Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура периода электики и модерна

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

Лекция 16

Новые задачи пришлось решать архитекторам на рубеже XIX и XX вв. успешно спра­виться с возникшими проблемами возможно было только опираясь на новые средства строи­тельной техники и применяя новые материалы. Стремление к необычным формам в архитек­туре часто приводило к заимствованию их из разнохарактерных источников. Назревал кон­фликт между художественной формой и целесообразной конструкцией и пространственной функцией. Результатом стала эклектическая архитектура с ее внутренними противоречиями и несовместимостью исторических заимствований и прогрессом техники.

Бесспорным явлением, которое связало архитектуру конца XIXстолетия с XXстолети­ем, стал стиль модерн. Он имел чисто Европейское происхождение. Возникновение стиля связано со строительством особняка Тассела в Брюсселе, проект которого разработал архи­тектор Орта. Архитекторы Ван де Вельде, Гауди, О. Вагнер ближе других сумели сформули­ровать и выразить в своих проектах основные идеи нового стиля. Создание пластических и одновременно рациональных форм из металла захватило многих архитекторов и инженеров этого времени. Среди них - автор знаменитой башни в Париже - Эйфель. Специфические приемы организации архитектурного пространства со сложными расплывчатыми, но компо­зиционно выверенными формами были характерны для экспрессионистов (постройки Мендельсона, Шаруна и др.). Они создавали формы-символы, художественный образ кото­рых ассоциируется как с произведениями техники, так и формами живой природы (башня Эйнштейна в Потсдаме). Экспрессионизм (на короткий срок) объединил многих архитекто­ров и дал импульс для рождения новаторских идей.

 

 

Металлические конструкции в архитектуре конца XIX - начала XX веков

 

XIX столетие - «век железа и стали» - принесло выдающиеся достижения в об­ласти металлических конструкций. Прогрессу металлических конструкций особенно способствовали всемирные выставки. Выдающимся событием было строительство в 1851 г. из металла и стекла выставочного здания в Лондоне - «хрустального дворца» по проекту Д. Пэкстона. Здание длиной 564 м, общей площадью 74400 м2 было по­строено в небывало короткие сроки - менее чем в четыре месяца, благодаря тому, что оно было полностью сборным (каркасные элементы предварительного изготов­ления состояли их чугунных опорных стоек, стальных решетчатых балок и деревян­ных арок и рам). Парижская выставка 1889 г. стала своеобразным триумфом метал­лических форм: для нее были созданы два наиболее выдающихся сооружения XIX в. из металла - Эйфелева башня, названная по имени ее создателя, и галерея машин (инженер М. Контансэн, архитектор М. Дютер). Башня высотой 312,3 м, представля­ет собой грандиозную решетчатую конструкцию на четырех основных опорах, заан- керенных на большую глубину. В галерее машин, занимавшей площадь 421 - 145 м, центральный неф был перекрыт двадцатью стальными трехшарнирными арками про­летом 110,6 м с решетчатыми прогонами и балками, между которыми была уложена кровля из железостекла.

 

 

 

 

Барселона. Церковь св. Семейства (Саграда фамилия)

 

Возведение церкви Саграда фамилия - дело всей жизни Антонио Гауди. Это сооружение похоже на готический собор издали, вблизи же кажется остатками ко­раллового рифа. Постройка была задумана Гауди как своеобразная евангельская эн­циклопедия - собрание сюжетов и образов из Нового Завета. Главный фасад посвя­щен рождеству богоматери, его врата - основным христианским добродетелям; шпи­ли символизируют апостолов, на внутренних дверях изображены десять заповедей, на капителях колонн - добрые дела, на их базах - грехи. По мысли архитектора все фасады церкви покрыты облицовкой из разноцветной керамики и цветного стекла, чтобы они сияли под лучами солнца. У храма три портала и несколько уровней; над близлежащими улицами перекинуты лестницы, благодаря чему в его композицию включены соседние участки городской застройки. Все это многообразие форм архи­тектор воплотил в камне с помощью сложнейших конструктивных решений. На­клонные опоры, ветвистые колонны, параболы и гиперболы арок и сводов напоми­нают огромное наглядное пособие по начертательной геометрии.


 

 

Бреслау. Зал столетий

Широкие эстетические возможности железобетона были продемонстрированы в начале XX в. при строительстве крупнопролетных сводчатых зданий. С появлением железобетонных конструкций получила развитие архитектура крытых рынков, вы­ставочных павильонов, залов для празднеств и т.д. При этом были созданы ориги­нальные пространственные решения интерьеров, как, например, в «зале столетий» в Бреслау (Вроцлаве), построенном в 1910 - 1912 гг. по проекту архитектора М. Берга (1870 - 1947 гг.). Купол этого зала, имеющий в диаметре 65 м, был в то время самым большим в мире. Ребристая конструкция железобетонного купола этого здания, опи­рающегося на массивные арочные устои, создает интересную многоплановую систе­му со ступенчато расположенными кольцами окон, подчеркивающими контраст ме­жду ребристым верхом конструкции и массивным низом. Форма здания отвечает ве­личественному пафосу его сооружения. Возведение этого уникального объекта от­крыло новые горизонты для широкого применения железобетонных конструкций.


