КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архитектура периода электики и модерна
СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА Лекция 16 Новые задачи пришлось решать архитекторам на рубеже XIX и XX вв. успешно справиться с возникшими проблемами возможно было только опираясь на новые средства строительной техники и применяя новые материалы. Стремление к необычным формам в архитектуре часто приводило к заимствованию их из разнохарактерных источников. Назревал конфликт между художественной формой и целесообразной конструкцией и пространственной функцией. Результатом стала эклектическая архитектура с ее внутренними противоречиями и несовместимостью исторических заимствований и прогрессом техники. Бесспорным явлением, которое связало архитектуру конца XIXстолетия с XXстолетием, стал стиль модерн. Он имел чисто Европейское происхождение. Возникновение стиля связано со строительством особняка Тассела в Брюсселе, проект которого разработал архитектор Орта. Архитекторы Ван де Вельде, Гауди, О. Вагнер ближе других сумели сформулировать и выразить в своих проектах основные идеи нового стиля. Создание пластических и одновременно рациональных форм из металла захватило многих архитекторов и инженеров этого времени. Среди них - автор знаменитой башни в Париже - Эйфель. Специфические приемы организации архитектурного пространства со сложными расплывчатыми, но композиционно выверенными формами были характерны для экспрессионистов (постройки Мендельсона, Шаруна и др.). Они создавали формы-символы, художественный образ которых ассоциируется как с произведениями техники, так и формами живой природы (башня Эйнштейна в Потсдаме). Экспрессионизм (на короткий срок) объединил многих архитекторов и дал импульс для рождения новаторских идей.
Металлические конструкции в архитектуре конца XIX - начала XX веков
XIX столетие - «век железа и стали» - принесло выдающиеся достижения в области металлических конструкций. Прогрессу металлических конструкций особенно способствовали всемирные выставки. Выдающимся событием было строительство в 1851 г. из металла и стекла выставочного здания в Лондоне - «хрустального дворца» по проекту Д. Пэкстона. Здание длиной 564 м, общей площадью 74400 м2 было построено в небывало короткие сроки - менее чем в четыре месяца, благодаря тому, что оно было полностью сборным (каркасные элементы предварительного изготовления состояли их чугунных опорных стоек, стальных решетчатых балок и деревянных арок и рам). Парижская выставка 1889 г. стала своеобразным триумфом металлических форм: для нее были созданы два наиболее выдающихся сооружения XIX в. из металла - Эйфелева башня, названная по имени ее создателя, и галерея машин (инженер М. Контансэн, архитектор М. Дютер). Башня высотой 312,3 м, представляет собой грандиозную решетчатую конструкцию на четырех основных опорах, заан- керенных на большую глубину. В галерее машин, занимавшей площадь 421 - 145 м, центральный неф был перекрыт двадцатью стальными трехшарнирными арками пролетом 110,6 м с решетчатыми прогонами и балками, между которыми была уложена кровля из железостекла.
Барселона. Церковь св. Семейства (Саграда фамилия)
Возведение церкви Саграда фамилия - дело всей жизни Антонио Гауди. Это сооружение похоже на готический собор издали, вблизи же кажется остатками кораллового рифа. Постройка была задумана Гауди как своеобразная евангельская энциклопедия - собрание сюжетов и образов из Нового Завета. Главный фасад посвящен рождеству богоматери, его врата - основным христианским добродетелям; шпили символизируют апостолов, на внутренних дверях изображены десять заповедей, на капителях колонн - добрые дела, на их базах - грехи. По мысли архитектора все фасады церкви покрыты облицовкой из разноцветной керамики и цветного стекла, чтобы они сияли под лучами солнца. У храма три портала и несколько уровней; над близлежащими улицами перекинуты лестницы, благодаря чему в его композицию включены соседние участки городской застройки. Все это многообразие форм архитектор воплотил в камне с помощью сложнейших конструктивных решений. Наклонные опоры, ветвистые колонны, параболы и гиперболы арок и сводов напоминают огромное наглядное пособие по начертательной геометрии.
Бреслау. Зал столетий Широкие эстетические возможности железобетона были продемонстрированы в начале XX в. при строительстве крупнопролетных сводчатых зданий. С появлением железобетонных конструкций получила развитие архитектура крытых рынков, выставочных павильонов, залов для празднеств и т.д. При этом были созданы оригинальные пространственные решения интерьеров, как, например, в «зале столетий» в Бреслау (Вроцлаве), построенном в 1910 - 1912 гг. по проекту архитектора М. Берга (1870 - 1947 гг.). Купол этого зала, имеющий в диаметре 65 м, был в то время самым большим в мире. Ребристая конструкция железобетонного купола этого здания, опирающегося на массивные арочные устои, создает интересную многоплановую систему со ступенчато расположенными кольцами окон, подчеркивающими контраст между ребристым верхом конструкции и массивным низом. Форма здания отвечает величественному пафосу его сооружения. Возведение этого уникального объекта открыло новые горизонты для широкого применения железобетонных конструкций.
