Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №2. по учебной дисциплине: «Основы управления интеллектуальной собственностью»

 

 

по учебной дисциплине: «Основы управления интеллектуальной собственностью»

Тема 2. Авторское право и смежные права

План лекции:

Введение.

1. Объекты авторского права и смежных прав. Служебные объекты авторского права. Субъекты авторского права и смежных прав.

2. Принципы и условия возникновения, реализации и защиты авторских и смежных прав. Авторский договор. Управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе.

 

Литература:

1. Кудашов, В. И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие для вузов / В. И. Кудашов. - Мн.: БНТУ, 2004.

2. Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах"

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь (гл. 60,61)

ВВЕДЕНИЕ

Основные задачи, которые ставит перед собой каждое государство, должны быть направлены на решение конкретных проблем в целях обеспечения экономического прогресса. Для того требуется постоянный приток новых идей и технологий, чтобы обеспечить эффективность экономики и улучшить условия жизни. Важнейшим направлением в повышении эффективности экономики является умелая реализация объектов интеллектуальной собственности посредством реализации лицензий на результаты интеллектуального труда. Следует отметить, что торговля лицензиями всегда способствовала сокращению производительных затрат труда. Она является одной из наиболее выгодных торговых операций, как для продавца (лицензиара), так и для покупателя (лицензиата).

Большой удельный вес в валовом внутреннем продукте (ВВП) занимает индустрия интеллектуальной собственности, охраняемая авторским правом и смежными правами. К этой сфере относятся произведения науки, литературы, искусства, исполнения, фонограммы, вещательная деятельность, кино-, видео- и аудиопроизведения, полиграфическая продукция, компьютерные программы и базы данных. Коммерциализация объектов авторского права и смежных прав в США, например, дает 36% объема ВВП. В Республике Беларусь, по имеющимся весьма приблизительным оценкам, вклад данной отрасли составляет около 18% ВВП. Надо полагать, что бурное развитие информационных технологий, рост потребностей в программных продуктах, расширение коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности уже в ближайшее время окажут существенное воздействие на рост ВВП.

 

 

1. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ. СЛУЖЕБНЫЕ ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ.

 

Согласно п. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закона) и ст. 6 одноименного Закона Российской Федерации « Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, как обнародованные, так и не обнародованные, выраженные в любой объективной форме, независимо от назначения и достоинства произведения, за исключением перечисленных в статье 8 настоящего Закона ».

Объекты авторского права. Согласно Закона «авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, находящиеся в какой-либо объективной форме:

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись);

электронной (компьютерная программа, электронная база данных);

звуко- или видеозаписи (магнитной, оптической, электронной);

изображения (картина, рисунок, кино-, теле-, видео-, фотокадр);

объемно-пространственной (скульптура, макет, сооружение).»

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, но выраженные в какой-либо объективной форме.

Под обнародованием произведения понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, или иным способом (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 г.; ст. 4 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г.).

Не считается обнародованным информация о произведении с изложением его содержания, а в случаях, предусмотренных Кабинетом Министров Республики Беларусь, размножение произведения на правах рукописи.

По Закону объектами авторского права являются:

литературные произведения (включая компьютерные программы и базы данных);

научные произведения (статьи, монографии, отчеты);

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, графики, скульптуры и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

фотографические произведения;

карты, планы, эскизы и иные произведения, относящиеся к архитектуре, географии, топографии, другим наукам и технике;

другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

производные произведения, такие, как переводы, обработки, инсценировки, музыкальные аранжировки, обзоры, аннотации, рефераты;

сборники произведений, такие, как энциклопедии, антологии, атласы и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения и сборники произведений охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают

Переход права собственности или права владения ка­ким-либо материальным объектом сам по себе не вле­чет перехода каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. Исключение составляют лишь произведения изобразительного искус­ства, исключительное право на которые переходит от авторов к другим лицам одновременно с переходом пра­ва собственности на материальные объекты, в котором выражены эти произведения.

Компьютерные программы охраняются, как литературные произведения, и такая охрана распространяется на все виды программ, в том числе на прикладные программы и операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

Базы данных или компиляции иных материалов в любой форме, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые. Такая охрана не распространяется непосредственно на сами данные или материалы и действует без ущерба какому-либо авторскому праву, к сфере распространения которого относятся такие данные или материалы.

Авторское право не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.

