Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №11. По учебной дисциплине: «основы управления интеллектуальной собственностью»

 

по учебной дисциплине: «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ»

Тема 9. Государственное управление интеллектуальной собственностью

 

План лекции:

 

Введение.

1. Система государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь. Патентное ведомство. Патентные службы. Патентные поверенные. Патентные пошлины. Зарубежное патентование.

2. Международное сотрудничество Республики Беларусь в области интеллектуальной собственности (многосторонние договоры в рамках ВОИС, многосторонние договоры в рамках Содружества независимых государств, двусторонние межправительственные договоры, двусторонние межведомственные договоры, двусторонние договоры межведомственного характера по обмену документацией (информацией) в области охраны интеллектуальной собственности).

3. Государственное стимулирование организаций и предприятий, создающих и использующих объекты интеллектуальной собственности. Стимулирование авторов и лиц, содействующих созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности, созданных в порядке выполнения служебного задания.

Литература:

1. Кудашов, В. И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие для вузов /В.И. Кудашов. - Мн.: БНТУ, 2004.

 

ВВЕДЕНИЕ.

В результате распада бывшего СССР Республика Беларусь стала независимым государством. Поэтому возникла необходимость в создании национальной системы охраны интеллектуальной собственности и органа управления, проводящего государственную политику и руководство в этой области.

Решением правительства в 1992 г. было создано Государственное патентное ведомство при Совете Министров Республики Беларусь, которое в 1997 г. Указом Президента Республики Беларусь преобра­зовано в Государственный патентный комитет (Белгоспатент).

Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный патентный комитет Республики Беларусь преобразован в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» и введен в структуру Государственного комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь. Национальному центру интеллектуальной собственности переданы функции Комитета по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь.

 

1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПАТЕНТНОЕ ВЕДОМСТВО. ПАТЕНТНЫЕ СЛУЖБЫ. ПАТЕНТНЫЕ ПОВЕРЕННЫЕ. ПАТЕНТНЫЕ ПОШЛИНЫ. ЗАРУБЕЖНОЕ ПАТЕНТОВАНИЕ.

Для проведения в жизнь и совершенствования правовых норм в республике созданы специальные структуры:

Национальный центр интеллектуальной собственности при Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь,

Судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь.

Функционирующая сегодня в Республике Беларусь структура управления интеллектуальной собственности представлена на рис. 1.

Национальный центр интеллектуальной собственности (далее – Центр) обеспечивает охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, осуществляет функции патентного органа, установленные законодательными актами Республики Беларусь, а также реализует государственную политику в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав.

Основными задачами Центра в соответствии с его Уставом являются:

разработка и осуществление мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области охраны прав промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

разработка проектов нормативных правовых актов в области охраны прав промышленной собственности, авторского права и смежных прав, анализ и обобщение практики действующего в этой об­ласти законодательства;

осуществление международного сотрудничества в области охра­ны прав промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

оформление прав на объекты промышленной собственности;

организация информационной и издательской деятельности в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности;

комплектация, обработка и пополнение патентного фонда для целей экспертизы;

методическое обеспечение оценки и учета объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов;

организация работы по патентованию объектов промышленной собственности за рубежом;

обеспечение охраны в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь имущественных прав авторов, их правопреемников и иных обладателей авторского права и смежных прав на основании заключенных договоров;

оказание содействия в пределах своих полномочий деятельности творческих союзов;

содействие становлению в Республике Беларусь организаций по осуществлению и охране на коллективной основе имущественных прав авторов, их правопреемников и иных обладателей авторского права и смежных прав.

Центр для реализации возложенных на него задач:

готовит для внесения в установленном порядке предложения по совершенствованию актов законодательства в области права про­мышленной собственности, авторского права и смежных прав, а также предложения по вопросам участия Республики Беларусь в международных договорах и международных организациях в об­ласти права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

организует международное сотрудничество и обеспечивает вы­полнение международных обязательств в области права промыш­ленной собственности, авторского права и смежных прав, в установленном порядке представляет Республику Беларусь во Всемир­ной организации интеллектуальной собственности и других специализированных международных организациях;

обеспечивает организацию и проведение научно-исследовательских и других работ в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

организует и проводит республиканские и международные семинары, конференции, совещания, выставки и другие аналогичные мероприятия в области права промышленной собственности, автор­ского права и смежных прав;

оказывает методическую и правовую помощь в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

оказывает на возмездной основе услуги в области права про­мышленной собственности, авторского права и смежных прав;

организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав.