Париж. Театр на Елисейских полях Огюст Перре (1874 -1954 гг.), работавший в сотрудничестве со своими братьями Гюставом и Елодом, - крупный мастер, по праву считающийся одним из пионеров новой архитектуры. Творчество этого архитектора неотделимо от развития железобетона, раскрытия архитектурных возможностей этого материала и по существу сосредоточено на решении одной большой проблемы - соотношения конструкции и архитектурной формы. Первым крупным общественным зданием, построенным братьями Перре целиком из железобетона, был театр на Елисейских полях (1911 - 1913 гг.), где они применили каркас с заполнением из различных материалов, образующих двойную или тройную стену с воздушной прослойкой. Фасад, строго следующий логике плана, имеет заполнение из мрамора, так как в эти годы не могло быть и речи о том, чтобы оставить в общественном здании фасад из железобетона необлицованным. Однако каркас остается выявленным, сплошное заполнение отмечено барельефами. Зал, вместо обычной подковообразной формы или формы лиры, имеет полукруглое в плане очертание, он поддерживается четырьмя группами столбов. Братья Перре обновили саму идею театра: упразднили большие наружные лестницы, вестибюль расположили почти на одном уровне с землей, что способствовало быстрой эвакуации и позволяло экипажам подъезжать к самим дверям, над которыми был устроен навес.
Потсдам. Астрофизическая лаборатория Характерным для немецкого экспрессионизма является ранний период творчества Эриха Мендельсона (1887 - 1953 гг.). Его построенная в Потсдаме астрофизическая лаборатория (так называемая башня Эйнштейна) в 1920 - 1921 гг. произвела большое впечатление своей ультрасовременной по тем временам формой. Э. Мендельсон в своей работе стремился не только выявить эстетические возможности новых строительных материалов и конструкций, сколько используя пластичность железобетона, придать архитектурному образу несвойственную ему символическую, почти скульптурную выразительность. По существу, это здание - скульптура, в образе которого нашли отражения характерные для экспрессионизма иррационалистические тенденции - пластика объемов, острые и неожиданные сочетания форм и членений, их скульптурная округлость, отказ от жестких прямоугольных форм. В произведениях Эриха Мендельсона начала XX в. многое идет от художественных поисков модерна. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Всеобщая история архитектуры / Под ред. Б.П. Михайлова. М., Т. 1, 1958; Т. 2, 1963.
2 Всеобщая история архитектуры: В 12-ти т. М., Т. 1, 1970; Т. 2, 1973; Т. 4, 1966; Т. 5, 1967; Т. 7, 1969; Т. 9, 1971; Т. 10, 1972. 3 Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры / Под общ. ред. А.Г. Габричевского. М., 1939. 4 Гуляницкий Н.Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т. Т. 1: История архитектуры. М., 1984. 5 Михаловский И.Б. Архитектурные формы античности. М., 1949. 6 Промышленность и техника. История и современная техника строительного искусства / Под ред. В.В. Эвальда. СПб., 1904. 7 Флетчер Банистер и Флетчер Б. Банистер. История архитектуры, построенная по сравнительному методу. Лондон, 1948. 8 Чураков С.К. История художественной культуры: Краткое графическое пособие. М., 2000. Предисловие................................................................................................................................... 3 Введение.................................................................................................................................... 4 1 Возникновение архитектуры............................................................................................... 4 Мегалитические сооружения. Менгир. Дольмен. Кромлех.................................................... 5 2 Архитектура Древнего мира................................................................................................ 6 Саккара. Пирамида Джосера. Гизе. Комплекс пирамид..................................................... 7 Древнеегипетский ордер...................................................................................................... 8 Карнак. Храм Амона............................................................................................................ 9 Карнак. Храм Хонсу................................................................................................................ 10 Эдфу. Храм Гора..................................................................................................................... 11 Луксор. Храм Амона............................................................................................................ 12 Абу-Симбел. Большой храм................................................................................................... 13 Ур. Вавилон. Дур-Шаррукин. Зиккураты............................................................................... 14 Дур-Шаррукин. Дворец Саргона II......................................................................................... 15 Микены. Гробница Атрея. Львиные ворота........................................................................ 16 3 Остров Эгина. Храм Афины Афайи......................................................................................... 18 Олимпия. Храм Зевса............................................................................................................... 19 Афины. Парфенон................................................................................................................ 20 Афины. Храм Ники Аптерос.................................................................................................... 21 Афины. Акрополь. Пропилеи................................................................................................... 22 Афины. Эрехтейон.................................................................................................................... 23 Эфес. Храм Артемиды........................................................................................................ 24 Бассы. Храм Аполлона Эпикурия....................................................................................... 25 Галикарнасс. Мавзолей........................................................................................................ 26 Афины. Памятник Лисикрата............................................................................................... 27 Афины. «Башня ветров»........................................................................................................... 28 Пергам. Алтарь Зевса............................................................................................................... 29 Ним. Гардский мост............................................................................................................ 30 Рим. Колизей (амфитеатр Флавиев)......................................................................................... 31 Рим. Пантеон............................................................................................................................. 32 Рим. Храм Фортуны Вирилис............................................................................................. 33 Сирия. Баальбек. Ансамбль из трех храмов........................................................................... 34 Рим. Арка Тита...................................................................................................................... 35 Рим. Форум. Арка Августа....................................................................................................... 36 Рим. Термы Каракаллы........................................................................................................ 37 Рим. Базилика Максенция......................................................................................................... 38 4. Средневековая архитектура.................................................................................................. 