Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы структуры общества

Исторические этапы становления понятия общества.

Первый этап: представления древних об обществе (космическое мироощущение – общечеловеческое явление) в Египте, Вавилоне, Китае, Индии, древней Греции

«Космос» - в древности означало порядок.

Второй этап: Долгое время общество отождествлялось государством. У Платона общество и государство было одно и тоже.

Третий этап: новое время. Трактовка общества исходит из концепции «Естественного состояния» и общественного договора (Гопс, Лорк, Руссо, Спенсер, Тённис). Суть концепции: в основу социальности положены рациональные договорные начала, формально-юридические понятия и взаимная полезность. Большое значение имели труды О.Конта, он вырабатывает такие понятия как «социальная статика» и «социальная динамика», «закон трёх стадий» и др., выдвигает идеи социального прогресса и социального порядка.

Четвёртый этап: Современный этап. В современных условиях переосмысление понятия общества связанно с информационной революцией, с новым видением мира формируется всепланетная цивилизация на основе:

  1. единства и неделимости мирового сообщества
  2. множественности относительной самостоятельности центров, народов, культур.

Общество как систему, характеризует:

  1. целостность определяют:

а) общностью территории проживания в рамках одного государства

б) общностью языка

в) общность производства и распределения товаров и услуг

г) общность культуры

д) общность внешней и внутренней политики

2. Социальность – взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности

3. Устойчивость и определённый консерватизм общества – сохранение, воспроизводство и развитие самого социума.

4. Автономность и самодостаточность – обеспечение необходимых условий для реализации целевой программы данного социума, а также развитие способностей и удовлетворение различных потребностей индивидов.

5. Способность к саморегуляции – породила систему норм, ценностей и правил общежития и создала самостоятельные регулирующие механизмы (различные управленческие структуры).

6. Открытость общества – обеспечивает самоорганизацию и самосовершенствование социума за счёт информационно-энергетического обмена с окружающей средой.

Важнейшими макроэлементами социальной системы является экономическая стратовая, политическая и духовная сфера. Каждая из этих сфер представляет собой систему.

Основные системообразующие элементы:

  1. социальные группы и общности, в основе которых лежат социальные отношения
  2. социальные институты и организации, в основе которых институциональные и организационные связи
  3. социальные нормы и ценности в основе которых лежат связи социального контроля.

Общество как целостный организм.

Социальные группы и общности представляют собой многочисленную совокупность взаимодействующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность для реализации своих целей.

Структура общества.

Структура общества отражает способ связи и взаимодействия индивидов. Основания выделения структурных частей (подсистем общества):

I) Естественные природные факторы, разделившие людей по полу, возрасту, расам – можно выделить

1) социально-территориальные общности (жители города, села)

2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодёжь)

3) социально-этнические (род, племя, народ, нация)

II) Факторы, сделавшие возможным само рождение человеческого общества:

Труд, общение, познание – основание выделения трёх главных сфер жизнедеятельности общества и общественных отношений:

1) экономические

2) социально-политические, правовые

3) духовно-культурные (религия, наука, мораль, искусство) связи-взаимодействия

Эти три сферы определяют основные функции общества.

  1. материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества (рост материального достатка, благосостояние)
  2. социально-политические (этические) гарантии выживания человечества, совершенствование политических, правовых, нравственных отношений.
  3. духовно-интеллектуальное, научно-эстетическое развитие людей

III) Социальные общества разделяются по объёму:

1) малые группы (характеризуется непосредственным прямым контактом) «лицом к лицу»

2) большие группы – взаимодействие через посредника à становятся необходимыми социальные институты (экономические, политические, культурные) – институты власти, семьи, образования, церкви и т.д.

Вывод. Это анализ общества (изнутри)

НО! Анализ общества как целостного организма à различные типы обществ

Ретроспективный взгляд à общество прошло различные этапы.

I) Формационный подход К. Маркса объясняет процесс развития человечества как восхождение от одной формации к другой. Выделяет 5 общественно- экономических формаций:

1) Первобытнообщинные (обмен собственности на средства производства, нет имущественной деференциации)

2) Рабовладельческая (рабы, рабовладельцы)

3) Феодальная (феодалы и крепостные крестьяне)

4) Капиталистическая (буржуазия, пролетариат)

5) Коммунистическая (общественная собственность)

Характер производственных отношений и их основа – форма собственности отличают одну общественную формацию от другой. Процесс производства материальных благ – основа общественной жизни.

II) Сорокин. Для него типообразующий признак – разум, сознание. Сознание определяет целостность социальных явлений в строении общества два уровня организации:

  1. уровень культурных систем (истина, добро, красота, справедливость)
  2. уровень социальных систем.

