Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические и правовые учения Древней Греции

Предмет и метод ИППУ – на самостоятельное изучение.

Их связывают с деятельностью трех мыслителей: Сократ, Платон (пышный цвет), Аристотель (зрелый плод).

1. Сократ о государстве и праве – самостоятельно

2. Учение Платона о государстве и законах

3. Политическое и правовое учение Аристотеля

4. Политическая теория Полибия

Платон (настоящее имя – Аристокл) - был прозван Платоном либо за широкий лоб либо за широкие плечи: 427-327 до н.э. – его годы жизни. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Он вышел из того же рода, что и Солон. В возрасте 20 леи познакомился с Сократом. Стал одним из самых верных и восторженных его учеников. Казнь учителя была страшным ударом, он был казнен как преступник. Платон покинул Афины после казни учителя, как и многие другие ученики, уехал, много путешествовал, а потом, вернувшись, основал свою школу – академию, названную по наименованию местности близ Афин (зеленый пригород Академ). Академия после смерти основателя просуществовала 900 лет, и была закрыта в 1527 Юстинианом. Сократ сам ничего не писал. Форма его философствования – беседы. Целыми днями он ходил по площадям и т.д., заводя со всеми беседы. Со временем сложился кружок постоянных слушателей: Платон, Ксенофонт и др. учения его дошли в подлинных цельных произведениях. Почти все написаны в форме диалогов, где беседу ведет Сократ. Платон является индивидуалистом объективным. Он различает 2 мира: мир идей, вечных и неизменных, который существует сам по себе, отдельно от мира вещей, независимо от нашего сознания. Второй мир – отражение этих идей – тот мир, что нас окружает, что воспринимается органами чувств, это мир приходящих явлений.

До нашего земного бытия душа предсуществует в мире идей, что и объясняет способность человека мыслить в абстрактных категориях. То есть наши знания – это воспоминания нашей души о том, что она созерцала до рождения. Источник знания – не чувственные впечатления, как учили софисты.

Эти идеи получили своеобразное преломление в политических трактатах автора. 3 произведения:

· «Политик»

· «Государство»

· «Законы»

Трактат «Политик»

Посвящен выяснению того, кто может быть признан лучшим из правителей. Платон доказывает необходимость для правителя знаний, и лучшим правителем признает мудрейшего. Он следует своему учителю Сократу, который считал, что править должны знающие и добродетельные, он считал лучшей формой правления аристократию ума и способностей. Мудрости правителя самой по себе достаточно, чтобы сделать управление государством совершеннейшим. Все равно: властвует правитель над добровольно подчиняющимися людьми или правит против их воли; следует письменным законам или нет. Платон сравнивает искусство правителя с искусством врача: врач лечит независимо от всего. Законы, даже самые лучшие не в состоянии приписать всем и каждому все соответствующее. Людские отношения постоянно видоизменяются, законы не могут поспевать за жизнью, учитывать все нюансы отношений, закон поэтому не должен налагать цепей на правителя. Для мудрого правителя закону не нужны, так как обладая всеми добродетелями – он сам закон и не нуждается в письменных законах. Так что руководствоваться правитель должен не законом, а своим усмотрением, своей волей и разумом. Таким образом лучшей формой Платон признает ничем не ограниченную власть мудрейшего над пассивной подчиненной ему массой граждан. Если мудрец один – монархия или царство. Если их несколько – аристократия. Лучшей формой правления Платон признает и аристократию, и монархию в зависимости от того, кому принадлежит мудрость: одному или немногим.

Трактат «Государство»

Свое видение государства Платон изложил в трактате «Государство», где дается понимание идеального общественного и государственного устройства. Презирая афинскую демократию (которая расправилась с учителем) Платон изображает государство, противоположное афинскому полису. Это полное отрицание афинской демократии, политической действительности. Свобода должна заменяться твердым порядком, господство демоса – правлением избранных мудрецов, бесконтрольное накопление богатства – строгим регулированием имущественных отношений, отсутствие просвещения – продуманной системой воспитания и образования.