Как патентный орган Центр осуществляет следующие функции: устанавливает требования к документам, относящимся к оформлению правовой охраны объектов промышленной собственности и деятельности патентных поверенных;

принимает, регистрирует и рассматривает заявки на выдачу патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, заявки на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, а также на другие объекты в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

проводит экспертизу заявок на выдачу охранных документов, выдает от имени Республики Беларусь охранные документы, ведет государственные реестры объектов промышленной собственности; обеспечивает издание официальных бюллетеней о зарегистрированных заявках и выданных охранных документах на объекты промышленной собственности, а также нормативно-методических и иных информационных материалов по охраняемым объектам промышленной собственности;

организует в установленном порядке рассмотрение возражений, жалоб и заявлений в Апелляционном совете по вопросам, относя­щимся к его компетенции;

регистрирует договоры о передаче прав на объекты промышлен­ной собственности, лицензионные договоры о передаче прав на использование объектов промышленной собственности и другие до­говоры в пределах своей компетенции;

осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных.

Центр разрабатывает правила составления и подачи заявок па объекты промышленной собственности, порядок их рассмотрения; правила подачи жалоб, возражений и их рассмотрения Апелляционным советом, которые обязательны для всех заявителей.

Созданная в Республике Беларусь структура управления, законодательная и нормативно-методическая база обеспечивают охрану прав интеллектуальной собственности. Особое место при этом занимает охрана и реализация прав на объекты промышленной собственности, по которым Национальный центр интеллектуальной собственности от имени государства выдает охранные документы (патенты, свидетельства). Количество подаваемых в Центр заявок от национальных и зарубежных заявителей, регистрируемых охранных документов, используемых объектов промышленной собствен­ности в различных отраслях экономики имеет тенденцию роста.

Для обеспечения взаимодействия министерств, других органов государственного управления, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области ин­теллектуальной собственности постановлением Совета Министров РБ создана Комиссия по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере ин­теллектуальной собственности при Совете Министров РБ, которая является постоянно действующим, координирующим органом.

В инфраструктуру национальной системы охраны объектов ин­теллектуальной собственности входит Белорусское авторское общество, на которое возложены функции управления на кол­лективной основе имущественными правами авторов произведений науки, литературы и искусства или их правопреемников, а также содействие авторам или их правопреемникам в передаче прав на использование произведений.

Важное место в инфраструктуре национальной системы охраны объектов интеллектуальной собственности принадлежит Республиканской научно-технической библиотеке (РНТБ). РНТБ выполняет функции центрального хранилища информации для ознакомления общественности с патентами на изобретения, полезными моделями, промышленными образцами и товарными знаками. Государственный патентный фонд, функционирующий в составе РНТБ, является единственным в республике центром, который располагает полным фондом патентной документации. Деятельность фонда по обеспечению потребителей патентной информацией включает:

— формирование (комплектование, учет, обработку и организацию
патентного фонда, состоящего из источников патентной информации и литературы по вопросам изобретательства, патентного делa и патентной информации;

— формирование средств патентного поиска в виде классификационных материалов по всем объектам промышленной собственности справочно-поискового аппарата (СПА);

— организацию системы обслуживания, обеспечивающей доступ
к использованию как источников информации, так и сведений правового характера, обусловленных действием патентного законодательства, их изменений, происходящих в процессе делопроизводства, по заявкам на объекты промышленной собственности;

— предоставление информационных продуктов и услуг.

Патентные службы и патентные поверенные

В целях организации работы по правовой охране промышленной собственности, соблюдения норм законодательства в этой области, введения эффективной инновационной и коммерческой политики предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Беларусь создаются патентные подразделения.

В соответствии с приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 4 ноября 2004 г. № 44 «О совершенствовании работы по созданию и использованию объектов промышленной собственности и рационализаторских предложений в Вооруженных Силах Республики Беларусь» на патентное подразделение возлагаются следующие задачи:

выявление объектов промышленной собственности и обеспечение их правовой охраны в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь;

содействие использованию объектов промышленной собственности в научной и хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, а также в интересах обороны и безопасности государства;

стимулирование создания и использования объектов промышленной собственности, охрана прав и интересов авторов;

содействие разработке вооружения, военной и специальной техники, а также технологий на высоком научно-техническом уровне.