Первенство принадлежит культурным системам. Нравственность – один из системообразующих признаков: совершенствование моральных норм развития общественной нравственности от примитивной первобытной морали к признанию общечеловеческих нравственных ценностей – направление совершенствования всех сторон общественной жизни.

III) Подход на основании анализа цивилизационных революций: предмет внимания не одна сторона бытия (Маркс – экономическая сторона), а совокупность всех форм жизнедеятельности общества – материально-экономической, политической, идейной, религиозной, культурно-нравственной и т.д.

Цивилизация – в качестве методологического принципа классификации типов общества:

Цивилизационные революции:

  1. Аграрная (6-8 тыс. лет назад) и осуществляла переход человечества от потребительской к производящей деятельности.
  2. Индустриальная
  3. Информационная

Отсюда, в социологии аграрное (традиционное) или индустриальное характерны преобладания аграрного уклада в экономике низкие темпы развития производительных сил, консервативные структуры, низкая социальная мобильность, жёсткий социальный контроль, неприятие инноваций, резко ограничена свобода личности.

Индустриальное общество сформировалось на основе индустриальных революций, имеет гибкие социальные структуры, высокая социальная мобильность, свобода личности – высшая ценность. С 60 годов 20 века разрабатывается концепция постиндустриального (информационного) общества. Общество потребления.

Жан Бордийяр «Общество потребления»

Синкретическое (недифференцированное) знание о мире – любое знание входило в состав философии.

Контуры информационного общества:

  1. технологические (информационные технологии)
  2. социальные (информация формирует или утверждает информационное сознание, информация – стимулятор изменения качества жизни)
  3. экономические (информация, ресурс, источник добавочной стоимости и занятости)
  4. политические (информация ведёт к политическому процессу, который характеризуется консенсусом с социальными классами и слоями, сглаживает конфликты)
  5. культурные (признание культурной ценности информации в интересах развития индивида)

«Цивилизация» употребляется и для характеристики уровня социального и культурного развития общества.

Цивилизация – совокупность всех форм жизнедеятельности общества (материально-экономической, политической, духовной) в их историческом развитии и единстве.

Древневосточные цивилизации (прим. 10 тысячелетий назад) были первыми, они определяли направление развития всего мира. В середине 1 тысячелетия до н.э. на передний план выходит античная Греция и начинает заметно лидировать. Цивилизация это преобразование материала нетронутой природы в предметы и процессы, тоесть «во вторую природу». Человечество как бы удваивает природу.

Основные черты цивилизации:

  1. преобразование нетронутой природы во «вторую природу»
  2. противоречивое вмешательство человека в природные процессы
  3. противоречивое, но в целом поступательное развитие товарного производства и обмена.
  4. в тенденции к предоставлению комфорта всё к большему числу людей.
  5. в предоставлении человеку всеобщих прав, свобод, гарантий, возможности участвовать в решении своих судеб, судеб нации, страны, мира.
  6. духовно-нравственный компонент цивилизации (работа по созданию всеобщих идеальных образцов предметной деятельности и норм принципов человеческого общежития)
  7. всемирно исторический общечеловеческий характер и значение её опыта.

Современные цивилизации равноправны и уникальны: на сегодняшний день учёные фиксируют 5 цивилизаций:

  1. западно-христианская (католическая и пратистанская
  2. православно-христианская
  3. индийская (индо-буддийская)
  4. дальневосточная (китайско-конфуцианская)
  5. исламская (арабо-мусульманская)

Чаще выделяют две: западная цивилизация (первые 2) и восточная цивилизация (3 последних). К восточной относится 3\4 планеты.

Запад Восток
Индивидуализм Коллективизм, группизм
Сверхпотребление и вещизм Умеренный достаток
Предпочтение вещественных отношений Предпочтение личностных отношений
Религиозная нетерпимость Веротерпимость
«посюстороннее ориентация личности» «потусторонняя ориентация личности»
Правда – справедливость Правда – истина
Ориентация на инновации Следование испытанным методам
Ориентация на изменение мира Ориентация на совершенствование самого человека
Установка на управление природой Осторожный экологизм
Демократия Авторитаризм
Насилие Ненасилие
Антропоцентризм (человек в центре вселенной) Теоцентризм (бог в центре)

 

Социальные изменения и социальный прогресс.

  1. социальные изменения, их формы
  2. социальный прогресс. Проблема его критериев
  3. современное общество: тенденции и перспективы развития

В процессе развития социума просматривается две модели поведения общественных систем, две основные формы социальных изменений: эволюция и революция.

Представители эволюционной социологии Конт, Спенсер пытались доказать единство законов развития в природе и социуме.

