Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №9




 

 

по учебной дисциплине: «УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ»

ТЕМА 7. КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

План лекции:

Введение.

1. Основные формы передачи прав на объекты интеллектуальной собственности. Договор уступки. Классификация договоров, их структура и содержание.

2. Лицензионный договор. Виды лицензий. Организация работ по продаже лицензий. Государственная регистрация договоров.

Литература:

1. Кудашов, В. И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие для вузов / В. И. Кудашов. - Мн.: БНТУ, 2004.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обладателю имущественных прав на объект интеллектуальной собственности принадлежит исключительное право правомерного использования этого объекта по своему усмотрению в любой форме и любым способом (п. 1 ст. 983 ГК). Обладатель исключительного права на ОИС может передать это право другому лицу полностью или частично, разрешить другому лицу использовать этот объект или распорядиться им иным образом (п. 2 ст. 983 ГК) например, посредством продажи лицензии. Торговля лицензиями в системе экономических взаимоотноше­ний возникла как одна из форм товарообмена и явилась производ­ной от системы привилегий, введенной правительствами различных государств для поощрения и защиты предпринимательской дея­тельности. Получив привилегию от правительства, промышленник в течение некоторого времени монополизировал рынок и получал повышенную норму прибыли, что облегчало его конкурентную борьбу и способствовало дальнейшему развитию производства. Од­нако такое положение в ряде случаев противоречило растущим по­требностям общества, выражаемым через повышенный спрос рын­ка на определенную продукцию. Возникла необходимость расши­рения производства, которое владелец привилегии, обладая ограни­ченными возможностями, был не в состоянии осуществить. Стре­мясь получить большой объем прибыли, он переуступал свои права другим производителям и за счет получаемого вознаграждения в определенной степени удовлетворял потребности рынка.

Наряду с предложением на рынке лицензий всегда существовал и спрос со стороны промышленников, стремившихся модернизиро­вать свое производство и укрепить позиции на рынке.

Торговля лицензиями развивалась между предприятиями и орга­низациями внутри отдельно взятой страны и в государственном масштабе, что явилось следствием расширения торгово-экономи­ческих отношений между государствами, а также возникновения и совершенствования мировой патентной системы.

Повышение роли науки и техники в современном производстве привело к тому, что экономические взаимоотношения на междуна­родных рынках все больше сводятся к обмену новейшими товарами и технологиями. Ни один производитель не может игнорировать новейшие достижения науки и техники и выпускать длительное время ту же продукцию традиционными способами. Только систе­матическое обновление номенклатуры, совершенствование техники и технологии, применение оригинальных материалов позволяют выдержать конкурентную борьбу.

Укрупнение масштабов научно-исследовательских работ подра­зумевает также соответствующее расширение контингента квали­фицированных кадров, наличие специального оборудования и при­боров, рост инвестиций. Далеко не каждая фирма имеет возмож­ность самостоятельно проводить прикладные и тем более фунда­ментальные исследования. Даже для крупнейших монополий па­раллельная разработка ряда направлений на должном уровне и в приемлемые сроки представляет значительные трудности.

Такое положение служит одной из объективных причин посто­янного роста объемов лицензионной торговли, которая является одной из наиболее выгодных торговых операций как для продавца (лицензиара), так и для покупателя (лицензиата). Для лицензиара торговля лицензиями позволяет получить дополнительную при­быль без капитальных вложений в организацию или расширение собственного производства, сократить сроки окупаемости за­трат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), внедриться на рынки, на кото­рые трудно или невозможно проникнуть с товарной продукцией (например, из-за высоких таможенных пошлин), осуществить при­вязку (в определенной степени) лицензиата к собственной научной базе, организовать экспорт машин, оборудования, полуфабрикатов и услуг, а также использовать научно-технический потенциал ли­цензиата для дальнейшего улучшения и модернизации объекта ли­цензии. Для лицензиата — это в первую очередь возможность при­менения новейших научно-технических разработок без проведения необходимых НИОКР, экономия капиталовложений в эту сферу и особенно сокращение времени выхода на рынок с новой конкурен­тоспособной продукцией или существенное снижение себестоимо­сти производства уже известной на рынке продукции

По мнению американских экономистов, лицензионные сделки особенно часто заключаются в тех случаях, когда без них потребо­вались бы большие капиталовложения в производственные мощно­сти (например, при производстве медикаментов и в других видах производства со сложной технологией).