В связи с созданием патентных законов в РБ появилась необходимость в подготовке и аттестации патентных поверенных основная функция которых - оказание физическим и юридическим лицам РБ и зарубежных государств услуг по правовой охране объектов промышленной собственности.

В соответствии с Положением о патентных поверенных Республики Беларусь, утвержденным постановлением правительства, в качестве патентного поверенного может быть аттестован и зарегистрирован гражданин Республики Беларусь, который:

имеет постоянное местожительство в Республике Беларусь, высшее образование в области технических, естественных или юридических наук, не менее чем трехлетний стаж практической работы в области охраны промышленной собственности, непосредственно связанной с оформлением или рассмотрением заявок на получение охранных документов на объекты промышленной собственности и поддержание их в силе, а также с защитой полученных на них прав;

обладает знанием законодательных и иных нормативных актов Республики Беларусь, международных договоров, необходимых для осуществления деятельности по защите прав на объекты промыш­ленной собственности, и соответствующими навыками их практического применения, подтвержденными результатами квалификационного экзамена.

Патентный поверенный оказывает физическим и юридическим лицам Республики Беларусь и зарубежных государств (в дальнейшем — доверители) следующие услуги:

дает консультации по вопросам правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, сортов растений, топологий интегральных микросхем и других объектов промышленной собственности;

выполняет поручения доверителей и оказывает практическую помощь в оформлении заявок на получение охранных документов на объекты промышленной собственности;

дает консультации и представляет доверителей при реализации права распоряжения охраняемыми объектами промышленной собственности, в том числе при заключении лицензионных договоров, а также при передаче неохраняемых технических достижений;

представляет доверителей в Национальном центре интеллектуальной собственности, судах и других органах, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов;

дает консультации по вопросам оспаривания охранных документов на объекты промышленной собственности, выданных третьим лицам;

осуществляет другие виды консультационной деятельности, не противоречащие действующему законодательству, а также представительство в области промышленной собственности. Отношения между патентными поверенными и доверителем регламентируются договором поручения (доверенностью), оформленным в соответствии с законодательством.

Профессиональная деятельность патентного поверенного заключается в обеспечении полноценной охраны и эффективной реализации прав на объекты промышленной собственности и отдельные объекты авторского права. Как показывает мировая практика, привлекать патентного поверенного к ведению дел по заявкам на изобретения и полезные модели целесообразно уже на стадии их выявления по материалам решения технической проблемы.

Патентный поверенный несет ответственность за правильное оформление и комплектность материалов заявки, следит за свое­временной уплатой пошлин и соблюдением сроков ответов на запросы или решения экспертизы. Особенно важно участие патентно­го поверенного при обсуждении и внесении изменений в формулу изобретения и полезной модели. Законом «О патентах на изобретения, полезные модели и промышленные образцы» (ст. 17) преду­смотрена возможность внесения исправлений и уточнений в мате риалы заявки на изобретение, не изменяющие сущности заявленного решения, до принятия патентным органом решения о выдаче или об отказе в выдаче патента. По заявкам на полезные модели и про­мышленные образцы заявитель может вносить исправления и уточ­нения в течение двух месяцев с даты подачи заявки.

Не случайно во всех странах мира для регистрации и коммерче­ского использования знаков привлекают патентных поверенных, полагаясь на их высокую квалификацию и умение находить оптимальные решения с позиции интересов своих клиентов.

Зарубежное патентование

Патентование изобретений и других объектов промышленной собственности в зарубежных странах является непременным условием успешного продвижения на рынки товаров и услуг. Одной из основных целей патентования за границей является обеспечение правовой охраны объектов промышленной собственности при поставке продукции на экспорт. Патентование необходимо,

во-первых, для закрепления рынка за своими товарами и обеспечения беспрепятственной поставки в течение длительного срока;

во-вторых, для предотвращения копирования новых технических
решений и появления конкурентов;

в-третьих, для получения более высокой прибыли, учитывая большую ценность запатентованных решений.

Особенно актуально патентование объектов промышленной собственности при поставках комплектного оборудования и передаче технической документации по контрактам с зарубежными фирмами, а также при выполнении программ международного научно-технического сотрудничества.