Эволюция - внутренне направленный процесс появления всё более сложных социальных форм. (Спенсер)

Источники развития социальных процессов: противоречия и способы их разрешения. При этом выделяют антогонестические и неантогонестические, внутренние и внешние, разрешаемые мирно и средствами насилия.

Социальная революция это способо перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в крайне неравновесном состоянии. Развитие прерывное определяется случайными факторами. Социальная революция это высшая точка социального конфликта в революционные эпохи темпы развития ускоряются, в активную социальную деятельность вовлекаются широкие массы народа. вместе с тем нарушение «равновесия» социальных сил приводит к дестабилизации системы à общество в атмосферу беспорядка, насилия, трагедии, хаос и т.д.

Развитие общественной системы может идти извне, когда инициатива исходит от других цивилизаций – это революционный путь, путь агрессии против чужой культуры. Возможен второй путь через естественные изменения собственной культуры, экономики и политики, это эволюционный путь поступательного перехода от низшей ступени к высшей, путь традиционный и гуманный. Вопрос о направленности социальных изменений и факторов, обусловливающих их.

Первый фактор: превращение человечества в единый организм (возникают общие стандарты поведения, государственного устройства и другие) à планетарная общность.

Второй фактор: проблема сохранения жизни на земле. (войны, катастрофы) ответ на вопрос о факторах социальных изменений далеко неоднозначен.

Представление об социальных изменениях:

  1. от низшего к высшему (прогресс)
  2. концепция регресса
  3. теория циклического круговорота (платон, аристотель)

Бердяев. Различие между культурой и цивилизацией.

Культура Цивилизация
Религиозна Без регилиозна
Происходит от культа, культ предков Воля к могуществу
Национальна Интернациональна
Аристократична Демократична

Шпенглер («закат Европы» о гибели культуры). «Цивилизация вытесняет подлинную культуру». Шпенглер не отрицает цивилизацию, но он и не человек цивилизации, способный откинуть в сторону «старый культурный хлам» ради того, чтобы уютно чувствовать себя в мире обыденных забот.

Эволюция «культуры»:

  1. Античность (воспитанность)
  2. Софисты (5 век до н.э.). Культура менее значима, чем природа.
  3. Позднеримский период. Культура – самосовершенствование человека. à средние века – устранение греховности человека, приближающийся к «божественному замыслу»
  4. Возрождение. Культура – средство формирования идеальной универсальной личности, всесторонне образованной, воспитанной.
  5. Просвещение. Культура – центральное понятие.
  6. Марксизм. Культура – специфическая характеристика общества – уровень исторического развития, включающий в себя определённое отношение человека и природе и обществу, а также развитие творческих сил и способности личности. Культура: а) духовная проблема воспитания и просвещения человека б) создание материальных условий для всестороннего и целостного развития индивида.

2 вопрос. Социальный вопрос и проблемы его критериев.

Идея прогресса стала утверждаться в 17-18 столетии. Социальный прогресс - это одна из форм развитии общества, основанная на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и благосостояния людей, осуществляется и развивается человеческая личность. Понятие социального процесса обязательно включает в себя соотношение общества и личности.

Позитивные моменты социального прогресса:

1) Материальное производство: совершенствование средств и организаций труда à рост эффективности.

2) Изменение в характере трудовых отношений. (напр. Рабство сменилось феодальным устройством, а оно уступило место наёмному труду)

3) Научно–технический прогресс (НТП) à Урбанизация, рост городов, культуры, возможности досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности, продление жизни и т.д.

Негативные моменты социального процесса:

Люди начинают осознавать, что:

1) неограниченное удовлетворение желаний не является путём к счастью

2) Экономический прогресс коснулся лишь немногих богатых наций, и пропасть между богатыми и бедными увеличивается.

3) Независимыми хозяевами своей жизни мы не стали, а стали винтиками бюрократической машины.

4) Тех.прогресс создал опасность окружающей среде и угрозу ядерной войны.

5) Человек, превратившийся в сверхчеловека, не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума.

Причина в самой индустриальной системе, где привлекает всё механическое, безжизненное. Забытым оказывается человек.

Два критерия прогрессивности общества:

  1. Уровень производительности труда:

а) базисный

б) надстроечный

Он отражает в большой степени состояние экономической сферы жизнедеятельности общества. Индустриальное общество определялось качеством товаров, выражающим уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым обслуживанием и услугами (здравоохранение, образование, развлечениями и искусством)

  1. Степень свободы личности в обществе.

Феномен свободы личности нельзя рассматривать как единственную цель социально-политического развития общества. Человек нуждается не только в свободе, но и в ответственности за других. à уровень нравственности в обществе. Идея безмерности.