Специфика торговли лицензиями состоит в том, что она вовлека­ет в товарообмен товар особого рода — научно-технические дости­жения и тем самым активно участвует в современном технологиче­ском обмене. Под технологическим обменом понимаются различ­ные формы распространения любых научно-технических знаний и производственного опыта

Лицензионная торговля широко используется во внутренних коммерческих операциях в качестве эффективного средства подъе­ма экономики и повышения конкурентоспособности собственных товаров на внешних рынках. По лицензионным договорам осущест­вляется передача прав и необходимого объема научно-технических знаний иностранным покупателям.

Веду­щие места по обороту лицензионной торговли занимают США (около 20 млрд. дол.), Япония (более 12 млрд. дол.), Великобрита­ния (примерно 7 млрд. долл.), Италия (около 7 млрд. дол.), Герма­ния (около 7 млрд. дол.), Франция (более 5 млрд. дол.).

 

1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПЕРЕДАЧИ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ДОГОВОР УСТУПКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОГОВОРОВ, ИХ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ.

 

Основной формой передачи имущественных прав в сфере интел­лектуальной собственности является договор. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 390 ГК).

Договор должен содержать предмет договора, фиксировать участ­ников договора, определять их права и обязанности, сроки действия, ответственность за нарушение условий договора, определяемых уча­стниками. В определенных случаях договоры (например, договоры об уступке прав, лицензионные договоры) подлежат регистрации.

Правовой формой использования ОИС заинтересованными ли­цами являются договоры об уступке прав, лицензионные договоры, авторские договоры.

Заключение договора об уступке прав означает полную передачу правообладателем всех имущественных прав другому лицу, которое становится владельцем этих прав со всеми вытекающими последст­виями. Происходит, таким образом, смена правообладателя.

Лицензионный договор представляет собой соглашение, по ко­торому одна сторона — владелец имущественных прав (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право (разрешение) на использование объекта интеллектуальной собственности на услови­ях, предусмотренных договором. При этом лицензиат принимает на себя обязательство вносить лицензиару предусмотренные догово­ром платежи.

Существуют и иные способы передачи прав на результаты интел­лектуальной деятельности, например, договоры подрядного типа, предметом которых является создание и передача объекта творче­ской деятельности заказчику (договоры на еще не созданные объекты интеллектуальной собственности, в том числе и авторские договоры). Особого внимания заслуживают договоры на выполнение инжи­ниринговых работ. Само понятие «инжиринг» означает выполнение на коммерческой основе услуг научно-технического, экономическо­го, финансового или иного характера.

Инжиниринг включает предоставление комплекса или отдель­ных видов услуг инженерно-технического характера: исследование, проектирование, строительство, разработка и освоение новых тех­нологических процессов, усовершенствование существующих на предприятии производственных процессов, поставка комплектного оборудования, техники, выполнение монтажных работ, освоение и организация производства новых изделий.

Одной из форм предоставления определенных прав, льгот и при­вилегий на договорной основе является франчайзинг (договор ком­плексной предпринимательской лицензии). В соответствии с Граж­данским кодексом Республики Беларусь по договору комплексной предпринимательской лицензии (договору франчайзинга) одна сто­рона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фир­менного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товар­ного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором, для предпринимательской деятельности пользователя (ст. 910 ГК).

Франчайзинг (англ. - право, привилегия) или более распростра­ненный термин «франшиза» (франц. - льгота, привилегия) является определенным типом организации бизнеса путем создания широкой сети однородных предприятий, имеющих единый товарный знак, одинаковые организационно-технологические условия, методы и формы продажи товаров и оказания услуг, единые требования к ка­честву товаров и их цене. Франшизу можно определить как дого­вор, по которому одно лицо, владелец франшизы (франчайзер), имеющий разработанную систему ведения определенной деятель­ности, разрешает другому лицу — пользователю франшизы (франчайзи) использовать эту систему согласно требованиям франчайзера за вознаграждение (компенсацию). Основой договора на франшизу является лицензия на пользование системой франшизы, включая право на использование товарного знака, знака обслуживания, фир­менного наименования, фирменной технологии, ноу-хау и других объектов исключительных прав, выданная владельцем франшизы.

