Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О способах аналитико-синтетической переработки информации

Свертывание информации

Тема 10. Аналитико-синтетическая переработка информации. Технология оформления результатов самостоятельной учебной и научно-познавательной деятельности.

Большую часть приемов свертывания информации вы, так или иначе, в своей жизни уже встречали, однако не всегда знаете, что как называется и как это сделать, но уже наверняка видели аннотации в книге или рекомендательном списке, встречали схемы и графики.

Наша задача – привести ваши отрывочные знания в некую систему и помочь выработать навыки свертывания информации, выбирая оптимальные формы для данного материала и задач работы.

В числе методов аналитико-синтетической переработки рассмотрим некоторые операции формализованного свертывания информации. Среди них: библиографическое описание публикации, выделение ключевых слов, аннотирование, реферирование.

Библиографическое описание - это визитная карточка издания, точнее, его «удостоверение личности», паспорт. В установленной форме библиографического описания важна каждая буква, точка, запятая. С этой самой лаконичной формой представления печатных источников каждый из нас сталкивается очень часто. Просматривая списки рекомендуемой литературы (например, в учебнике), списки книжных новинок, каталожные карточки в библиотеке, записи из электронного или печатного каталога, вы не видите ярких обложек. Перед вами только библиографическая запись. Но она говорит о многом. Это как подробная анкета. И очень важно уметь ее считывать, извлекать из нее всю заложенную информацию. Из библиографического описания можно узнать название и жанр, имена авторов, художников, редакторов, переводчиков. Очень существенны такие сведения, как время и место (издательство) выпуска книги. Для статьи - название журнала и время публикации. По количеству страниц вы сразу можете оценить солидность издания, предположить, насколько детально раскрывается тема. Составляя списки использованной литературы в собственных работах, необходимо также следовать принятым правилам описания книг и статей (смотри ниже). Тем более, что они утверждены соответствующими государственными органами и называются стандартами. А государственные стандарты в любой области, как и законы, нарушать нельзя.

В работе с печатными источниками и при подборе литературы, и на этапе освоения особое значение сейчас приобрело умение свернуть информацию (искомую или освоенную) до главных, ключевых слов. Например, при подборе литературы по нужной теме в электронном каталоге или в БД «Российская государственная библиография», необходимо ввести запрос в виде формулировки предметной рубрики или ключевых слов. Научиться точно выразить содержание прочитанного материала в ключевых словах - значит пройти тест на понимание и усвоение его.

Для закрепления основного содержания прочитанной книги полезно уметь составить аннотацию. Это тоже способ представить информацию о данной публикации в свернутом виде, заготовить ее впрок, сделать некий «маринад» для новогоднего стола. Пройдет время, что-то позабудется, даже если книга произвела на вас очень сильное впечатление. Поэтому включите в аннотацию, кроме краткой характеристики основных идей, информацию об авторе, о стиле изложения, о характере доказательств. Если Вы продолжите заниматься сходными проблемами, такого рода «запасы» Вам очень пригодятся.

Составление реферата какого-то источника или документа (в широком смысле) подразумевает краткое, точное изложение его содержания, включающее основные фактические сведения и выводы. Реферат может быть составлен на основе двух и более исходных документов.

 

Несколько очень важных правил

В результате работы вы создадите новый источник информации: сочинение, доклад, реферат, выступление. В своем законченном виде он должен удовлетворять определенным правилам. В частности:

· правилам грамотного оформления цитат и ссылок;

· правилам составления библиографического описания документа;

· правилам грамотного составления списка использованной литературы.

Сначала рассмотрим вопросы оформления ссылок на упоминаемую или цитируемую работу. Есть три варианта:

1. Источник указывается непосредственно после цитаты или приведенного фактического материала - в скобках.

2. Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой описываются соответствующие источники.

3. После цитаты в скобках указывается номер источника, соответствующий его месту в списке использованной литературы, и после запятой - номер страницы. Сам список помещается в конце всей работы.

Теперь о правилах описания печатных источников, или документов. Минимальные требования в этой области можно представить в виде ниже приведенных схем.

Схема полного библиографического описания книги: Фамилия автора, инициалы. Название книги (без кавычек): (двоеточие) Сведения, относящиеся к названию (если есть).- Место издания; причем сокращенно указываются только Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.): (двоеточие) Наименование издательства (без кавычек), (запятая) год издания (без буквы «г.»).- (тире) номер страницы (в ссылке или сноске) или количество страниц (в списке литературы).

Списки использованной литературы составляются из библиографических описаний книг и статей, расположенных по алфавиту авторов или названий (в случае отсутствия автора).

А теперь несколько невредных советов:

«Ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации» (Гендина Н.И.)

Постоянное соотнесение задачи действия и способа его совершения - важнейший принцип интеллектуального труда.

Можно сформулировать закон притяжения новой информации. В розыске или «отлавливании» нужных сведений наблюдаются следующие закономерности:

1. При увеличении объема накопленной нами информации у нас появляется способность обнаруживать все больше новой, тематически, идеологически или логически связанной с предыдущей. Информация как бы притягивает информацию.