Не являются объектами авторского права, а значит и не подлежат охране произведения, которые не обладают какими-либо признаками произведения, например, объекты, не выраженные в материальной форме, или не являющиеся результатом творческой деятельности.

К числу неохраняемых относятся и такие объекты, которые хотя и удовлетворяют понятию произведения, однако в силу прямого указания закона охране не подлежат. К ним относятся произведения, срок охраны которых истек, а также:

■ официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

■ государственные символы и знаки (флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

■ произведения народного творчества.

К неохраняемым можно отнести и произведения иностранных авторов, не пользующихся охраной на территории Республики Беларусь.

 

1. Литературные произведения. В законе этот термин понима­ется в широком значении и охватывает любое произведение, в ко­тором мысли, чувства и образы выражены посредством слова в оригинальном построении или оригинальном изложении. К литературным произведениям относятся романы, поэмы, рассказы, драматургические и другие произведения независимо от их содержания и формы (книга, брошюра, статья в журнале, газета), режиссерские сценарии, письма, дневники, лекции, доклады и т.п., независимо от того, выпущены они в свет или нет. Самостоятельным видом лите­ратурного произведения является перевод произведения на другой язык. При осуществлении перевода с одного языка на другой пере­водчик должен передать смысловое значение слов и выражений, сохранить стиль и основные особенности, художественное своеоб­разие оригинального произведения, т.е. творчески воссоздать про­изведение в новой языковой форме.

Научные произведения. К ним относятся любые оригинальные произведения научного, научно-технического, научно-популярного, учебного характера, выраженные, как правило, в материальной форме — монографии, книге, брошюре, диссертации, отчете и т.д. либо в иной объективной форме, допускающей возможность восприятия произведения третьими лицами.

Драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения. Драматические произведения воплощаются во всех жанровых разновидностях: трагедии, комедии, драмы, трагикомедии. Текст драматического произведения, в отличие от других видов литературных произведений, состоит из диалогов и монологов персонажей. А само произведение предназначено для исполнения на сцене.

Основными жанрами музыкально-драматических произведений являются опера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл, рок-опера. Они представляют собой произведения, включающие драматическую и музыкальную составляющую в их неразрывном единстве.

Сценарные произведения — это сценарии, по которым ставятся фильмы, балетные спектакли и другие массовые представления. Сценарий независимо от вида ставящихся произведений, будь то киносценарий, сценарий балета, режиссерский сценарий, и степени заимствования (оригинальный или передаточный) относится к охраняемым объектам авторского права.

4. Хореографические произведения и пантомимы. Хореография в первоначальном смысле понималась как запись танца, затем она превратилась в самостоятельный вид творчества — танцевальное искусство.

Хореографические произведения выражаются в форме танца, балета и пантомимы. Основными средствами создания художественного образа в танце являются движения и положения тела танцов­щика. В балете содержание произведения раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Пантомима — это вид сценического искусства, в котором основными средствами создания художественного образа являются пластика, жест, мимика.

Правовая охрана хореографических произведений наступает с момента обнародования.

Музыкальные произведения представляют собой сочетание звуков, воспроизводимых на музыкальных инструментах и/или с помощью голоса. К ним относятся классическая или легкая музыка,
песни, хоровые произведения, произведения для одного инструмен­та (соло), ансамбля и оркестра.

Аудиовизуальные произведения охватывают собой широкий круг кино-, теле- и видеопроизведений, рассчитанных на зрительное и слуховое восприятие. В соответствии с законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста (ст. 13). Другие лица, внесшие свой вклад в создание аудиовизуального, произведения не имеют авторских прав на него в целом, но пользуются авторским правом каждый на свое произведение.

7. Произведения живописи, графики, скульптуры и другие произведения изобразительного искусства. Произведения изобразительного искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, например, плоские (рисунки, картины, гравюры) и объемные (скульптуры, монументы) произведения независимо от содержания и назначения.

Особенностью произведений изобразительного искусства является их неразрывная связь с материальными носителями, в которых они воплощены. Вследствие этого возникают проблемы разграничения права собственности на произведение (картину, скульптуру) и авторского права. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (п. 5 ст. 992) авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Из этого следует, что переход права собственности на произведение изобразительного искусства не означает одновременной уступки авторского права, которое сохраняется за автором [15, с. 74]. Воспроизведение произведений изобразительного искусства в виде репродукций, слайдов, фотографий может осуществляться только с согласия автора.