Другая основная цель патентования за границей — продажа лицензий иностранным фирмам на право использования созданных объектов промышленной собственности (по некоторым данным цена патентной лицензии на 20–30% выше беспатентной). При патентовании надо учитывать существование в мире явочной (Бельгия, Италия, Испания, Греция, в ряде стран Африки, Латинской Америки) и проверочной (США, Швеция, Россия, Индия и др.) систем выдачи патентов. Модификация проверочной системы– отсроченная, когда экспертиза по существу проводится по ходатайству заявителя, которое может быть подано в течение нескольких лет (РБ–3 года, ФРГ, Нидерланды –7 лет, Австрия, Япония –5 лет). Существует промежуточная система при которой полная экспертиза не проводится, но отклонение заявки возможно и по материалам проверки лицами, оспаривающими правомочность заявки (Египет, Тунис, Ливия и др.). Бывает сочетание 2-х систем как в Швейцарии: проверочная – для часов, явочная – для всего остального.

Возможно получение:

европатента (европейская патентная конвенция, 24 государства на 2003 год. Заявка подается в европейское патентное ведомство, на 1 из 3-х языков (англ., нем., франц.), но права по патенту регламентируются нац. патентными законами;

евразийский патент (9 стран СНГ: Туркмения, Таджикистан, Беларусь, РФ, Азербайджан, Армения, Молдова, Казахстан, Киргизия);

патента по процедуре установленной Договором о патентной кооперации (123 страны, предусматривает подачу международной заявки в национальное патентное ведомство, с указанием стран, где испрашивается патент).

ПСМ РБ от 26.03.2003 г. №403 «О мерах по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности» создана Комиссия для рассмотрения возможности государственной поддержки зарубежного патентования.

Патентные пошлины

Положением о пошлинах и сборах, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь, за патентование одного изобретения, включая подачу заявки, проведение патентного поиска и экспертизы, регистрацию в Государственном реестре и выдачу патента взи­мается 4,5 базовой ставки, а за поддержание патента в силе от 0,5 базовой ставки за первый год действия патента и с увеличением, по мере приближения к концу срока действия патента, до 4,0 базовых ставок. За подачу заявки на регистрацию товарного знака, проведение экспертизы заявленного обозначения, регистрацию знака в Госреестре, публикацию и выдачу свидетельства взимается 4,0 базовых ставки. За аттестацию кандидатов в патентные поверенные взимается сбор в размере 6,0 базовых ставок.

Пошлины установлены по всем объектам промышленной собственности, охраняемым на территории Республики Беларусь. При этом национальными заявителями пошлины уплачиваются в белорусских рублях, заявителями стран СНГ, с которыми имеются двухсторонние межправительственные соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Россия, Украина)— в белорусских рублях или свободно конвертируемой валюте в размерах, установленных для белорусских заявителей.

В Российской Федерации получение патента на изобретение обходится минимум 2700 руб. на полезную модель -— 1500 руб., на промышленный образец — 2100 руб., получение свидетельства на товарный знак — в 18500 руб.

В США получение патента на изобретение обходится в 6,5 тыс. дол.

 

2. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (МНОГОСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ В РАМКАХ ВОИС, МНОГОСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, ДВУСТОРОННИЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЫ, ДВУСТОРОННИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЫ, ДВУСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ПО ОБМЕНУ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ (ИНФОРМАЦИЕЙ) В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ).

 

Международные акты в области интеллектуальной собственности

 

 

п/п Название Международно-го акта Место и дата принятия акта. Число присо­единившихся государств Дата вступления договора в силу для
            Республики Беларусь Российской Федерации
         
Соглашения по общим вопросам интеллектуальной собственности
1. Конвенция, учреж­дающая Всемирную организацию интел­лектуальной собствен­ности Стокгольм 14.07.1967 г. 180 на 02.03.2004 г. 26.04.1970 26.04.1970
2. Соглашение по тор­говым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС) Марракеш 15.04.1994 г. 04.12.1997  
Соглашения в области промышленной собственности
Соглашения по патентам
3. Парижская конвенция по охране промыш­ленной собственности   Париж 20.03.1883 г. 168 на 22.04.2004 г. 25.12.1991 01.07.1965
4. Международная кон­венция по охране новых сортов растений (Конвенция TJPOV)   Париж 02.12.1961г. 54 на 15.01.2004 г. 05.01.2003 24.04.1998
5. Договор о патентной кооперации (РСТ)   Вашингтон 19.06.1970 г. 123 на 15 01.2004 г 25.12.1991 29.03.1978
6. Страсбургское согла­шение о Междуна­родной патентной классификации Страсбург 24.03.1971г. 54 на 15.01 2004 г. 12.03.1999 03.10.1976
         