На основании выполняемых функций эксперты ВОИС выделяют три типа франшизы: франшизы на переработку (производство), франшизы на услуги (сервис), франшизы на оптовую торговлю (распределение).

Законодательство Республики Беларусь, как отмечалось, рас­сматривает франшизу как договор комплексной предприниматель­ской лицензии. Договор такого типа представляет собой вид пред­принимательской сделки и является взаимообязывающим. Договор носит комплексный характер, поскольку его предметом является предоставление технологического комплекса и деловых услуг, обеспечивающих осуществление предпринимательской деятельно­сти, включая права на объекты интеллектуальной собственности, ноу-хау и другую информацию, необходимую для производства или продажи товаров и оказания услуг потребителям.

Таким образом, договор комплексной предпринимательской ли­цензии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полу­ченных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору комплексной предпринимательской ли­цензии могут быть организации и индивидуальные предпринимате­ли. Договор комплексной предпринимательской лицензии должен быть заключен в письменной форме.

Используемые в международной торговле лицензионные дого­воры имеют определенную структуру. Текст лицензионного дого­вора, как правило, включает следующие разделы:

Преамбула. В преамбуле (как минимум) должны быть отраже­ны полные наименования сторон договора и их юридические адре­са, намерения сторон. Преамбула заканчивается словами; «стороны договорились о нижеследующем».

Определение терминов, используемых в тексте. В этом разделе приводятся определения понятий, используемых в договоре, во избежание их двоякого толкования. Например, «продукция по ли­цензии», «технологический процесс», «специальная продукция», «территория», «патенты», «ноу-хау» и т.п.

Предмет договора. Здесь должны быть четко определены объект лицензии, вид лицензии (исключительная, неисключительная), территория, зоны экспорта, право продажи сублицензий и т.д.

 

Техническая документация. Раздел содержит сведения о сроках предоставления технической документации, языке, на котором она изготавливается, количестве экземпляров, требования к стандартам, которым она должна соответствовать.

Усовершенствования и улучшения. В этом разделе определяются взаимоотношения сторон лицензионного договора при создании новых технических решений, относящихся к продукции по лицензии, технологическому процессу или специальному оборудованию.

Гарантии и ответственность. Содержит патентно-правовые, технические и экономические гарантии, предоставленные лицензиаром, гарантии лицензиата и ответственность сторон за наруше­ние гарантий.

7. Техническая помощь в освоении продукции по лицензии. В
разделе определяются виды и объем технической помощи, связан­ной с освоением производства продукции по лицензии на предпри­ятиях лицензиата.

Платежи (расчеты сторон). Является основным разделом, предусматривающим финансовую часть лицензионного соглашения:
сумму вознаграждения, вид, порядок и сроки выплаты платежей.

Сборы и налоги. Раздел касается вопросов уплаты сборов и на­логов, связанных с заключением и выполнением лицензионного до­говора, обменом валюты и переводом платежей на счет лицензиара.

Информация и отчетность. В этом разделе устанавливается
обязанность и порядок предоставления лицензиатом информации об использовании лицензии за отчетный период, которая включает сводные бухгалтерские данные о произведенной, проданной или использованной продукции по лицензии, продажные цены.

Обеспечение конфиденциальности. Предусматриваются обя­зательства сохранять конфиденциальность полученных от партнера сведений, технической документации, знаний и опыта.

Защита передаваемых прав. В разделе оговаривается при­знание действительности прав лицензиара, вытекающих из патентов или других охранных документов, обязательства по принятию мер сторонами в случае противоправного использования защищенных охранными документами объектов промышленной собственности.

