Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. 1.Возникновение ислама




План:

1.Возникновение ислама.

2.Арабские завоевания на Северном Кавказе.

А.) Как и где возник ислам?

Ислам зародился на территории Аравийского полуострова в начале VII в. До этого времени большая часть арабов исповедовала язычество, поклонялась разнообразным божествам, камням, деревьям и т.д. На Аравийском полуострове в те времена были два государственных образования: княжество Гассанидов, вассалов Византии и княжество Лахмидов - союзников сасанидского Ирана. Социально-экономические процессы, связанные с ростом имущественного неравенства, классообразованием и появлением раннегосударственных политических формирований привели к потребности в монотеистической религии. Некоторые арабы приняли христианство, другие - иудаизм.

В 570 году в Мекке в роду Хашим племени Курайш родился Мухаммед. Когда ему исполнилось 6 лет, он, оставшись круглым сиротой, стал жить сначала в доме своего деда, после смерти которого мальчика приютил дядя. Когда Мухаммед вырос, он стал заниматься торговлей. В 600 году курайшиты решили реставрировать общеарабскую святыню Каабу. Мухаммед принял в этом активное участие. Дядя Мухаммеда Аби Талиб стал главой рода, и, из-за связанных с этим расходов (необходимо было кормить паломников в Мекку), испытывал серьезные материальные трудности, и Мухаммед взял на воспитание его младшего сына Али. Около 610 года Мухаммед произнес первые аяты (стихи) Корана. С этого времени он начал свою проповедь. Мухаммед призвал единоплеменников отказаться от многобожия и перейти к монотеизму, к вере Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея), и Исы (Иисуса), читать молитвы, раздавать милостыню нуждающимся и поститься, кормить сирот, быть справедливыми, не обвешивать при торговых сделках.

Мухаммед говорил, что Бог посылал пророков людям, чтобы наставить их на истинный путь. Первое время проповедь не нашла отклика в сердцах людей, новую веру - Ислам (от арабского корня, который означает мир, смирение) приняли лишь сам Мухаммед, жена его Хадиджа и двоюродный брат Али бен Аби Талиб (которому было тогда 9 лет). После к ним присоединился богатый купец Абу Бакр, и еще около 40 людей, ставших ближайшими сподвижниками Пророка. Однако в течение следующих лет количество мусульман росло, что вызвало недовольство мекканской знати, которая начала притеснения мусульман. В результате, в 621 году Мухаммад совершает хиджру (хиджра по-арабски означает переселение, связанное с разрывом связей человека с тем обществом, которое он покидает) в богатый оазис Ясриб, где ислам пустил глубокие корни имел большое влияние на местную общину. Ясриб в связи с этим стал называться Мадинат ун-Наби, т.е. город Пророка). В 630 году Мухаммед, став во главе своих приверженцев, занял Мекку. К этому времени значительная часть Аравии была под контролем мусульман. К 632 году - году смерти Пророка, ислам приняли практически все арабские племена.

После смерти Мухаммеда халифом (заместителем) Пророка был избран Абу Бакр. Абу Бакр умер через два года после избрания, однако, перед смертью назначил своим преемником Омара. Второй халиф Омар вел войну против Византии и отнял у нее Сирию, Палестину, Египет, часть Магриба (Северная Африка). Мусульмане нанесли тяжелые поражения сасанидской армии, (Сасаниды - династия, правившая в Иране примерно 500 лет) заняли столицу Сасанидского государства Ктесифон (около Багдада), а также провинции Ирак, Хузестан, Азербайджан, Армению, Мазендаран, т.е. большую часть Ирана.

Кроме военных достижений, Омар провел реформы и заложил основы государства, определил порядок налогообложения, установил законы. Политика Омара на покоренных территориях отличалась веротерпимостью. Например, Омар дал охранную грамоту христианам в Дамаске, которая гарантировала сохранность жизни, собственности и свободу. После смерти Омара халифом был избран Осман, важным достижением времени правления Османа является составление канонического текста Корана. До этого Коран хранился в памяти некоторых людей (хафизов), которые при жизни Мухаммеда выучили все аяты Корана наизусть. Но после того как в одной из битв погибло сразу 70 хафизов, по приказу Османа был создан Коран в письменном виде. При Османе в состав халифата вошли некоторые области Закавказья, Западного Афганистана и Магриб.

Осман был убит мятежниками вовремя бунта. После смерти Османа халифом был избран Али бен Аби Талиба. Он начал бороться с коррупцией, пытался сократить разрыв между благосостоянием богатых и бедных за счет справедливого распределения государственных доходов. В 660 году Али погиб от рук предателя. Первые четыре халифа стали известны как халифы праведного пути.