8. Произведения декоративно-прикладного искусства представляют собой художественные изделия, имеющие практическое назначение в быту, для украшения зданий, помещений, архитектурных сооружений, промышленной и полиграфической продукции. Это художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.), материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль) и др. В декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравировка, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т.п. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть уникальными, неповторимыми или тиражироваться в виде копий для удовлетворения культурных и бытовых потребностей человека.

9. Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Эти произведения представляют собой вид художественного творчества по проектированию и строительству зданий и сооружений, по планировке и застройке городов, созданию парков, садов, других форм и предназначены для удовлетворе­ния эстетических потребностей людей. Авторско-правовой охране подлежит как художественная сторона проектов: эскизы, фасады, проекты застройки, планы озеленения, модели, макеты и т.п., так и собственно произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства в целом, здания, сооружения, парки, сады, кварталы, застройки и т.д.

Фотографические произведения. Фотография — это методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах. К фотографическим произведениям относятся портреты, пейзажи, изображения текущих событий и т.п. Различают художественную фотографию как произведение искусства и научно-техническую, близкую к научным произведениям. Фотографические произведения являются полноценным объектом авторского права.

Карты, плакаты, эскизы и иные произведения, относящиеся к архитектуре, географии, топографии, другим наукам и технике. К числу таких произведений относятся географические, геологические и др. карты, плакаты, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам. Составление карт, планов, эскизов в большинстве случаев требует определенного творческого вклада составителя относительно внешнего оформления и степени соответствия местности и т.п.

Компьютерные программы (программы для ЭВМ), охраняемые как литературные произведения и базы данных. (Более подробно будут рассмотрены в гл. 5).

Другие произведения. В последние годы появляются новые объекты интеллектуальной собственности, которые пытаются охранять как объекты авторского права. Это связано с появлением и развитием информационных технологий, мультимедийных и сетевых произведений, художественного конструирования (дизайна), произведений народного творчества, в том числе фольклора.

Субъектом авторского права, как правило, является гражданин творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства. Им может быть и гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, и душевнобольной. Так, авторские права детей, представленные на смотры или выставки детской или юношеской самодеятельности и т.д. защищаются авторским правом.

Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники.

 

Авторское право на служебные произведения, согласно Закона, включает необходимость соблюдения следующих положений:

1. Личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

2. Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное.

3. Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем.

В настоящее время интересы артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания (субъекты смежных прав) получили правовую защиту во многих странах мира.

Возник новый правовой институт так называемых «смежных прав», содержание которого во многом близко содержанию института авторского права. Смежные права распространяются на исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания (объекты смежных прав согласно ст. 994 ГК). Однако применению непосредственно норм авторского права для регулирования отношений в сфере исполнительского творчества, производства и использования фонограмм и деятельности организаций эфирного и кабельного ве­щания мешает тот факт, что результаты деятельности субъектов смежных прав имеют свои специфические черты и не квалифицируются как произведения науки, литературы и искусства.

2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ. АВТОРСКИЙ ДОГОВОР. УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ АВТОРОВ И ОБЛАДАТЕЛЕЙ СМЕЖНЫХ ПРАВ НА КОЛЛЕКТИВНОЙ ОСНОВЕ.

 

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей.

Для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов:

латинской буквы "C" в окружности;

имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;

года первого опубликования произведения.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (презумпция обладателя авторского права).

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

Настоящее положение будет действовать до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве на произведение.

Недееспособные, став субъектами авторского права, не имеют права самостоятельно совершать какие-либо сделки, связанные с использованием авторского права. Только несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять авторские права на свои произведения (ГК РБ).

Правда, в отличие от ст. 14 ГК статья 49 первой части Модели гражданского кодекса для государств-участников СНГ и ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшает на один год возраст несовершеннолетних, которые вправе с 14 лет самосто­ятельно осуществлять авторские права.

Возникновение авторского права может зависеть от гражданства автора.

Если автор или его правопреемник является гражданином Республики Беларусь, то авторское право признается на все произведения данного автора, независимо от того, на территории какого государства они были впервые обнародованы либо необнародованы, но находятся в какой-либо объективной форме.

Если автор не является гражданином Республики Беларусь, то за автором или его правопреемником авторское право признается прежде всего на произведения, впервые обнародованные на территории Республики Беларусь, либо необнародованные, но находящиеся на территории Республики Беларусь в какой-либо объективной форме.

