Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие науки, техники и производства

 

Для социологии науки очень важная проблема - стыки науки, технологии, производства. Почему здесь тормозится научно-технический прогресс? Эта была самая большая проблема советской науки, да и в российской пока перемены небольшие. Все дело заключается в том, что само производство должно быть заинтересовано в быстром использовании научных разработок, для чего необходимо отладить соответствующий экономический механизм. Какой же производственник будет заинтересован в снижении веса станков, если ему устанавливался план выпуска станков в тоннах? В СССР была изобретена непрерывная разливка стали. Но у нас этим прогрессивным методом разливали десятую часть выпускаемой стали, а у японцев 90 процентов. Проще машиностроителям выпустить один тяжелый трактор, чем несколько десятков мини-тракторов. Вот почему у нас нет до сих пор хороших мини-тракторов, мотоблоков.

Анализ технического уровня проектов показывает, что треть из них имеет технико-экономические показатели ниже действующих, ежегодно треть возвращается на доработку. Характерны низкая ответственность и незаинтересованность проектировщиков. Проектная организация не продавала проект, а сдавала, заказчик не покупал, а принимал. В результате такого социально-экономического механизма во многих научных и проектных институтах процветала бездеятельность под видом кипучей деятельности. И вот когда подобная картина вырисовывается, социологи должны назвать причины такого положения. Социологи это сделали.

Во-первых, напрочь было утрачены соперничество, состязательность, конкуренция в сфере научной и проектной деятельности.

Во-вторых, материальное поощрение за научные открытия, разработки носило смехотворный характер. Главный герой фильма "Гений" оклеивает авторскими свидетельствами туалетную комнату.

В-третьих, карьера ученого, его материальное положение зависят не от его научных достижений, а от продвижения по служебной лестнице. Если директор института, то его выдвигают в академики. Такая практика губит толковых ученых.

 

Очень высокие требования для аттестации научных работников приводят к тому, что лучшие годы жизни приходится тратить на кандидатские и докторские диссертации. Процветающий профессорский снобизм, корпоративность перекрывают дорогу молодым ученым. Считается просто неприличным пропускать в доктора наук людей моложе 45-50 лет. Исключение составляют математики, физики.

Еще одна беда науки заключается в том, что новшества низкого технического уровня, простые, ординарные, непригодные к патентованию за рубежом, можно быстрее внедрить и получить вознаграждение, чем пробивать годами крупное изобретение.

Социология науки не обходит своим вниманием и организационные формы науки, их взаимодействие, результативность.

Научные знания можно классифицировать по их характеру как фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки. Фундаментальные научные открытия, например, явление радиоактивности, обнаруженное супругами, Пьером и Марией Кюри, первоначально не имели практического значения, так же, как и деление ядра, открытое, Нильсом Бором. Но постепенно, в результате прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, фундаментальные знания преобразуют производство, всю нашу цивилизацию. Лишь немногие страны, в том числе Россия, имеют развитую фундаментальную науку.

По основным направлениям научных исследований можно выделить науки естественные, технические, гуманитарные и социально-политические. Такая классификация науки и лежит в основе ее организации.

В нашей стране фундаментальными знаниями занимаются в основном академические институты. Есть большая Академия России (РАН), ее территориальные центры - отделения и научные центры в Сибири на Дальнем Востоке, Урале. Академическая наука имеет также и внутриотраслевое деление: Академия медицинских наук, Академия образования, Академия сельскохозяйственных наук. Не надо путать их с многочисленными учебными академиями. Это своего рода научная богема, финансирование идет из государственного бюджета, здесь сосредоточены самые квалифицированные научные кадры.

Прикладная наука организована в основном в виде отраслевых исследовательских, конструкторских, проектировочных институтов, опытных производств, лабораторий. В настоящее время такие прикладные институты, как правило, соединяются в научно-производственные объединения, где в одной организационной структуре функционируют наука, экспериментальное и серийное производство. В сельском хозяйстве такая организационная форма типична: селекционные станции, опытные станции, элитные хозяйства, учхозы и т.п. Разумеется, фундаментальные научные разработки могут выполняться в отраслевых научно-исследовательских институтах, а прикладные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки - в академических.

В последние годы создаются новые организационные формы - межотраслевые научно-технические комплексы по важнейшим научно-техническим проблемам: персональные компьютеры, световоды, порошковая металлургия и т.п. Известны также и такие формы организации науки, как научные, технические и инновационные парки, образующие своего рода пояс внедрения вокруг академических и крупных вузовских центров.

Особняком стоит вузовская наука. Здесь объединяются и различные направления, и различные организационные формы. И государственное финансирование, и хоздоговорные научные разработки по заказам заинтересованных организаций. И постоянные научные сотрудники в проблемных лабораториях, и научно-исследовательских институтах, и научная работа сотрудников кафедр в самых различных организационных формах - лаборатории, совместительство, временные научно-исследовательские коллективы. Следует также отметить, что в некоторых странах основная часть научных исследований сосредоточивается именно в университетах.

В вузовских научно-исследовательских структурах работают вместе маститые ученые, аспиранты и студенты. Здесь развиваются фундаментальная наука, прикладные разработки и наукоемкое производство. Это обеспечивает вузовской науке высокую эффективность и необычную гибкость.

К примеру, в Тюменском университете имеется лаборатория, которая разрабатывает, выпускает и обслуживает вертолетные варианты локаторов для обнаружения утечек природного газа из магистральных газопроводов.

В российских вузах работает треть, а если взять дипломированных научных работников (докторов и кандидатов наук), то половина всех ученых. Но они получают только 6 процентов средств, выделяемых государством на научные исследования, хотя здесь создается 20 процентов научной продукции страны. Следовательно, эффективность вузовской науки примерно в три раза выше.

 

Методологией называют систему основных принципов любого научного исследования. Это собирательный термин, имеющий различные аспекты. В широком смысле слова научная методология является инструментом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Социологическая методология определяет принципиальные основы разработки частных социологических теорий.

В узком смысле слова в социологии термином "методология" обозначается совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки социологической информации.

При этом следует учитывать, что любая теоретическая система знаний ценится, прежде всего, потому, что она не только описывает и объясняет объективную реальность, но и одновременно является инструментом поиска нового научного знания.

Ни в отечественной, ни в зарубежной социологии нет единого определения частных приемов социологических исследований. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие - техникой, третьи - процедурой, четвертые - методикой, а некоторые и методологией. Поэтому стоит договориться об использовании определенных терминов, рекомендованных авторитетным социологом В. А. Ядовым.

Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации конкретного исследования, сбора и обработки социологический информации.

 

При этом следует помнить, что социолог в своей работе использует многие приемы, заимствованные из других социальных наук и особенно экономики, истории, психологии, этнографии и др. QH должен владеть приемами статистического анализа, информационными технологиями, иметь представление о соответствующих разделах математики.

Любое более или менее основательное социологическое исследование имеет четыре основных этапа:

первый - подготовка исследования;

второй - сбор первичной информации;

третий - обработка информации;

четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.

 

Конечно, можно самостоятельно сочинить анкету и провести небольшой опрос, чем часто пользуются работники средств массовой информации. Но, как правило, такая информация будет поверхностной, не представляющей научного интереса.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные проблемы социологии науки | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.