное большинство благ и потребностей удовлетворяется за счет изготовления продукции. При этом потребности становятся все более разнообразными. Вместе с материальными потребностями растут потребности духовные. В каждый конкретный исторический момент люди и организации, составляющие общество, имеют множество экономических потребностей. Одни из них диктуются биологическими условиями существования человека, другие возникают в результате сложившихся обычаев и привычек. Рациональное потребление может повышать общую эффективность экономики.

Удовлетворение потребностей – это и стимул к дальнейшему развитию производства. Вместо потребленной продукции возникает необходимость создавать новую. Удовлетворенная потребность порождает новые запросы.

С течением времени в ходе развития общества потребности изменяются в сторону умножения и усложнения, т. е. в обществе действует закон возвышения потребностей. Повышение потребностей, как правило, опережает возможности производства и не совпадает с объемом и разнообразием фактического потребления, поскольку далеко не все потребности могут быть реально удовлетворены. Можно сказать, что экономические потребности общества безграничны, в то время как экономические ресурсы, которыми общество располагает в каждый конкретный момент, ограничены. Но это противоречие стимулирует процесс производства.

Экономические ресурсы – это источники, средства обеспечения производства, которые подразделяются на природные (сырьевые), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал).

Все естественные(природные)ресурсы составляют понятие «земля», в которое относят: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы. Во многих случаях запасы этих ресурсов с каждым днем уменьшаются.

«Капитал», или «инвестиционные ресурсы» охватывает все произведенные средства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их потребителю (здания, оборудование и т.п.) для расширения или совершенствования производства называют инвестированием.

Труд – осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы; один из основных факторов производства. Часть трудовых ресурсов, занятия в материальной или непроизводственной сфере, образует экономически активное население.

Среди проблем экономики следует выделить демографическую. Демография – наука о народонаселении, изучающая изменение численности населения, рождаемость и смертность, миграцию и др., их зависимость от социально-экономических и др. факторов. Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими называют демографической нагрузкой. В условиях России 100 трудоспособных обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров, причем имеет место ухудшение этого показателя из-за сокращения экономически активного населения, что наблюдается в конце ХХ и начале ХХI века.

Сами по себе земля, труд и капитал не могут ничего создать. Человек (или группа людей) который берет на себя ответственность и риск за использование этих факторов производства и решает, как распорядиться данными ресурсами, называется предпринимателем. Чтобы принять правильные решения в организации и управлении фирмой, он должен обладать предпринимательскими способностями, являющимися четвертым фактором производства.

Предпринимательская способность – набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.