39 Константинополь. Храм святой Софии............................................................................... 40 Константинополь. Храм святой Софии............................................................................... 41 Салоники. Церковь Апостолов............................................................................................ 42 Фокида. Церковь Луки.............................................................................................................. 43 Чандрагири. Дворец.................................................................................................................. 44 Удайпур. Дворец Ман Сингха............................................................................................. 45 Виджаянагар. Храм Ачутия Ройял........................................................................................... 46 Канчипурам. Храм Кайласанатха....................................................................................... 47 Бхубанешвар. Храм Парасурамешвара................................................................................... 48 Мамаллапурам. Ратха Бхимы.................................................................................................. 49 Агра. Мавзолей Тадж-Махал................................................................................................ 50 Рабат. Мечеть Хасана........................................................................................................... 51 Марракеш. Мечеть Кутубийя.............................................................................................. 52 Пекин. Храм Неба................................................................................................................ 53 Пекин. Запретный город.......................................................................................................... 54 Идзумо. Храм Синто............................................................................................................ 55 Удзи. Храм Феникса............................................................................................................. 56 Вормс. Собор....................................................................................................................... 57 Шпейер. Собор......................................................................................................................... 58 Клюни. Монастырская церковь............................................................................................ 59 Периге. Церковь Сен Фрон.................................................................................................. 60 Мон-Сен-Мишель. Аббатство............................................................................................. 61 Париж. Собор. Южный фасад.................................................................................................. 62 Реймс. Собор............................................................................................................................ 63 Амьен. Собор............................................................................................................................ 64 Бове. Собор........................................................................................................................... 65 Фрейбург. Собор. Ульм. Собор........................................................................................... 66 Кельн. Собор............................................................................................................................ 67 4 Архитектура эпохи Возрождения.............................................................................................................................. 68 Флоренция. Палаццо Медичи-Рикарди................................................................................... 69 Флоренция. Палаццо Строцци................................................................................................. 70 Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре......................................................................... 71 Флоренция. Воспитательный дом....................................................................................... 72 Рим. Темпьетто......................................................................................................................... 73 Флоренция. Капелла Пацци..................................................................................................... 74 Флоренция. Церковь Сан Лоренцо Брунеллески.................................................................... 75 Рим. Церковь Санто Мария прессо Сан Сатиро................................................................. 76 Рим. Собор св. Петра............................................................................................................ 77 Виченца. Вилла «Ротонда».................................................................................................. 78 Рим. Палаццо Фарнезе............................................................................................................. 79 Флоренция. Церковь Санта Мария дельи Анджели................................................................ 80 Флоренция. Церковь Санта Мария Новелла........................................................................... 81 Венеция. Церковь Сан Джорджо Маджоре............................................................................. 82 5 Архитектура барокко, классицизма и предромантических направлений.......................... 83 Близ Парижа. Загородный дворец Шато де Мэзон................................................................. 84 Во Ле Виконт. Загородный дворец.......................................................................................... 85 Париж. Пантеон (Церковь Сент Женевьев)............................................................................. 86 Версаль. Малый Трианон......................................................................................................... 87 Амстердам. Ратуша.................................................................................................................. 88 Лондон. Банкетинг-хаус....................................................................................................... 89 Лондон. Собор св. Павла..................................................................................................... 90 Париж. Здание Оперы.......................................................................................................... 91 Прага. Национальный театр..................................................................................................... 92 Берлин. Оперный театр........................................................................................................ 93 6 Архитектура периода эклектики и модерна....................................................................... 94 Металлические конструкции в архитектуре конца XIX - начала XX веков.......................... 95 Барселона. Церковь Св. Семейство (Саграда фамилия)......................................................... 96 Бреслау. Зал столетий......................................................................................................... 97 Париж. Театр на Елисейских полях......................................................................................... 98 Потсдам. Астрофизическая лаборатория................................................................................ 99 Заключение................................................................................................................................ 100 Список литературы....................................................................................................................... 101
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |