Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические и правовые учения в Древнем Риме

1. Политическая и правовая теория Цицерона

2. Учение римских юристов о праве

 

Греческие мыслители не оставили нам специальных исследований о праве. И только в Древнем Риме впервые обособилась в самостоятельную отрасль знания наука о праве. Причем римские юристы смогли философские, теоретические начала соединить с практической деятельностью.

Особое значение имеет учение Марка Туллия Цицерона 106-43 гг до н.э. знаменитый оратор вошел в историю. Он и писатель, философ, юрист, крупный политический деятель. Личность его сложна и противоречива, она может быть понята лишь на фоне той эпохи, в которую он жил и творил. Эту эпоху историки называют переломной. Внутренний перелом состоял в переходе от форм полисной демократии к тоталитарному режиму империи. Он получил юридическое образование, которое имело высокий престиж. Благодаря блестящему красноречию, он в раннем возрасте завоевал большую популярность. В 70-ом году он был избран квестором, затем вошел в состав сената. Следующим олимпом был эдилет (должность эдила). В 67 году до н.э. становится претором, в 63 году избирается консулом. Это вершина политической карьеры в Древнем Риме. Эта карьера закончилась, так как победу одержал Цезарь, а он занял место Помпея и вынужден был уйти от власти. Он пишет свои филиппики, которые были направлены против Антония, который стал преемником Цезаря, что стоило ему жизни. Когда был создан второй триумвират, в городе началась безудержная вакханалия убийств граждан, внесенных в списки. Вскрылась страшная картина морального разложения римского общества (все на всех докладывали). Цицерон был внесен в списки одним из первых. Он собрался бежать, но не успел. Ему отрубили голову и правую руку и это в виде трофеев доставили Антонию, который пришел в восторг и выплатил вознаграждение в 10-кратном размере, водрузил голову убитого на свой стол.

Цицерон оставил наследство 19 трактатов по риторике, политике, представляющих большой интерес для историков, лингвистов и юристов. Вопросам государства и права посвящены его работы «о государстве» и «о законах», написанные в подражание Платону.

По своему образу мыслей он был эклектиком. Эклектики старались сочетать различные философские системы и школы, выбирая из каждой то, что считали верным. Не имея общего руководящего начала они не могли прийти сколько-нибудь прочному результату. Цицерон пытался соединить в своем учении воззрения стоиков, взгляды Платона, Аристотеля и Полибия. Цельной системы из этого не могло получиться. В трактате «О государстве» (о республике) излагается учение о сущности государства и его формах. «Государство есть дело народа» (достояние). Однако под именем народа надо понимать не любое соединение людей, собранных каким-то образом. А множество людей, связанных общностью права и пользы. Таким образом государство (республика – дословно общее дело) есть «дело народа как соединение многих людей, связанных между собой в вопросах права и общностью интересов».

Это самое раннее дошедшее до нас определение государства как правового сообщества.

Впервые вносится в определение государства понятие права. Республика это не форма правления в учении Цицерона, это неотъемлемое благо народа. Причина соединения людей в государство по словам Цицерона лежит не столько в их беспомощности, слабости, страхе опасности, сколько в самой природе человека, стремящейся к общежитию. То есть причина – общежительная природа человека. Из общежития вытекает потребность власти. Всякое государство должно управляться чьим-либо попечением: или одного лица, или нескольких выборных, или всех граждан. В первом случае мы имеем дело с царской властью, во втором – с властью оптиматов (лучших), в третьем – с властью народа (народоправством). В лучшем случае Цицерон признает эти формы сносными, каждая имеет недостатки. В демократии хотя и устанавливается равенство, но не соблюдаются степени достоинства. Эти пороки подталкивают государство к несчастью. Наилучшим образом правления поэтому является четвертый вид государственного устройства, который образован «путем равномерного смешения трех его ранее названных видов, как бы справленных вместе». Для обеспечения устройства необходимо сочетание свободы народа, власти оптиматов и империи высших магистратов, наделяемых в отдельных случаях особыми правомочиями. На такое строе основано величие Рима. Причина исключительности Рима – «в накоплении прекрасных устое государства, в результате чего установился особый строй». Благоволением своим привлекают цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы.

 

 

21.09.2011

В простых формах достоинства представлены односторонне, что и вызывает недостатки, ведущие к вырождению. Монархия вырождается в тиранию, власть оптиматов вырождается в господство богатых, а свобода народа приводит к безумию и произволу толпы, к ее тиранической власти.

Эти порочные состояния, уродливые виды властвования, по Цицерону не являются формами государства в собственном смысле слова. Там царят произвол и насилие. Отсутствует само понятие государства, понимаемое как общее дело народа (республика).

Предотвратить подобное вырождение государственности можно лишь в условиях смешанного правления. И в этой связи Цицерон восхищался дальновидностью и мудростью предков, создавших в Риме такую образцовую форму. Он призывал придерживаться заветам предков, подчеркивал необходимость равного распределения прав, обязанностей и полномочий с тем, чтобы было достаточно власти у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих лиц (сенат) и достаточно свободы у народа. Если этого нет, то государственные строй не может сохраняться неизменным. Римское государство он считал самым лучшим из всех существующих, не сравнимым ни с каким другим благодаря смешению строя.

Это учение практически то же самое, что и разрабатывал Полибий. Особенность в том, что из трех простых форм правления он выше всех ставит монархию, а на последнее место ставится демократия.

Он считал, что в государстве лучше, когда правит один (как один хозяин в доме). Казалось бы, его утверждение плохо согласуется с его утверждением о смешанной форме как лучшей. Несомненное предпочтение он отдает смешанной форме правления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическое учение Полибия | Левеллеры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.