Б.) Какие положениями ислама являются базисными?

Основными требованиями нового религиозного учения стали следующие положения:

1. Вера в единого Бога (единый Бог по-арабски Аллах), сотворение мира, судный день, божественные откровения пророков. Некоторые пророки упомянуты в Коране (Адам, Ной, Моисей, Авраам), другие нет. Мухаммад - последний из пророков. Нельзя считать, что кто-то помогает Богу, нельзя бояться никого кроме Бога, нельзя поклоняться никому кроме Бога.

2. Важнейшая обязанность правоверных мусульман - ежедневная пятикратная молитва (намаз). Она совершается по строго установленному ритуалу, на арабском языке пять раз в день. По словам Али бен Аби Талиба, молитва помогает человеку избавиться от гордыни. Перед молитвой необходимо ритуальное омовение. Пророк говорил, что никто не может благодарить Бога, так как он того заслуживает, поэтому необходимо благодарить его так, как Бог установил, т.е. строго соблюдая ритуал намаза (намаз на фарси означает молитву). Намаз может пропускать человек по болезни или в случае опасности. Для путников и военнослужащих ритуал намаза упрощен. Существует особый вид - пятничная молитва, которую желательно проводить в мечети. Во время этой молитвы читается проповедь, объясняются насущные проблемы общества.

3. Уплата налогов (закят). Закят - налог в пользу бедных и другие налоги является инструментом перераспределения доходов. В некоторых исламских странах закят обязателен, он собирается государством. Он составляет примерно 2% от имущества. В других странах - это дело благочестия каждого. Кроме этого есть добровольное пожертвование в пользу бедных, которое рекомендуется раздавать тайно. Пожертвования рекомендуется делать в соответствии со своими материальными возможностями, чтобы не оставить собственную семью без средств к существованию.

4. Пост. По словам имама Али, пост в месяц рамадан - испытание искренности в вере. Запрещено есть и пить в светлое время месяца рамадан. Очевидно, что проконтролировать строгое соблюдение поста невозможно и соблюдение его остается на совести мусульманина. Пост разрешено переносить на другое время путникам и больным.

5. Хадж - ритуальное паломничество в город Мекка к священной Каабе. Оно обязательно для каждого, способного его совершить. Кааба рассматривается в исламе как камень из рая, посланный Богом Адаму. Внутри него можно было увидеть рай, но из-за грехов людей Бог сделал его черным. Адам построил вокруг Каабы храм. Во время потопа этот храм был разрушен, его восстановил Авраам с сыном. В доисламские времена арабы установили в Каабе множество идолов, которые были уничтожены Мухаммедом. Вопреки распространенному мнению хадж не является поклонением Каабе. По словам имама Али, хадж показывает величие ислама и единство всех мусульман.

В исламе существуют свои нормы права. В идеале права всех членов исламского общества в одинаковой степени защищены законом. Ограничения права женщины объясняется природными различиями между мужчиной и женщиной, а так же тем, что в исламской семье ответственность перед обществом несет мужчина. Исламское право – шариат защищает такие основные ценности как:

1. Вера. Преступления против веры считаются самыми тяжелыми.
2. Жизнь. Убийство одного человека приравнивается к убийству всех людей.

3. Разум. С охраной разума связан запрет на употребление спиртного и наркотиков.

4. Продолжение рода. Прелюбодейство считается преступлением против права супруга на продолжение рода.

5. Собственность. Собственность честных людей является священной.

 

В.) Каковы основные ветви ислама?

Большинство мусульман являются суннитами. Они признают святость сподвижников Пророка, принимают все хадисы о Пророке, дошедшие со стороны его сподвижников, считают первых четырех халифов халифами праведного пути. Основные различия между суннитами заключаются в способах решения юридических вопросов. Если данный случай (например, порядок развода или наследования) описан в Коране или Сунне (сборнике рассказов о поступках Пророка), то все мусульмане убеждены, что надо действовать в соответствии с Кораном и Сунной. Если он не описан, то существуют различные методы решения проблемы. У суннитов существуют религиозно-правовые школы (мазхабы): Маликитский мазхаб, Ханифитский мазхаб, Шафиитский мазхаб, Ханбалитский мазхаб.