Если автор не является гражданином Республики Беларусь, и его произведение обнародовано на территории иностранного государства, то возможность предоставления охраны такому произведению на территории Республики Беларусь зависит от того, гражданином какого государства является автор, а также от места обнародования произведения.

Если автор является гражданином страны-участницы Всемирной конвенции об авторском праве, то его произведению охрана предоставляется независимо от того, на какой территории оно обнародовано.

Произведениям всех иных иностранных авторов охрана на территории Республики Беларусь предоставляется лишь в том случае, если эти произведения впервые обнародованы на территории государства-участника Всемирной конвенции.

Во всех остальных случаях произведения иностранных граждан в Республике Беларусь не охраняются.

Лицо, обозначенное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если отсутствует доказательство иного.

При обнародовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не вызывает сомнения в его личности), изда­тель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного, счи­тается представителем автора и имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это пол­ожение действует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Авторское право может принадлежать нескольким лицам — соавторам.

Соавторство может заключаться в выполнении со­авторами однородного по своему характеру труда. Соавторство всегда является результатом соглашения о совместной работе. По крайней мере, между соавторами должно быть хотя бы устное или подразумеваемое соглашение о создании коллективного произведения.

Недействительным является соавторство, навязанное автору лицом, от которого так или иначе зависит использование произведения.

Оказание автору технической помощи соавторства не порождает. При соавторстве должно быть творческое участие лиц в создании произведения.

В юридической литературе выделяют два вида соавторства: нераздельное и раздельное.

Нераздельное соавторство возникает в отношении произведения, составляющего одно неразрывное целое. При нераздельном соавторстве выделить долю каждого автора в произведении невозможно, поэтому все соавторы пользуются неделимым авторским правом на все произведение в целом и на каждую его часть.

Раздельное соавторство возникает на одно произведение, каждая часть которого выполнена самостоятельным автором, и долю каждого из них можно легко установить (соавторство композитора и либреттиста, соавтор­ство на учебник группы авторов и т.д.). В этом случае наряду с совместным и неделимым правом всех соавторов на произведение в целом каждый из авторов сохраняет свое авторское право на созданную им часть произведе­ния, имеющую самостоятельное значение (ч. 3. п. 1 ст. 9 Закона РБ от 16 мая 1996 г. и ч. 3 п. 1 ст. 10 Закона РФ от 9 июля 1993 г.). Например, можно требовать указания своего авторства в отношении этой части и самостоятельно распоряжаться ее использованием, пос­кольку такое осуществление возможно отдельно от дру­гих частей, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами.

Отношения между соавторами могут быть определе­ны их соглашением. Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.

Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить использование произведения.

 

Авторское право на составные произведения

 

Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор и расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство). (это положение соответствует Типовому Закону ВОИС (п.1 ст. 9)).

Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.

Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания.

Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом, если иное не предусмотрено авторским договором.

К авторам сборников и других составных произведений предъявляется единственное требование - осуществляемые ими подбор или расположение материалов должны представлять ре­зультат творческого труда.

 

Авторское право на производные произведения

 

1. Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, инсценировку, аранжировку или другую переработку при условии соблюдения ими прав автора произведения.

 

2. Авторское право переводчика и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.

 

Авторское право на аудиовизуальные произведения

 

1. Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста.

2. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения производителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения аудиовизуального произведения, а также субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если

иное не предусмотрено договором. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.

Производитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

3. Автор музыкального произведения с текстом или без текста сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения при использовании аудиовизуального произведения, включающего данное музыкальное произведение.

4. Авторы ранее существовавших произведений, включенных в аудиовизуальное произведение или переработанных для аудиовизуального произведения, сохраняют авторское право на свои произведения и могут использовать их отдельно от аудиовизуального произведения.

 

Споры между соавторами разрешаются судом.

 

АВТОРСКИЕ ПРАВА

 

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование).

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры произведения. Для произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания, положения настоящего пункта не применяются.

3. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных имущественных прав на использование произведения.

