Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая политика в переходной экономике




Воздействие государства на экономику представляет собой целевую систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера. Среди многих целей этого воздействия ведущая роль принадлежит обеспечению интенсивного экономического роста, экономической и социальной стабильности, укреплению существующего общественного строя, международного положения страны. Положение отдельных целей в государственном регулировании экономики может претерпевать изменения в зависимости от новых условий, экономических политических и социальных задач. Так, например, при кризисе первичной целью становятся антикризисные меры, стабилизация экономики и экономический рост. При этом другие цели передвигаются на второй план, как бы подчиняются ей.

Бывшая планово-распределительная система СССР, способная решать в экстремальных условиях задачи экстенсивного развития экономики, входила во все большее противоречие с назревшими проблемами интенсивного ресурсосберегающего экономического роста на основе эффективного использования достижений НТР. Положение изменилось лишь в начале 90-х годов, когда в ходе радикальной экономической реформы стал осуществляться широкий переход к смешанной экономике и рыночным отношениям, формированию рыночного хозяйственного механизма.

Это расширило границы государственного регулирования экономики и соответственно изменило его цели, субъекты и объекты, формы и методы, социальные последствия.

Современная Россия находится на переломном, переходном этапе развития экономики, в ходе которого особенно необходима регулирующая роль государства. Это прежде всего диктуется самой спецификой переходной экономики, масштабом и сложностью задач по трансформации социально-экономической системы, когда командно-административные методы управления потеряли силу, а косвенные регулирующие экономические методы находятся в стадии становления.

В условиях переходной экономики система государственного регулирования характеризуется двумя определяющими тенденциями:

1) происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности;

2) идет переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим.

В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Государство активно участвует в формировании рыночных институтов, в выработке правил хозяйственной деятельности и контроле за их выполнением. В переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности в связи с чем государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.

Хозяйственная практика во второй половине ХХ века показала определенные преимущества государственного регулирования экономики по следующим направлениям.

1. Свободный рынок воздействует на производство после того, как товары созданы, и ничего исправить уже нельзя. В противовес этому государство заранее прогнозирует и планирует конечные результаты. Таким способом можно предотвратить некоторые нежелательные последствия стихийных хозяйственных действий.

2. Рынок не в состоянии предотвратить или ликвидировать тот ущерб, который наносит обществу неконтролируемое поведение его участников. Так, частные субъекты рынка загрязняют окружающую среду, создают «проблемы больших городов». Только государство способно справиться с регулированием внешних эффектов. Это становится одной из его функций.

3. Частные товаровладельцы не берутся за крупные изменения отраслевой структуры национального хозяйства, ибо это не дает им быстрой выгоды. Именно государство может осуществлять крупномасштабные структурные перемены. Оно располагает необходимыми для этих целей ресурсами и способно применить их за более короткий срок.

4. Субъекты рынка не стремятся вкладывать свои частные капиталы в такие области, которые не дают им достаточной прибыли. Это касается школьного образования, фундаментальных наук и т.п. Только государство создает и поддерживает за счет своего бюджета нерыночный, некоммерческий сектор экономики.

Вместе с тем государственное регулирование имеет ряд существенных недостатков. Оно слабо и с большим запозданием улавливает изменения потребительского спроса, очень медленно уравновешивает спрос и предложение по их объему и структуре. Государственный сектор, действующий за счет бюджетных средств (собранных государством налогов), недостаточно заботится о повышении эффективности производства.

В начале ХХI века был сделан решительный поворот к оптимальному сочетанию государственного и рыночного регулирования хозяйственной деятельности.

В первую очередь потребовалось создать эффективную централизованную вертикаль макроэкономического управления. Речь идет об образовании целой системы государственного регулирования экономики и социальной сферы. Эта система призвана обеспечить уравновешенность интересов экономических и социальных сил страны, выработку оптимальных целей общественного развития и создание условий их достижения.

Централизация управления сейчас диктуется необходимостью успешного решения долговременных созидательных задач, призванных ликвидировать последствия десятилетнего упадка экономики страны.

Главную роль в прогрессе российской экономики играют достижение устойчивого развития национального хозяйства и его быстрый рост. Этой задаче соответствуют следующие направления государственной политики:

1) полное преодоление кризисного падения производства;

2) снижение инфляции, наносящей ущерб экономике и жизненному уровню трудящихся;

3) преодоление очень сильной зависимости бюджета страны от доходов, получаемых в результате продажи нефти и других сырьевых ресурсов на мировом рынке. Устойчивого экономического роста можно достигать за счет более быстрого развития такой отечественной обрабатывающей промышленности, которая обладает высокой наукоемкостью и конкурентоспособностью.

Чтобы наладить эффективное управление экономическим ростом на длительную перспективу, необходимо иметь долгосрочную общенациональную стратегию развития. В ней, в частности, целесообразно предусмотреть:

а) поощрение быстрого экономического роста на основе значительного увеличения инвестиций;

б) проведение активной промышленной политики посредством преимущественного развития лидирующих направлений научно-технического прогресса;

в) создание эффективной финансовой системы и др.

Однако речь не должна идти о возрождении директивного планирования и управления всем хозяйством непосредственно из центра. Это приведет к тому, что всеохватывающее регламентирование вновь скует работу каждого предприятия. Возможно, что в будущем – при развитии эффективных методов экономического регулирования – роль государства в экономике во многом сведется к выработке «правил игры» и контролю за их соблюдением.

Оптимальная (лучшая) система управления экономикой в России призвана, с одной стороны, значительно повысить роль государства в выполнении общенациональных задач, с другой – обеспечить дальнейшее развитие рыночных отношений.

Для осуществления в ХХI веке новой экономической роли государства требуется преодолеть сложившееся ранее противоречие между тем, что объем государственной собственности за 1990-е годы резко уменьшился, а численность государственного аппарата сильно возросла. В связи с этим необходимо, в частности:

1) избавиться от лишнего государственного вмешательства в экономику (от разного рода разрешений, регистрации и иных норм и правил, не предусмотренных законом);

2) уменьшить число лицензируемых (разрешаемых) видов деятельности;

3)сократить государственный аппарат при проведении административной реформы.

Большое экономическое значение имеет усиление роли государства в создании благоприятных условий хозяйствования. Это предполагает поощрение частной и коллективной инициативы, а именно:

- дальнейшее снижение ставок налогов на предприятия;

- улучшение правовой защиты всех форм собственности;

- создание благоприятного делового климата для отечественного капитала.

В настоящее время очень важно избегать крайностей в социальной политике. Одна из них состоит в том, что на государство возлагается выполнение за счет бюджетных средств всех социальных функций. Другая крайность состоит в предложении, чтобы сами пациенты полностью оплачивали медицинские услуги, что явно не соответствует их материальным возможностям. Эти крайности в социальной политике можно преодолеть, если одновременно осуществлять следующие меры:

- государство обеспечивает всем гражданам доступность и бесплатность базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения;

- социальные расходы государства перераспределяются в пользу самых уязвимых групп населения;

- сокращается социальное неравенство посредством уменьшения помощи государства обеспеченным семьям;

- предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.

Поскольку эффективное решение проблем, связанных с государственным регулированием экономики, требует соответствующих условий, фундаментального научного обоснования и высокой квалификации исполнителей, то самое простое и правильное решение состоит в том, что вмешательство государства в экономику целесообразно лишь в той мере, в какой механизм рыночного регулирования не дает должного эффекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.