Реклама. Здесь предусматриваются обязательства лицензиата рекламировать за свой счет производимую продукцию для обеспечения ее максимальных продаж, указывать в рекламных материалах и на продукции, что она произведена по лицензии лицензиара.

Разрешение споров (арбитраж). Раздел регулирует порядок и условия разрешения всех могущих возникнуть споров.

Срок действия договора и условия его разрешения. В разделе приводятся срок действия, условия вступления договора в силу, порядок расторжения договора и последствия окончания срока действия или досрочного прекращения договора.

Прочие условия. В разделе определяется, право какой стороны соглашения будут использовать в отношениях партнеров по вопро­сам, которые не были урегулированы, возможность переуступки по­лученных по лицензионному договору прав, прочие условия.

Неотъемлемой частью лицензионного договора являются при­ложения, примерный перечень которых приведен ниже:

перечень патентов и патентных заявок;

перечень ноу-хау;

перечень технической документации;

перечень специального оборудования;

гарантированные технико-экономические показатели;

перечень покупных узлов, материалов и т.д.;

условия оказания технической помощи.

Текст лицензионного договора заканчивается указанием места со­вершения (подписания), даты, количества экземпляров и листов, язы­ка, на котором составлен текст, адресов мест регистрации партнеров.

 

2. ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР. ВИДЫ ЛИЦЕНЗИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПРОДАЖЕ ЛИЦЕНЗИЙ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРОВ.

В переводе с латинского «лицензия» (Hcentia) означает право, разрешение. Предоставление лицензий широко используется в мировой практике в качестве административной меры для регулирова­ния предпринимательской деятельности юридических и физических лиц. Лицензии такого рода основаны на монополии государства в определенных сферах деятельности и, как правило, выдаются компетентными государственными органами на осуществление опреде­ленного вида деятельности.

Под лицензией понимается предоставление прав на использо­вание изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, ноу-хау и других научно-технических достижений владельцем этих прав — лицензиаром другому заинтересованному лицу — лицензиату за обусловленное вознаграждение и на определенных условиях. Предоставление таких прав оформляется лицензионным договором.

Классификация ли­цензионных договоров:

По видам лицензий («чистые», сопутствующие, принудительные, открытые, сублицензии);

По предметам лицензий (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, топологии интегральных микросхем, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау, селекционные достижения);

По объему передаваемых прав (неисключительные (простые), исключительные, полные и уступка прав);

По правовой охране предметов лицензий (патентные, беспатентные);

По взаимоотношениям субъектов договора (между независимыми субъектами или межфирменные и внутрифирменные).

При простой (неисключительной) лицензии лицензиар, на согласованных условиях, предоставляет лицензиату право на изготовление и продажу определенной продукции, но в то же время такие же права оставляет и за собой. Это означает, что лицензиар может выдать несколько простых лицензий на одной и той же территории и, кроме того, сам может осуществлять все права по распоряжению объектом лицензии.

При исключительной лицензии предоставляется право моно­польного пользования объектом лицензии одному лицу на конкрет­ном рынке в объеме, определяемом условиями договора. Причем лицензиар не вправе использовать предмет лицензии на данной тер­ритории в течение указанного в договоре срока, а также предостав­лять лицензии другим лицам.

Полная лицензия дает лицензиату все права на использование объекта лицензии без ограничения территории и срока действия (на объекты промышленной собственности на весь срок действия патента).

Патентные лицензии, если передача прав осуществляется на запатентованные изобрете­ния, полезные модели, промышленные образцы, защищенные сви­детельствами товарные знаки и др. объекты промышленной собст­венности, и беспатентные, когда объектом лицензии являются не­запатентованные решения, ноу-хау, техническая документация и т.п. Лицензии можно предоставлять в рамках самостоятельного ли­цензионного договора, так называемые «чистые лицензии», в соста­ве других коммерческих сделок — «сопутствующие лицензии», на­пример, в составе договора на поставку комплектного оборудова­ния, выполнения инжиниринговых работ, строительства объектов. При согласии лицензиара лицензиат может предоставить право на использование объекта лицензии третьим лицам — сублицензию на условиях, которые должны быть оговорены в основном лицензион­ном договоре между лицензиаром и лицензиатом.