 

Автор согласно Закона обладает имущественными правами:

 

1. Автору в отношении его произведения или иному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

воспроизведение произведения;

распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности; если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены с разрешения автора в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее

распространение на территории Республики Беларусь без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения;

прокат оригиналов или экземпляров компьютерных программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры указанных произведений; данное право не применяется в отношении компьютерных программ, если сама программа не является основным объектом проката, и в отношении аудиовизуальных произведений, если только их прокат не приводит к широкому копированию таких произведений, наносящему существенный ущерб исключительному праву на воспроизведение;

импорт экземпляров произведения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного обладателя авторских прав;

публичный показ оригинала или экземпляра произведения;

публичное исполнение произведения;

передачу произведения в эфир;

иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

перевод произведения на другой язык;

переделку или иную переработку произведения.

2. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором.

3. Автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения.

4. Ограничения прав авторов (иных правообладателей), указанных в настоящей статье, устанавливаются статьями 18 - 21 настоящего Закона, которые применяются при условии, что ограничения не наносят неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и необоснованно не ущемляют законные интересы автора (иного правообладателя).

ОГРАНИЧЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

Допускается без разрешения автора (иного правообладателя) и без выплаты вознаграждения воспроизведение правомерно опубликованных произведений в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях.

Но это положение не распространяется на воспроизведение:

произведений архитектуры в форме зданий или других сооружений;

баз данных или существенных частей из них;

компьютерных программ, за исключением следующих случаев:

1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы, вправе изготовить копию компьютерной программы при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал компьютерной программы утерян, уничтожен или стал непригодным для использования. При этом копия компьютерной программы не может быть использована для иных целей и должна быть уничтожена в случае, если владение экземпляром этой компьютерной программы перестанет быть правомерным.

2. Лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы, вправе адаптировать компьютерную программу для обеспечения совместной работы с другими программами при условии, что полученная при адаптации информация не будет использоваться для создания других компьютерных программ, аналогичных адаптируемой, или для осуществления любого действия, нарушающего авторское право.

 

нотных текстов и книг (полностью) посредством репродуцирования.

 

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования:

цитирование в научных, исследовательских, учебных, полемических, критических и информационных целях отрывков из правомерно опубликованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;

использование отрывков из правомерно опубликованных произведений в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

воспроизведение в газетах, сообщение для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах и журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и другим вопросам в случаях, когда такие воспроизведение, сообщение для всеобщего сведения не были специально запрещены автором;

воспроизведение в газетах, сообщение для всеобщего сведения публично произнесенных речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, увиденных или услышанных в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

воспроизведение правомерно обнародованных произведений рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения;

воспроизведение или доведение до всеобщего сведения произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографий, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом такого воспроизведения или сообщения для всеобщего сведения или когда оно используется в коммерческих целях;

воспроизведение правомерно обнародованного произведения для судебного или административного производства;

исполнение правомерно обнародованных произведений при оказании ритуальных услуг, при этом указание автора и источника заимствования необязательно.

Допускается без согласия автора или иного обладателя авторского права и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

библиотеками или архивами - правомерно опубликованных произведений для замены утраченных, уничтоженных или ставших непригодными для использования экземпляров;

библиотеками или архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях - отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений;

образовательными учреждениями для учебных занятий - отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений.

 

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении анонимного произведения или произведения под псевдонимом срок охраны составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения.

При отсутствии правомерного опубликования в течение 50 лет с момента создания такого произведения срок охраны составляет 50 лет с момента первого доведения произведения до всеобщего сведения с согласия автора в форме, иной, чем опубликование. При отсутствии указанного правомерного опубликования и любого другого доведения до всеобщего сведения с согласия автора в течение 50 лет с момента создания такого произведения срок охраны составляет 50 лет с момента создания произведения.

Если в течение указанного срока автор анонимного произведения или произведения под псевдонимом раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется пункт 1 настоящей статьи.

Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

 

Общественное достояние

 

1. Истечение срока действия имущественных прав на объекты авторского права или смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

Объекты авторского права или смежных прав, которым на территории Республики Беларусь охрана никогда не предоставлялась, также считаются перешедшими в общественное достояние.

2. Объекты авторского права или смежных прав, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права.

3. Советом Министров Республики Беларусь могут устанавливаться случаи и порядок выплаты отчислений за использование на территории Республики Беларусь объектов авторского права или смежных прав, перешедших в общественное достояние

 

Переход авторского права по наследству

 

1. Авторское право переходит по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Наследники автора и исполнители завещания вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников и исполнителей завещания сроком не ограничиваются.