2. «Воссоединение» новой и прежней информации при аналитико-синтетической переработке дает в результате не «сумму», не результат арифметического сложения, а то, что можно условно назвать «произведением». Это часто информация нового качественного уровня.

3. Самым продуктивным освоение информации бывает при поиске ответа на конкретный возникший или вызревший у Вас вопрос. Задавайте больше вопросов, в частности, себе. Жить будет интереснее.

Наиболее часто встречающиеся формы свертывания информации можно разделить на текстовые и графические. Традиционно они дополняют друг друга, но могут использоваться и самостоятельно.

Текстовые формы свертывания информации:

· аннотация;

· обзор;

· план, план-конспект;

· тезисы;

· конспект;

· реферат;

· дайджест;

· резюме.

Аннотации различают, как правило, двух видов: справочные и рекомендательные. И те, и другие имеют основной целью дать краткое представление о книге, статье, содержании диска.

Справочная аннотация в самом сжатом виде характеризует издание, не оценивая его, раскрывает его основные черты (тип издания, отличия от аналогичных изданий по теме, новизна или традиционность подхода и др.) и идеи, называет читательский адрес и возможные варианты использования.

При создании рекомендательных аннотаций в них не только дается краткая информация об издании и рекомендации по использованию (тип издания или жанр произведения, читательский адрес, новизна или повторность издания), но и используются приемы, привлекающие читателя к его содержанию, вызывающие желание прочитать. В рекомендательных аннотациях для школьников часто применяются занимательные вопросы, цитаты, прием неоконченного рассказа.

При обучении информационной грамотности важно не только учить ребят пользоваться аннотациями, но и вырабатывать навык их написания. Если использование готовых аннотаций – это первое знакомство с изданием, то создание аннотации возможно лишь тогда, когда книга или статья уже прочитана, диск просмотрен. Полезно силами ребят выработать на занятии некие правила написания аннотаций разного характера и, оформив их в виде плаката, повесить в библиотеке. А потом предложить им, поглядывая на этот план и выбирая для себя наиболее подходящие приемы, написать интересную рекомендательную аннотацию.

Конечно, лучше всего предлагать ребятам работу по созданию аннотаций не как проверку усвоения знаний (это вы держите в голове мысль о проверке), а как необходимую помощь библиотекарю или как соревнование на самую привлекательную аннотацию. Только когда они почувствуют практическую направленность и нужность аннотации, тогда по-настоящему научатся их писать. Это замечание можно отнести в принципе к любому учебному заданию, но в работе над написанием аннотации оно особенно актуально. Дети далеко не всегда понимают, зачем их учат писать аннотации, когда на это есть издатели, библиотекари. Попробуйте объявить конкурс на лучшую аннотацию к рассказу, который в этой группе читали все, чтобы привлечь тех, кто еще его не читал. Вы получите много ярких, хорошо сделанных аннотаций. Именно аннотация может лучше всего показать преподавателю, насколько хорошо ученик ориентируется в книге, насколько понял ее суть.

Обзор. Этот вид вторичных документов содержит сжатое изложение основного содержания ряда документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (темой, носителем, временем выпуска, автором и др.).

Умение создавать обзоры особенно полезно старшеклассникам, которые чаще пишут доклады, рефераты, чем ученики среднего звена. Обзор материалов по теме доклада – нередко является обязательной частью такой работы. Особенно важно учить созданию обзоров учеников классов и школ с углубленным изучением некоторых дисциплин, где обучение нацелено на научно-исследовательскую деятельность учащихся.

План, план-конспект. Это систематизированный перечень разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, который характеризует структуру текста. Как уточняет Н.И Гендина [2], план представляет собой информационную модель рассматриваемой темы. Любой план имеет довольно жесткую иерархическую структуру, обязательными элементами которой являются введение и заключение.

План-конспект после каждого пункта (подпункта) содержит одно или несколько назывных предложений, раскрывающих основные идеи данного пункта (подпункта).

Эта форма свертывания информации чаще всего встречается ученикам в школьной практике. Обычно она связана с подготовкой к сочинению по литературе или предлагается учителями как форма работы с текстом на новую тему по географии, истории, физике и т.д. Но если с сочинением все более-менее ясно, то далеко не всегда ребятам понятно, зачем их заставляют писать планы к уже готовому тексту (параграфу, статье).

Сколько раз мы видели, что на уроке ученикам предлагается написать план параграфа или статьи для дополнительного чтения, а потом от него требуют пересказать содержание без обращения к этой записи. При таком подходе составление плана действительно наполовину теряет смысл. На самом же деле именно план или план-конспект, самостоятельно написанный, а потом используемый в устном выступлении, – лучшее средство для развития речи и выработки навыков публичных выступлений.