Лицензионный договор — это единственный юридический доку­мент, в котором регулируются права и обязанности лицензиара и ли­цензиата по заключаемой между ними торговой сделке или, как ее называют, сделке купли-продажи научно-технических достижений.

Отличительная особенность лицензионного договора от других видов внешнеторговых договоров заключается в том, что «товаром» такой сделки или по крайней мере существенным его элементом является нематериальный объект — право на использование патен­та, полученного лицензиаром в стране лицензиата, ноу-хау, других производственных знаний и опыта.

Срок действия лицензионного договора, как правило, значитель­но превышает сроки действия других внешнеторговых договоров. Если взаимоотношения покупателя и продавца в операции по про­даже-покупке материального товара заканчиваются в общем случае по истечении гарантийного срока на поставленный товар (т.е. около 1,5 лет), то в лицензионном соглашении эти взаимоотношения про­должаются значительно дольше — в среднем пять - семь лет.

Существенным отличием лицензионного договора от других ви­дов внешнеторговых договоров является то, что объект лицензии (точнее, один из его элементов — патентное право) в большинстве случаев не становится собственностью лицензиата, а передается ему во временное пользование на срок действия соглашения. Прак­тически это положение распространяется и на соглашение, объек­том которого является ноу-хау. Однако факт передачи лицензиату ноу-хау лишает последнее конфиденциальности и, следовательно, коммерческой ценности.

Договор регистрируется по месту регистрации правообладателя, а в случае, когда правооблада­телем является иностранное лицо, договор регистрируется по месту регистрации пользователя — белорусского резидента.

Если предметом договора является объект, охраняемый патент­ным законодательством, он подлежит регистрации в патентном ор­гане. При несоблюдении этого условия договор считается ничтож­ным (недействительным).

Организация работ по продаже лицензий

Изучение вопроса о возможности продажи лицензии начинается со стадии планирования прикладных исследований и разработок, когда определены уровень и тенденции развития технологии в кон­кретной области и проведен сопоставительный анализ имеющихся собственных и зарубежных достижений на всех этапах инноваци­онного цикла. Если в результате анализа выяснится, что планируе­мая разработка уступает лучшим отечественным или зарубежным аналогам или может подпасть под действие «чужого» патента, про­водятся исследования с целью нахождения таких технических ре­шений, которые повышают технический уровень или позволяют обойти запатентованные конкурентами решения.

Для продажи по лицензиям отбираются в первую очередь патен­туемые за границей разработки технологического характера, эффект которых в сфере производства создается за счет увеличения произво­дительности, повышения выхода готовой продукции, сокращения рас­ходов основных и вспомогательных материалов, замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми и доступными, упрощения технологической схемы производства, позволяющей высвободить оборудование, производственные площади, рабочую силу, экономить энергоресурсы, предотвратить загрязнение окружающей среды и т.п.

Оригинальные конструкторские разработки предлагаются для продажи по лицензии в случае, если экспорт готовой продукции не покрывает спроса внешнего рынка, при наличии надежной и все­сторонней патентной защиты, возможности определения факта ис­пользования собственных технических решений в разработках кон­курентов и, что особенно важно, наличии в изготовлении, наладке и эксплуатации элементов ноу-хау.

Важное значение имеет определение сроков выхода на рынок. Некоторые организации составляют сквозной план на каждую раз­работку, который постоянно корректируется, уточняется и дает возможность точно установить эти сроки. При такой постановке работы удается осуществлять активный контроль за уровнем разра­ботки на основе постоянно появляющейся информации о достиже­ниях конкурентов, изменений в патентной ситуации, улучшении технико-экономических характеристик, нахождении собственных решений в зависимости от хода разработки и освоения.