 

 

Париж. Театр на Елисейских полях

Огюст Перре (1874 -1954 гг.), работавший в сотрудничестве со своими братья­ми Гюставом и Елодом, - крупный мастер, по праву считающийся одним из пионе­ров новой архитектуры. Творчество этого архитектора неотделимо от развития желе­зобетона, раскрытия архитектурных возможностей этого материала и по существу сосредоточено на решении одной большой проблемы - соотношения конструкции и архитектурной формы. Первым крупным общественным зданием, построенным братьями Перре целиком из железобетона, был театр на Елисейских полях (1911 - 1913 гг.), где они применили каркас с заполнением из различных материалов, обра­зующих двойную или тройную стену с воздушной прослойкой. Фасад, строго сле­дующий логике плана, имеет заполнение из мрамора, так как в эти годы не могло быть и речи о том, чтобы оставить в общественном здании фасад из железобетона необлицованным. Однако каркас остается выявленным, сплошное заполнение отме­чено барельефами. Зал, вместо обычной подковообразной формы или формы лиры, имеет полукруглое в плане очертание, он поддерживается четырьмя группами стол­бов. Братья Перре обновили саму идею театра: упразднили большие наружные лест­ницы, вестибюль расположили почти на одном уровне с землей, что способствовало быстрой эвакуации и позволяло экипажам подъезжать к самим дверям, над которыми был устроен навес.

 

 

 

Потсдам. Астрофизическая лаборатория

Характерным для немецкого экспрессионизма является ранний период творче­ства Эриха Мендельсона (1887 - 1953 гг.). Его построенная в Потсдаме астрофизиче­ская лаборатория (так называемая башня Эйнштейна) в 1920 - 1921 гг. произвела большое впечатление своей ультрасовременной по тем временам формой. Э. Мен­дельсон в своей работе стремился не только выявить эстетические возможности но­вых строительных материалов и конструкций, сколько используя пластичность желе­зобетона, придать архитектурному образу несвойственную ему символическую, поч­ти скульптурную выразительность. По существу, это здание - скульптура, в образе которого нашли отражения характерные для экспрессионизма иррационалистические тенденции - пластика объемов, острые и неожиданные сочетания форм и членений, их скульптурная округлость, отказ от жестких прямоугольных форм. В произведени­ях Эриха Мендельсона начала XX в. многое идет от художественных поисков модерна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Всеобщая история архитектуры / Под ред. Б.П. Михайлова. М., Т. 1, 1958; Т. 2, 1963.

2 Всеобщая история архитектуры: В 12-ти т. М., Т. 1, 1970; Т. 2, 1973; Т. 4, 1966; Т. 5, 1967; Т. 7, 1969; Т. 9, 1971; Т. 10, 1972.

3 Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры / Под общ. ред. А.Г. Габричев­ского. М., 1939.

4 Гуляницкий Н.Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учеб­ник для вузов. В 5-ти т. Т. 1: История архитектуры. М., 1984.

5 Михаловский И.Б. Архитектурные формы античности. М., 1949.

6 Промышленность и техника. История и современная техника строительного искус­ства / Под ред. В.В. Эвальда. СПб., 1904.

7 Флетчер Банистер и Флетчер Б. Банистер. История архитектуры, построенная по сравнительному методу. Лондон, 1948.

8 Чураков С.К. История художественной культуры: Краткое графическое посо­бие.

М., 2000.


Предисловие................................................................................................................................... 3

Введение.................................................................................................................................... 4

1 Возникновение архитектуры............................................................................................... 4

Мегалитические сооружения. Менгир. Дольмен. Кромлех.................................................... 5

2 Архитектура Древнего мира................................................................................................ 6

Саккара. Пирамида Джосера. Гизе. Комплекс пирамид..................................................... 7

Древнеегипетский ордер...................................................................................................... 8

Карнак. Храм Амона............................................................................................................ 9

Карнак. Храм Хонсу................................................................................................................ 10

Эдфу. Храм Гора..................................................................................................................... 11

Луксор. Храм Амона............................................................................................................ 12

Абу-Симбел. Большой храм................................................................................................... 13

Ур. Вавилон. Дур-Шаррукин. Зиккураты............................................................................... 14

Дур-Шаррукин. Дворец Саргона II......................................................................................... 15

Микены. Гробница Атрея. Львиные ворота........................................................................ 16

3

 
Античная архитектура


Остров Эгина. Храм Афины Афайи......................................................................................... 18

Олимпия. Храм Зевса............................................................................................................... 19

Афины. Парфенон................................................................................................................ 20

Афины. Храм Ники Аптерос.................................................................................................... 21

Афины. Акрополь. Пропилеи................................................................................................... 22

Афины. Эрехтейон.................................................................................................................... 23

Эфес. Храм Артемиды........................................................................................................ 24