Особенности:

Своеобразное деление населения на классы, разряды, сословия. В государстве дб достаточное количество людей, занятых материальным трудом – земледельцы, ремесленники, купцы, которые в глазах Платона есть низшее сословие, едва достойное название. Плохой образ жизни – плохой образ мыслей. Это сословие, доставляющее государству необходимые жизненные ресурсы. Это сословие «сожителей?!». Выделяется класс воинов – защитники государства, стражи, основная цель – охранять государство от внутренних и внешних врагов, они-то и составляют граждан. Они должны соединять в себе храбрость к врагам и кроткость по отношению к гражданам. Достичь такого сочетания можно лишь особым воспитанием и образом жизни. Платон осознавал, что благосостояние государства определяется нравами. Система образования предполагает, что физические упражнения влияют на выносливость, а музыка смягчает чувства (мусическое), куда включается не только собственно музыка, но и драматическое искусство. Система стражей подчиняется строгому контролю государства. Ничего не отдается на свободное усмотрение. Воспитанные таким образом стражи живут в условиях полного коммунизма: у них нет ни частной собственности, ни жен, ни детей – все должно быть общее, чтобы не было частных интересов, способных возбудить борьбу. Платона называют первым коммунистом. Все необходимое для жизни страж должны получать от других, чтобы этого было не слишком много и не слишком мало: фактически они служат лишь за пропитание, до золота и серебра они вовсе не должны касаться, так как божественное золото у них внутри. Им одним не дозволено пользоваться золотом и серебром. Только так они могут сохранить государство. То есть Платон отнимает у стражей все свое, чтобы сделать их преданными государству. Все помыслы граждан должны сливаться в одной стремлении к благу целого. Дети тотчас после рождения отбираются у матерей и воспитываются государством, и каждый будет считать всех своими родными и не сможет причинить вреда никому. Все это требует не для всего населения, а для высших классов. Большинство охраняет ЧС. Платон прекрасно понимает, что отсутствие ЧС – это жертва, а современные коммунисты считают, что это благо. Но хорошо воспитанные стражи, говорит он, находят свое счастье не в материальных наслаждениях, а в исполнении своего назначения – в служении общему благу. Эти лишения – следствие падающей на них обязанности. При устройстве государства необходимо иметь ввиду не пользу отдельных его частей, а единственно благо целого. Из стражей выделяются правители – старшие годами и обладающими наивысшими способностями. Мудрость – достояние немногих. Они должны показать себя образцами всех добродетелей. Правителям вверяется неограниченная власть государства. Внимание обращается на новое поколение. Деторождение не отдается на волю случая и произвола, а ставится под особый надзор правителя. Правители назначают каждому его место в государстве, его занятие в зависимости от того, какие способности и наклонности.

Граждане – кирпичики, из которых возводится государственное строение. Правители управляют по воле и разуму, над ними нет контроля. Они стоят над гражданами как заботливые отцы, опекая граждан, как детей. Власть характеризуется абсолютизмом, все помыслы, поступки граждан подчиняются государственным целям. Государство представляет вершину всех добродетелей, которых четыре: мудрость живет в правителях, храбрость – в воинах, умеренность – в низшем сословии, над всеми стоит четвертая добродетель – справедливость (правда), которая состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом. В таком государстве будет спокойствие, единомыслие и мир. Переход из сословия в сословие – вред для государства. Отдельный человек состоит из 3-х частей: голова – мудрость, сердце – храбрость, низшие части тела – умеренность, состоящая в покорности разуму. Государство уподобляется отдельному человеку.

Как же все это достичь? Платон считается, что одно средство позволит установить такой порядок – чтобы правителями были философы. Философ руководствуется вечными и неизменными истинами, а не случайно приходящими интересами.

Это утопический идеал. Когда правят не мудрейшие, а иные граждане, устанавливаются несовершенные формы правления, как считает Платон. 4 формы правления он располагает по мере удаления от идеала, усиливающейся порочности:

1. Тимократия. Правят не мудрейшие, но стражи. Господствует добродетель, храбрость. Например, Спарта

2. Олигархия. Правят немногие – богатейшие граждане. Добродетель – умеренность

3. Демократия

4. Тирания

Две последние формы напрочь чужды всякой добродетели. Платон: в демократии легко жить, и на первый взгляд это лучшее из правлений. Никто не подчиняется авторитетам, каждый предоставлен сам себе, там легко жить. При этой легкости жизни наблюдается порча нравов и совершенное расстройство гос деятельности – полный упадок государства. Это сплошное бедствие анархии и произвола.

Демократия устанавливается, когда народные массы избавляются от изнеженных притеснителей – олигархии. Равенство всех здесь вырождается в худшее неравенство. Государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде. Тирания вытекает из крайней свободы

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Краткий конспект лекцина тему:» Управление в русских землях в период раздробленности Руси и Ордынского нашествия ( XII- сер. XV вв.) | Тирания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.