После того как в результате проведения исследований выявлены объекты лицензионной торговли, определен круг патентования и проведены необходимые мероприятия для обеспечения патентной охраны, осуществляется предварительная проработка лицензион­ных тем. Она включает:

выявление основных фирм, занимающихся производством и потенциально способных в короткие сроки и наиболее эффективно освоить предлагаемую лицензию;

изучение экономических, научно-технических связей этих фирм;

анализ торгово-экономических условий стран, где имеются потенциальные покупатели лицензии;

изучение традиционных торгово-экономических связей этих
стран;

разработку сравнительных таблиц технических характеристик отечественных и зарубежных аналогов;

изучение направлений и динамики патентования изобретений в данной области;

составление фирменных досье.

Выявление фирм — потенциальных покупателей лицензий — производится в первую очередь изучением патентов, получаемых ими в различных странах. Анализ патентов позволяет установить технический уровень разработок фирм, направление проводимых ими научно-исследовательских работ. Анализ данных за несколько лет позволяет получить необходимые сведения и даже спрогнози­ровать динамику и темпы проведения и производственного освое­ния результатов НИОКР.

Определение целесообразности проработки лицензионной темы на внешних рынках (после оценки уровня разработки) начинается с выбора предполагаемых рынков и потенциальных лицензиатов. Выбор рынков для продажи лицензий основывается на изучении информации о конъюнктуре мирового рынка, состоянии экономики и тенденциях ее развития в странах предполагаемой продажи ли­цензий, производственных возможностях фирм, коммерческой и финансовой деятельности, их позиций в международной и внутрен­ней торговле. Кроме того, необходимо иметь информацию о па­тентной политике и технико-экономическом уровне производства у предполагаемых лицензиатов, предложениях и спросе на рынках. Для того чтобы определить потребность рынка страны лицензиата в продукте, на производство которого предлагается лицензия, необ­ходимо изучить, как подобная продукция производится и продает­ся, объем ее продаж и цены, установить, имеется ли в стране лицен­зиата необходимое сырье или лицензиату придется его импортиро­вать, есть ли рабочая сила необходимой квалификации.

Данные о производстве и ценах в конкретной стране следует рас­сматривать за ряд лет, т.е. необходимо выяснить динамику измене­ния цен. Спрос на товар должен изучаться в данный момент, следует также спрогнозировать его изменения, выяснив, соответствует ли он национальным или географическим особенностям страны, историче­ски сложившимся обычаям, уровню жизни населения, состоянию экономики и т.п. При изучении рынков необходимо учитывать цик­личность развития экономики зарубежных стран, ибо спрос на новую передовую технологию повышается, как правило, на фазе оживления, когда происходит обновление основного капитала. Важно также зна­ние законодательных актов страны лицензиата, регулирующих тор­говлю лицензиями, и, в частности, системы налогообложения.

Изучение мирового рынка — только часть работы по подготовке продажи лицензии, и оно должно осуществляться взаимосвязано с изучением фирм-лицензиатов. В зарубежной практике выбору парт­нера в лицензионном соглашении придается особо важное значение. Тщательное изучение и выбор лицензиата до заключения соглаше­ния (под этим подразумевается изучение потребностей рынка, фи­нансовое положение фирмы и т.д.) — один из основных факторов, определяющих успех лицензионных операций. При выборе лицен­зиата необходимо учитывать также, каким спросом пользуется про­дукция, выпускаемая фирмой на рынок. Если спрос на нее падает, фирма будет заинтересована в обновлении номенклатуры или сни­жении себестоимости производства, но не за счет больших капита­ловложений, а максимального использования накопленного опыта. Однако лицензиат обычно соглашается на производство новой про­дукции тогда, когда объект лицензии доведен лицензиаром до ста­дии промышленного освоения.

Немаловажное значение имеет изучение технических возможно­стей лицензиата. Предпочтение обычно отдается функционирую­щим фирмам перед недавно созданными, крупным перед неболь­шими или малоизвестными. Но пренебрегать возможностями малых фирм все же не следует.

При организации любого вида нового производства продукции по лицензии новые технологические процессы дополняются слож­ным, иногда уникальным оборудованием, а в ряде случаев - и но­ны ми видами сырья. Поэтому, если не считать незначительных или простых с точки зрения возможности реализации технических ре­шений, можно утверждать, что применение нового, более эффек­тивного процесса почти всегда требует коренной или значительной перестройки производства у лицензиата, по существу строительства нового завода, цеха или реконструкции существующих.