При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный на то государственный орган Республики Беларусь.

2. Автор вправе в том же порядке, в котором назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану своих личных неимущественных прав после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний охрана личных неимущественных прав автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным государственным органом Республики Беларусь, который осуществляет такую охрану, если нет наследников.

 

СМЕЖНЫЕ ПРАВА

 

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Отличительной чертой большинства смежных прав является их зависимость от прав авторов творческих произведений. Самостоятельный характер смежных прав проявляется лишь в том случае, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю неохраняемое произведение.

Субъект авторского права исполни­тель осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения: производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, в свою очередь, осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Охрана прав исполнителей означает защиту интересов актеров, певцов, музыкантов, танцоров и иных лиц, которые играют на сце­не, выступают в концертах, декламируют или иными способами исполняют литературные и художественные произведения.

Охрана прав производителей фонограмм подразумевает защиту интересов физических или юридических лиц, осуществивших пер­вую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков.

Под правами организаций эфирного или кабельного вещания понимаются организации, ведущие радио- и телевещание, в том числе посредством кабельного и спутникового телевидения.

Положения закона также применяются к исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания, которым охрана прав на территории Республики Беларусь предоставляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Исполнители как субъекты смежных прав обладают личными неимущественными и имущественными правами.

К неимущественным правам относятся право на имя и право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного пося­гательства, способного нанести ущерб чести и достоинству ис­полнителя (право на защиту репутации).

Право на имя

Право на защиту

Исключительное право на использование исполнения означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия (п. 2 ст. 31 закона)

Допускается без согласия исполнителя и производителя фонограм­мы воспроизведение фонограммы физическим лицам в личных целях.

Организация эфирного вещания без согласия автора и выплаты дополнительного вознаграждения может делать запись краткосроч­ного (до 6 месяцев) пользования произведения (исключение состав­ляют записи документального характера), в отношении которого эта организация получила права на передачу в эфир, при условии, что такая запись производится с помощью собственного оборудования организации и для ее собственных передач.

Личные неимущественные права исполнителя (право на имя и право на защиту репутации) охраняются бессрочно.

Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.

Имущественные права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

Имущественные права организации эфирного или кабельного вещания действуют в течение 50 лет с момента осуществления пе­редачи в эфир или по кабелю соответственно.

Авторский договор

Любое использование произведения автора другими лицами осуществляется на основании авторского договора, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (п. 1 ст. 984) «имущественные права, принадлежащие обладателю исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, если иное не предусмотрено настоящим кодексом или иным законом, могут быть переданы правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, а также переходят по наследству и в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица — правообладателя» [2],

Уступка имущественных прав должна оформляться письменным договором, подписываемым автором и лицом, которому они уступаются. Это лицо становится правообладателем. Договор уступки означает передачу имущественных прав на объект полностью или только тех прав, которые указаны в договоре.

Законом (пп. 2 и 3 ст. 25) определены два вида авторских договоров о передаче имущественных прав на использование произведения:

авторский договор о передаче исключительных имущественных прав, разрешающий использование произведения определенным образом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дающий такому лицу право запрещать другим лицам подобное использование произведения;

авторский договор о передаче неисключительных имущественных прав, разрешающий пользователю использование произведения наравне с обладателем имущественных прав, передавшим такие права, и (или) другими лицами, получившими разрешение на использование этого произведения таким же способом.

Субъектами авторского договора являются автор (создатель произведения) или его правопреемник и пользователь произведения. Если произведение создано коллективом авторов, авторские договоры заключаются со всеми соавторами.

В соответствии с законом (п. 1 ст. 26) авторский договор должен предусматривать способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок, на который передается право, и территорию, на которую распространяется действие этого права на указанный срок; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми.

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке передачи прав договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую распространяется действие этого права на указанный срок, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Республики Беларусь.

Объем прав и обязанностей сторон в договорах на использование готового произведения и договорах заказа на создание произведе­ния, его переработку или перевод будут различаться.

По авторскому договору обязанностью автора является создание и передача или только передача готового произведения в определенный договором срок. По требованию пользователя в договоре могут быть оговорены условия о доработке произведения по результатам его рассмотрения, об участии автора в подготовке произведения к использованию и др.

Пользователь обязан принять и в предусмотренный договором срок рассмотреть произведение, направить при необходимости на рецензирование или оценить самостоятельно, использовать его определенным способом, оговоренным в договоре, и выплатить автору вознаграждение за использование произведения.

Размер и порядок начисления авторского вознаграждения определяются договором. Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или в виде твердо зафиксированной суммы или иным образом. При этом ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, установленных Советом Министров Республики Беларусь (п. 3 ст. 26).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 452 от 8.05.1997 г. «Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства» минимальные ставки вознаграждения утверждены за: а) публичное исполнение произведений литературы и искусства; б) за воспроизведение произведений литературы и искусства в звуковой (механической) записи, в аудиовизуальных произведениях, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений во временное пользование (прокат); в) за воспроизве­дение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусст­ва. Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения за выполнение заказов на создание произведений литературы и искусства для публичного исполнения, за создание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, ставки авторского вознаграждения в кинематографии и др. Утвержден также порядок применения ставок.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.1997 г. № 452 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2008 № 321) Национальный центр интеллектуальной собственности осуществляет и охраняет на коллективной основе имущественные права авторов, иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, если их трудно осуществить в индивидуальном порядке.

Для этих целей Национальный центр интеллектуальной собственности:

заключает договоры с авторами и иными правообладателями, с зарубежными организациями, управляющими аналогичными правами, о взаимном представительстве интересов авторов и иных правообладателей, а также с лицами, использующими произведения;

осуществляет сбор, распределение и выплату вознаграждения для обладателей авторского права и смежных прав.

Все юридические и физические лица, осуществляющие использование объектов авторских и смежных прав, охраняемых законодательством, не имеющие прямых договоров с авторами или иными правообладателями, обязаны заключить с Национальным центром интеллектуальной собственности договор на право использования произведений или объектов смежных прав.

Нарушение обязательств по договору влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с договором автор обязан:

передать либо создать и в установленный срок передать произведение для использования обусловленным по договору способом. Готовое произведение обычно передается еще до заключения договора. По автор­скому договору заказа автор обязан создать произведение лично. Привлечение к работе над произведением других лиц возможно только с согласия другой стороны;

по требованию другой стороны внести в произведение необходимые изменения;

воздерживаться от передачи произведения или его части третьим лицам для использования указанным в договоре способом. Передать произведение или его часть третьим лицам автор может лишь с письменного согласия другой стороны, а также в случаях, прямо предусмотренных договором.

Отдельные договоры могут возлагать на автора дополнительные обязанности (например, читать один раз корректуру своего произведения).

К обязанностям пользователя относятся:

осуществить или начать использование произведения обусловленным по договору способом в установленный тем же договором срок. Такой обязанности нет у стороны, заключившей сценарный договор или договор художественного заказа. По этим договорам обязанности стороны исчерпываются принятием произведения и выплатой автору вознаграждения;

выплатить автору вознаграждение в размере, установленном соглашением сторон.

 

Коллективное управление имущественными правами

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 42) предусматривает, что «в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда их трудно практически осуществить в индивидуальном порядке, могут создаваться организации, осуществляющие и охраняющие права указанных лиц на коллективной основе».

Порядок создания и деятельность организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов, исполнителей, производителей фонограмм, организаций вещания законодательно не определены. Суть же системы коллективного управления заключается в том, что в рамках этой системы правообладатели уполномочивают организации по коллективному управлению осуществлять управление их правами.

.

РУПИС, как организация коллективного управления имущественными правами, осуществляет следующие функции:

заключает с авторами, наследниками, иными обладателями авторских и смежных прав договоры об управлении принадлежащими им имущественными правами;

заключает соглашения с зарубежными организациями коллективного управления имущественными правами о взаимном представлении интересов обладателей прав;

заключает с пользователями договоры об использовании объектов авторских и смежных прав;

собирает вознаграждение за использование произведений и объектов смежных прав;

распределяет и выплачивает собранное вознаграждение обладателям прав за вычетом комиссионных и иных отчислений, необходимых для покрытия расходов по коллективному управлению правами в соответствии с договорами о взаимном представлении интересов обладателей прав и обычной практикой организаций по коллективному управлению имущественными правами;

защищает права представляемых субъектов авторских и смежных прав в суде и других организациях всех форм собственности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №1. по учебной дисциплине: «Основы управления интеллектуальной собственностью» | Лекция №3. по учебной дисциплине: «Основы управления интеллектуальной собственностью»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.