7. Будапештский договор о международном признании депониро­вания микроорганиз­мов для целей па­тентной процедуры Будапешт 28.04.1977 59 на 23.02.2004 г. 19.10.2001 22.04.1981
8. Договор о патентном праве (PLT) Женева 01.06.2000 г. 54 на 16.03.2004 г.   02.06.2000
Соглашения по товарным знакам  
9. Мадридское соглаше­ние о пресечении ложных или вводя­щих в заблуждение указаний происхож­дения на товарах Мадрид 14.04.1891 г. 34 на 18.03.2004 г.    
10, Мадридское соглаше­ние о международной регистрации знаков (Мадридское согла­шение) Мадрид 14.04.1891 г. 55 на 31.03.2004 г. 25.12.1991 01.07.1976
11. Ниццкое соглашение о международной классификации това­ров и услуг для регистрации знаков Ницца 15.06.1957 г. 72 на 15.01.2004 г. 12.06.1998 26.07.1971
12. Лиссабонское согла­шение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации   Лиссабон 31.10.1958 г. 20 на 15.01.2004 г.    
13. Венское соглашение об учреждении международной клас­сификации изобрази­тельных элементов знаков Вена 12.06.1973 г. 19 на 15.01.2004 г.    
14. Найробский договор об охране олимпий­ского символа Найроби 26.09 1981 г. 41 на 15.01.2004 г. 25 12 1991 17.04.1986
  Протокол к Мадрид­скому соглашению о международной регистрации знаков (Мадридский протокол) Мадрид 28.06.1989 г. 64 на 31.03.2004 г. 18.01.2002 10.06.1997
16. Договор о законах по товарным знакам (TLT) Женева 27.10.1994 г. 31 на 15.01.2004 г.   11.05.1998
Соглашения по промышленным образцам
17. Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов Гаага 06.11.1925 г. 30 на 31.03.2004 г.   24.04.1998
18. Локарнское соглаше­ние об учреждении Международной клас­сификации промыш­ленных образцов Локарно 08.10.1968 г. 44 на 23.03.2004 г. 24.07.1998 15.12.1972
         
19. Женевский акт Гаагского соглашения о международном депонировании промышленных образцов Женева 02.06.1999 г. 14 на 31.03.2004 г.    
Соглашения по интегральным схемам
20. Вашингтонский дого­вор об интеллекту­альной собственности в отношении инте­гральных схем Вашингтон 26.05.1989 г. 8 на 11.03.2001г.    
Соглашения в области авторского права и смежных прав
21. Бернская конвенция об охране литератур­ных и художественных произведений Берн 09.09.1886 г. 154 на 23.03.2004 г. 12.12.1997 13.03.1995
22. Всемирная конвенция об авторском праве (редакция 1952 года) Женева 06.09 1952 г. 97 на 01.01.1999 г. 27.05.1973 09.03 1995
23. Международная кон- венция об охране прав исполнителей, изготовителей фоно- грамм и вещательных организаций (Рим- ская конвенция) Рим 26.10.1961г. 77 на 04.03.2004 г. 27.05.2Р03 26.05.2003
24. Конвенция об охране интересов производи- телей фонограмм от незаконного воспро- изводства их фоно- грамм (Женевская конвенция) Женева 29.10.1971г. 73 на 26.04.2004 г. 17.04.2003 13.03.1995
25. Брюссельская кон- венция о распростра- нении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Конвенция по спутникам) Брюссель 21.05.1974 г. 24 на 15.01.2004 г.   20.01.1989
26. Договор о междуна- родной регистрации аудиовизуальных произведений (FRT) Женева 18.04.1989 г. 13 на 15.07.2002 г.    
27. Договор ВОИС по ав- торскому праву (ДАП) Женева 20.12.1996 г. 46 на 24.03.2004 г. 06.03.2002  
28. Договор ВОИС по ис- полнениям и фоно- граммам (ДИФ) Женева 20.12.1996 г. 43 на 24.02.2004 г. 20.05.2002  
                         

Двусторонние соглашения: РБ–РФ, РБ–Украина, многосторонние– согласно евразийской конвенции (9 стран СНГ)

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ, СОЗДАЮЩИХ И ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. СТИМУЛИРОВАНИЕ АВТОРОВ И ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, СОЗДАННЫХ В ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО ЗАДАНИЯ.