Для определения технических возможностей лицензиата использу­ются различные специализированные международные конгрессы, сим­позиумы, тщательно изучаются техническая направленность и дина­мика патентования. Сведения подобного рода можно получить из спе­циальной технической и экономической литературы и отчетов фирм. При анализе информации целесообразно установить значение лицен­зий в деятельности фирмы, т.е. будет ли выпуск продукции по лицензии основной деятельностью фирмы или только ее составной частью.

Возможность фирмы сделать инвестиции в освоение закупаемой лицензии можно установить, исследовав финансово-экономическое положение фирмы, изучив бухгалтерскую отчетность в форме при­были, убытков, опубликованных в справочниках, проспектах и газе­тах. Но поскольку данные о прибыли по отдельным видам произ­водства обычно не приводятся, целесообразно сопоставить финан­совые показатели с данными об объемах и динамике продаж, а так­же с направленностью патентования разработок фирмы.

Одним из условий успешного завершения коммерческой прора­ботки темы является демонстрация объекта лицензии в производст­венных условиях специалистам иностранных фирм. От этого зави­сит позиция лицензиара в последующих коммерческих переговорах, т.к. именно во время демонстрации представители потенциального лицензиата могут убедиться в степени промышленного освоения лицензии, ознакомиться с применяемым оборудованием, организа­цией производства, технико-экономическими параметрами, харак­теризующими преимущество предлагаемого объекта, и т.п.

Демонстрация объекта лицензии в большинстве случаев пресле­дует две цели: показать процесс производства объекта и/или проде­монстрировать его в эксплуатации, чтобы лицензиат имел возмож­ность судить о технической и экономической целесообразности при­обретения лицензии. В зависимости от объекта лицензии характер демонстрации может быть различным. Например, если объектом яв­ляется технология производства изделий, то обязательна демонстра­ция процесса. При этом лицензиат получает полное представление о характере производства, применяемом оборудовании, межопераци­онных связях и переходах, численности и квалификации рабочей си­лы, требованиях к помещению и т. д. Могут быть также показаны и готовые изделия, сняты их характеристики, продемонстрированы области применения. Почти аналогично демонстрируется новая кон­струкция, но акценты уже делаются на другие моменты, в частности применение особого материала, специальной оснастки, оригинально­го метода обработки. Иногда демонстрация процесса производства может оказаться ненужной, например, если объектом лицензии явля­ется прибор, изготавливаемый методами обычной сборки. В данном случае более интересным будет показ его возможностей и сфер при­менения, точности, быстродействия и других эксплутационных ха­рактеристик. Любая демонстрация, проводимая до подписания со­глашения, должна быть организована таким образом, чтобы не до­пустить преждевременного раскрытия ноу-хау.

В соответствии с законом «О предприятиях в Республике Бела­русь» и аналогичными законами независимых государств предпри­ятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономиче­скую деятельность, в том числе и в области лицензионной торговли. Это дает определенные преимущества, однако требует знания тех­нологии лицензионной торговли, конъюнктуры и ценообразования на рынке, выполнения всего объема работ, начиная от поиска парт­нера вплоть до выполнения условий конкретного лицензионного соглашения и т.д. Главное, что необходимо положить в основу ус­пешной продажи лицензий, — это обеспечение конкурентоспособ­ности предлагаемого объекта лицензионного соглашения на миро­вом, региональном и другом конкретном рынке.

Еще одним непременным требованием, предъявляемым к лицен­зионной тематике, является патентная чистота объекта лицензии.

Если под действие патента в стране лицензиата подпадают от­дельные конструктивные или технические решения, то это лишает объект в целом патентной чистоты в отношении данной страны и лицензиар обязан предпринять необходимые меры, позволяющие избежать претензий третьих лиц. Почти всегда в лицензионных со­глашениях предусматривается гарантия лицензиара в отношении таких претензий, он же обязан улаживать возникший конфликт. Лицензиат в лучшем случае будет оказывать определенную по­мощь, в основном процессуального характера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.