Другая ветвь ислама – шиизм. Отличие шиитов от других мусульман состоит в том, что они не признают законности избрания первых трех халифов. Шииты признают лишь те хадисы, которые передаются со слов родственников пророка Мухаммада. Они считают Али ближайшим сподвижником пророка, наиболее сведущим человеком после пророка Мухаммада в делах веры. Али и его потомки являются имамами (от арабского корня означающего стоять впереди, имам употребляется в 2 смыслах: руководитель молитвы и руководитель общества), обладателями высшей власти, выразителями Божественной воли. Последний имам (имам Махди) считается сокрытым, он должен вернуться в Судный день. Для решения различных религиозных проблем у шиитов существует принцип мерджее таклид (образец для подражания). Человек выбирает осведомленного ученого в качестве мерджее таклид, и обращается к нему с вопросами (например, как я должен поступить в таком-то случае). Ученый должен быть совершеннолетним, умным, и справедливым, не обращающим внимания на блага этой жизни. Наиболее осведомленные ученые носят звание аятоллаха. Большинство шиитов признают 12 имамов из рода Али бен Абиталиба, первый из которых сам Али а двенадцатый Махди. Шиизм распространен в основном в Иране, Азербайджане, Туркмении, афганской провинции Герат, Восточной провинции Саудовской Аравии, частично в Сирии, Ливане и у курдов.

Исламским мистическим учением является суфизм. Он основан на передаче знаний от учителя к ученику, длительных размышлениях, поиске сокрытого. Известно, что один из суфиев, когда его спросили о суфизме, попросил у Бога смерти, чтобы избавится от необходимости отвечать на этот трудный вопрос.

 

Г.) Какую роль в региональной истории Юга России сыграло арабское вторжение?

В то время как в степях и предгорьях Северного Кавказа набирал силы Хазарский каганат, в регионе появился еще один важный фактор, во многом повлиявший на его историю. Им стало вторжение арабов. В середине VII века арабы начинают серию крупных завоевательных походов, в ходе которых было создано государство Арабский халифат.

Военные конфликты между Арабским халифатом и Хазарским каганатом в VII - VIII веках получили в истории название «Арабо-хазарские войны». В середине VII века Хазарский каганат подвергся нападению арабов, которые, подчинив страны Закавказья, развернули наступление на территорию Северного Кавказа. В 654 г. арабские войска захватили Дербент. В свою очередь, в 684 г. хазары совершили крупный поход в Закавказье. Они опустошили несколько областей, захватили добычу и пленных. Эти события положили начало продолжительным арабо-хазарским войнам. В 692 г. арабский правитель Армении вновь занял Дербент, чтобы обезопасить себя от хазарских вторжений. Но в 710 г. Дербент вновь захватили хазары. Дальнейшие события арабо-хазарской войны вплоть до 735 г. характеризуются взаимными набегами и грабежами территории противника и ожесточенной борьбой за Дербент.

Военные действия повлияли на изменение географии расселения оседлых жителей Хазарии. На север, в низовья Волги была перенесена столица каганата. Теперь ею стал город Итиль. В 735 г. поход арабского полководца Мервана увенчался значительным успехом - пленением на берегу Славянской реки (Дон) 20 тыс. семей "славян и других неверных" и подчинением Дагестана. Однако начавшиеся в халифате смуты способствовали возвращению основных областей Северного Кавказа под власть хазар, последний поход которых на Закавказье состоялся в 799 г. Основным итогом арабо-хазарских войн стали значительные изменения в экономике Хазарского каганата, усиление провинциальной знати и принятие иудаизма в качестве государственной религии.

Широкий размах получила арабская колонизация в Дагестане. Арабы подчинили в Дагестане лакцев, табасаранцев и другие народы, силой заставили их принять ислам. Нужно отметить, что арабские эмигранты в течение веков сохраняли свой язык и обычай, и их ассимиляция с местным населением происходит только в конце ХIX века.

Завоевывая территории, арабы оставляли нетронутыми социально-экономический и административный аппарат. Они заняли положение верхнего господствующего слоя, ставшего над местным феодальным обществом. Население платило подушную и поземельную подать. Как правило, местная знать в первую очередь принимала ислам, что в основном было обусловлено политическими соображениями. За ними исламизировалось местное население. После распада в IX веке Арабского халифата на его территории во главе власти оказались местные мусульманские династии.

Первая волна ислама дошла до Поволжья и закрепилась там достаточно основательно. Но для северокавказцев, за исключением некоторых дагестанских народностей, ислам не стал в это время главенствующей религией. Превращение ислама в господствующую религию растянулось на несколько веков. Если на первом этапе ислам распространялся арабами, то на следующем этапе его носителями стали турки-сельджуки и татаро-монголы. Затем сыграло свою роль нашествие среднеазиатских войск под руководством Тимура. В качестве миссионерских центров выступали и такие крупные населенные пункты Дагестана как Дербент, Хунзах и прочие места раннего укоренения арабской культуры на Северном Кавказе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.