Экономическое стимулирование организаций и предприятий, создающих и использующих объекты промышленной собственности, и других правообладателей этих объектов является важным элементом, воздействующим на инновационную восприимчивость и способствующим переходу на преимущественно инновационный путь развития.

Основным источником стимулирования предприятий и организаций является чистая прибыль, уровень которой во многом зависит от действующей системы налогообложения. Законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» (ст. 5) предусмотрено уменьшение налога на сумму прибыли, фактически использованную на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, в процессе которых в основном и создаются изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другие объекты интеллектуальной собственности. При этом сумма льготируемой прибыли может достигать 50% балансовой прибыли.

Для субъектов хозяйствования, включенных в перечень высокотехнологических предприятий тем же законом (ст. 4), предусмотрена льгота в виде предоставления Совету Министров Республики Беларусь права снижать (но не более чем в 2 раза) ставку налога на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг).

Основными критериями оценки высокотехнологичных предприятий, утвержденными Министерством экономики и Государствен­ным комитетом по науке и технологиям, являются:

для оценки технологий — новизна, технический уровень и преимущества по сравнению с аналогами;

для оценки продукции — технический уровень по сравнению с аналогами и патентная защищенность продукции.

Высокие показатели по этим критериям могут обеспечить изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Налоговые льготы предусмотрены для малых и средних предприятий. Так, прибыль предприятий промышленности численностью работающих до 200 чел., сферы науки и научного обслуживания численностью до 100 чел., строительства и других отраслей производственной сферы, общественного питания и бытового обслуживания

численностью до 50 чел. облагается налогом по ставке 15%, что значительно ниже налоговых изъятий для других предприятий.

По ставке 15% облагаются лицензионные вознаграждения и роялти, полученные в качестве вознаграждения за использование или предоставление права использования объектов интеллектуальной собственности иностранными юридическими лицами, получающи­ми доходы из источников в Республике Беларусь и не осуществ­ляющими свою деятельность через постоянное представительство.

Государственная система стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности, созданных в порядке выполнения служебного задания, принятая в Республике Беларусь, включает:

вознаграждение авторам (соавторам) за создание объектов промышленной собственности;

вознаграждение авторам (соавторам) за использование объектов промышленной собственности;

вознаграждение лицам, содействующим созданию и использованию объектов промышленной собственности.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.1998 г. № 368 утверждено Положение о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г. № 1684 в Положение внесены изменения и дополнения.

В соответствии с Положением автору (соавторам) объекта про­мышленной собственности выплачивается единовременное возна­граждение за создание и вознаграждение за использование объекта промышленной собственности.

Единовременное вознаграждение за создание объекта промышленной собственности выплачивается патентообладателем в размере не менее 10 минимальных заработных плат за один объект в трехмесячный срок после выдачи патента.

Вознаграждение за использование объекта промышленной собственности выплачивается при условии факта использования в трехмесячный срок с даты подписания акта об использовании объекта промышленной собственности и при последующем использовании в трехмесячный срок после окончания каждого года, в котором был использован объект промышленной собственности.

Вознаграждение за использование служебного объекта промышленной собственности выплачивается на основании договора с нанимателем, получившим патент, или его правопреемником в размере не менее 10% от прибыли, остающейся после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, ежегодно получаемой патентообладателем от его использования, а также поступлений, приходящихся на данный объект промышленной собственности от заключенных лицензионных соглашений.

Вознаграждение за использование объекта промышленной собственности, полезный эффект от которого не выражен в прибыли, выплачивается автору (соавторам) за каждый год использования в размере не менее 15 базовых величин.

Вознаграждение лицам, содействующим созданию и использованию объекта промышленной собственности, выплачивается в следующих размерах:

за содействие созданию объекта промышленной собственности — не менее 4 базовых величин для лиц, содействующих созданию одного объекта;

за содействие использованию объекта промышленной собственности — не менее 3% от прибыли, остающейся после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, за первые три года использования объекта промышлен­ной собственности (в том числе от продажи лицензии на данный объект), считая начало исчисления трехгодичного срока с 1 января года, следующего за годом начала использования объекта промыш­ленной собственности, или не менее 10 базовых величин за каждый объект промышленной собственности, полезный эффект от которо­го не выражен в прибыли.

К числу содействующих созданию и использованию объекта промышленной собственности относятся лица, участвующие в разработке, выявлении и правовой защите объектов промышленной собственности; в осуществлении мер по использованию объекта промышленной собственности и заключению лицензионных соглашений.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №10 | Синдром Шерешевского-Тернера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.