Бассы. Храм Аполлона Эпикурия....................................................................................... 25

Галикарнасс. Мавзолей........................................................................................................ 26

Афины. Памятник Лисикрата............................................................................................... 27

Афины. «Башня ветров»........................................................................................................... 28

Пергам. Алтарь Зевса............................................................................................................... 29

Ним. Гардский мост............................................................................................................ 30

Рим. Колизей (амфитеатр Флавиев)......................................................................................... 31

Рим. Пантеон............................................................................................................................. 32

Рим. Храм Фортуны Вирилис............................................................................................. 33

Сирия. Баальбек. Ансамбль из трех храмов........................................................................... 34

Рим. Арка Тита...................................................................................................................... 35

Рим. Форум. Арка Августа....................................................................................................... 36

Рим. Термы Каракаллы........................................................................................................ 37

Рим. Базилика Максенция......................................................................................................... 38

4. Средневековая архитектура.................................................................................................. 39

Константинополь. Храм святой Софии............................................................................... 40

Константинополь. Храм святой Софии............................................................................... 41

Салоники. Церковь Апостолов............................................................................................ 42

Фокида. Церковь Луки.............................................................................................................. 43

Чандрагири. Дворец.................................................................................................................. 44

Удайпур. Дворец Ман Сингха............................................................................................. 45

Виджаянагар. Храм Ачутия Ройял........................................................................................... 46

Канчипурам. Храм Кайласанатха....................................................................................... 47

Бхубанешвар. Храм Парасурамешвара................................................................................... 48

Мамаллапурам. Ратха Бхимы.................................................................................................. 49

Агра. Мавзолей Тадж-Махал................................................................................................ 50

Рабат. Мечеть Хасана........................................................................................................... 51

Марракеш. Мечеть Кутубийя.............................................................................................. 52

Пекин. Храм Неба................................................................................................................ 53

Пекин. Запретный город.......................................................................................................... 54

Идзумо. Храм Синто............................................................................................................ 55

Удзи. Храм Феникса............................................................................................................. 56

Вормс. Собор....................................................................................................................... 57

Шпейер. Собор......................................................................................................................... 58

Клюни. Монастырская церковь............................................................................................ 59

Периге. Церковь Сен Фрон.................................................................................................. 60

Мон-Сен-Мишель. Аббатство............................................................................................. 61

Париж. Собор. Южный фасад.................................................................................................. 62

Реймс. Собор............................................................................................................................ 63

Амьен. Собор............................................................................................................................ 64

Бове. Собор........................................................................................................................... 65

Фрейбург. Собор. Ульм. Собор........................................................................................... 66

Кельн. Собор............................................................................................................................ 67

4 Архитектура эпохи Возрождения.............................................................................................................................. 68

Флоренция. Палаццо Медичи-Рикарди................................................................................... 69

Флоренция. Палаццо Строцци................................................................................................. 70

Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре......................................................................... 71

Флоренция. Воспитательный дом....................................................................................... 72

Рим. Темпьетто......................................................................................................................... 73

Флоренция. Капелла Пацци..................................................................................................... 74

Флоренция. Церковь Сан Лоренцо Брунеллески.................................................................... 75

Рим. Церковь Санто Мария прессо Сан Сатиро................................................................. 76

Рим. Собор св. Петра............................................................................................................ 77

Виченца. Вилла «Ротонда».................................................................................................. 78

Рим. Палаццо Фарнезе............................................................................................................. 79

Флоренция. Церковь Санта Мария дельи Анджели................................................................ 80

Флоренция. Церковь Санта Мария Новелла........................................................................... 81

Венеция. Церковь Сан Джорджо Маджоре............................................................................. 82

5 Архитектура барокко, классицизма и предромантических направлений.......................... 83

Близ Парижа. Загородный дворец Шато де Мэзон................................................................. 84

Во Ле Виконт. Загородный дворец.......................................................................................... 85

Париж. Пантеон (Церковь Сент Женевьев)............................................................................. 86

Версаль. Малый Трианон......................................................................................................... 87

Амстердам. Ратуша.................................................................................................................. 88

Лондон. Банкетинг-хаус....................................................................................................... 89

Лондон. Собор св. Павла..................................................................................................... 90

Париж. Здание Оперы.......................................................................................................... 91

Прага. Национальный театр..................................................................................................... 92

Берлин. Оперный театр........................................................................................................ 93

6 Архитектура периода эклектики и модерна....................................................................... 94

Металлические конструкции в архитектуре конца XIX - начала XX веков.......................... 95

Барселона. Церковь Св. Семейство (Саграда фамилия)......................................................... 96

Бреслау. Зал столетий......................................................................................................... 97

Париж. Театр на Елисейских полях......................................................................................... 98

Потсдам. Астрофизическая лаборатория................................................................................ 99

Заключение................................................................................................................................ 100

Список литературы....................................................................................................................... 101

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 15. Архитектура Англии в XVII - начале XIX вв | Тема 1: материальные ресурсы как фактор производства и составляющая ресурсного потенциала экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.