Тезисы. В уже упомянутой книге Н.И.Гендиной тезисы характеризуются как «научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара» [2]. Однако, тезисы могут готовиться не только для конференций. Умение составлять тезисы своего выступления или, наоборот, прочитанной статьи, может быть очень полезно старшеклассникам, чтобы «уложить в голове» сложные материалы, изобилующие логическими построениями и выводами. Мы не будем рассматривать здесь правила создания тезисов – они неоднократно описаны в литературе по научной организации труда.

Конспект. Эта форма записи чаще всего выглядит как краткий, но связный пересказ содержания изучаемого текста. Он может содержать и элементы плана, и выписки, и цитаты, и тезисы. При обязательной краткости, конспект, в отличие от тезисов, содержит не только основные положения и выводы, но и ход рассуждений автора, доказательства, примеры. Конспекты подразделяют на плановые, текстуальные, свободные, тематические. Все эти формы также описаны в литературе, так что не будем подробно их рассматривать.

Реферат мы встречаем в школьной практике в одном виде, а в общебиблиотечной – в другом. Суть данной формы одна – представление в сжатом виде содержания источника с изложением основных фактических сведений и выводов. Разница заключается в том, с какой степенью подробности это сделано и рассмотрен ли один источник или несколько.

В библиографической практике реферат, как правило, создается по одному источнику и служит для того, чтобы читатель мог оценить, нужно ли ему обращаться к данному источнику. Так построены реферативные журналы, освещающие новые научные публикации по какой-либо отрасли, по этому же принципу пишутся авторефераты диссертаций. Знание этой формы вторичных документов, на наш взгляд, нужно только старшеклассникам, причем только тем, кто в дальнейшем собирается пользоваться научными материалами.

Цели учебного реферата несколько иные. Он создается в идеале по нескольким источникам, рассматривающим одну проблему. Задача ученика не только скомпилировать или изложить своими словами имеющиеся в источниках сведения, взгляды на проблему, но и сделать некий свой обобщающий вывод. Это один из продуктов, который ученик представляет в результате самостоятельной работы над темой.

Рефераты оформляются по определенным правилам, а учебные – должны сопровождаться списком использованной литературы, правильно оформленными ссылками и цитатами.

Можно создавать рефераты, пользуясь только планом исследования темы и общими правилами построения таких работ, а можно, особенно в библиографической практике, пользоваться методикой формализованного реферирования, описанной в работах специалистов КемГАКИ (Н.И.Гендиной и др.). Данная методика хорошо описана в книге «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях» [2]. Это не очень простая, но весьма полезная технология с точки зрения организации мышления и создания хорошо структурированного реферата. Надо ли учить ей именно ваших школьников – решать вам. Все зависит от требований и целей конкретной школы.

Дайджест. В словарях это слово имеет обычно настолько общее определение, что разобраться, чем же данная форма свертывания информации отличается от других, довольно трудно. На самом деле, все не так уж сложно. Дайджест, в отличие от реферата или конспекта, содержит не переложение (пересказ) материала в той или иной форме, а сокращенное изложение авторского текста. Он фактически просто составляется из цитат, отобранных и сгруппированных таким образом, чтобы дать представление о содержании текста. Вот почему возможно создание дайджестов по художественным произведениям. (Выходят даже специальные издания, в которых они собраны, знаменитый «Ридерз дайджест», например). Литературные дайджесты легко и с интересом читаются. Но вряд ли кого-то привлечет изложение детектива в виде реферата или конспекта. Эти формы не ставят целью сохранить стиль авторского изложения, передать его эмоциональность или особенности изложения материала, тогда как в дайджесте это удается. Дайджесты по научным публикациям зачастую сопровождаются указанием номера страницы после каждой цитаты, чтобы облегчить читателю дальнейшую работу с первоисточником, если таковая понадобится.

Интересно, что некоторые специалисты относят дайджест к вторичным документам, поскольку это в любом случае обработка источника, пусть даже состоящая целиком из авторского текста, а другие считают его просто особой формой публикации первоисточника.

Резюме. Данная форма чаще всего встречается как заключительная часть научного текста или часть справочного аппарата издания, кратко излагающая суть работы и/или выводы из нее. Резюме используется также как форма изложения сути материала на иностранном языке, если не переводится основной текст.

Писать резюме как заключительную часть научной работы – очень полезное умение, которому важно учить школьников. Им нередко трудно в нескольких фразах изложить суть своей работы, несмотря на то, что написать длинный обстоятельный текст или построить большую презентацию ученик смог. Написание резюме, во-первых, помогает еще раз уточнить основные положения и выводы работы (именно здесь можно увидеть нарушение в их логике), а во-вторых, (в заключение презентации работы, например) обращает внимание аудитории, которой работа представлена, на самое важное в ней.

Графические формы свертывания информации:

· схема (кластерная, подчинительная и другие);

· график;

· диаграмма;

· таблица;

· карта, план.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О рациональных приемах работы с текстом | Шпаргалочки к практическим занятиям
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.