Анализ критериев позволяет выделить особенности современного мира и перспективы его развития:

  1. глобальный всемирный характер современной цивилизации, его единство и целостность (суть единого человечества в самом человеке, как в первоначале). У всех людей схожие потребности, желания, интересы. Все живут на Земле, дышат одним воздухом, имеют единую общность человечества. Мир связан научно-техническим прогрессом, интернациализацией мировых связей, ролью СМИ и коммуникаций и глобальными проблемами человечества.
  2. Индустриальная и техногенная цивилизация (20-нач. 21 в.) переходит в информационную.
  3. Многополюсность и сегментность.
  4. Противоречивость современного мира: между человеком и природой, государством и личностью, сильными и слабыми странами, возможностями и потребностями человечества в природных, материальных, энергетических ресурсов, сырье и т.д.

Всё противоречия порождают глобальные проблемы человечества – проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты, представляют угрозу для её выживания, а поэтому требует неотложного решения усилиями народов всех стран.

Социология культуры – наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами, применительные к конкретным историческим ситуациям, взаимоотношения общества и культуры в целом.

Культура интегрирует общество в единую систему, именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения определяет социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют своё поведение.

Кроме культуры выделяется природная среда и сами люди, которые образуют различные социальные группы.

1 + 2 + 3 в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную самонастраивающуюся динамическую систему – человеческое общество.

Элементы культуры – это ценности, социальные нормы и образцы поведения.

Лекция 7 декабря 2011 г.

Социология личности.

  1. Социологическое понятие личности. Её структура.
  2. социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты.
  3. Личность и общество. Проблемы взаимоотношений.
  4. личность в современном обществе

Социализация - усвоение условий, правил и норм, выработанных человеческим общежитием. Включение человека в общественные отношения.

Индивид + соц. качества – личность

Личность – это человек общественный. Вне общества – личности нет. (К. Маркс) Личность – индивидуальное бытие общественных отношений. Личность - отражение объективного мира в социуме.

Личность – биологический субъект и социальный субъект.

То, что отличает одну личность от другой, называется индивидуальностью, так как не может быть одинаковых личностей.

Социологический подход к человеку: человек – как социальное существо, как представитель социальной общности, характерных для него социальных качеств. Личность всегда исторически конкретна. Личность – индивид, включённый в социальные связи и отношения.

Социологический анализ личности предполагает определение её структуры. Концепция Фрейда:

  1. оно (ид) – наше подсознание, где господствуют бессознательные инстинкты, 2 фундаментальные потребности: либидозная и агрессивная.
  2. я (эго) – сознание, связанное с бессознательным и эго стремится реализовать бессознательно в приемлемой для общества форме
  3. сверх-я (суперэго) «нравственный цензор», включающий совокупность моральных норм и принципов, т.е. внутренний контроллёр.

Поэтому наше сознание пребывает в постоянном конфликте между бессознательными инстинктами с одной стороны и моральными запретами, диктуемыми «сверх я» с другой. Механизм разрешения этих конфликтов – сублимация или вытеснение «оно». Достоинства концепции личности в том, что он обосновал идею многоплановой структуры личности, поведения человека, где сочетается биологическая и социальная.

Структура личности, предложенная российскими авторами. Они выделяют память, культуру и деятельность. Память – знания + оперативная информация. Культура – социальные нормы и ценности. Деятельность – практическая реализация потребностей, интересов, желаний личности. Бердяев говорил о соотношении индивидуального и социального начал: личность индивидуальна и неповторима, личность стремится к свободе, самореализации внутренне, с другой стороны как социальное существо личность включает коллективизм, универсализм. Выход поддержки баланса в личности индивидуального и коллективного – развитие и рассвет индивидуальности и свободы личности, но не за счёт других и не в ущерб обществу.

2.социальный статус и социальная роль личности.

Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению, определяют её социальный статус.

Соц. статусы:

- предписанный (статус дворянина, киевлянина, датчанина и т.д.) т.е. по рождению

- достигнутый (статус который приобретается или достигается) статус учителя, статус чемпиона мира по плаванию и т.д.

Иерархия статусов – основа социальной стратификации. С каждым статусом соотносится определённое ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций – социальная роль личности.

Социальная роль – это набор функций, более-менее определённый шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус в обществе.

Основные социальные роли:

  1. семейно-бытовые
  2. профессиональные
  3. общественно-политические роли

Для них есть нечто общее, это структура, в которой выделяют 4 компонента:

  1. описание – образец поведения (шаблон)
  2. предписание – требования вести себя в соответствии с ролью
  3. оценка – даётся оценка выполнения или невыполнения роли
  4. санкция – меры поощрения или наказания

При выполнении социальных ролей могут возникать конфликты. Внутри ролевые, меж ролевые, личностно – ролевые конфликты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Цели и задачи маркетинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.