Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соборное уложение 1649 года

Алексею Михайловичу, получившему прозвание «Тишайший» за привычку передоверять решение государственных вопросов своим при­ближенным, предстояло сделать важные шаги на пути России к абсолю­тизму. Необходимым шагом в этом направлении стало принятие в 1649 г. Соборного уложения. Со времени Судебника 1550 г. прошло сто лет, и он не учитывал новые потребности общества.

В 1648-1649гг. проходит крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовало 340 человек, большинство которых принадлежали к дворянству и верхушке посада. Земский собор принял "Соборное уложение" царя Алексея Михайловича. Оно состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпе­чатанное тиражом в две тысячи экземпляров, оно явилось первым русским зако­нодательным актом, изданным типографским способом.

Он устанавливал нормы во всех сферах жизни общества - социальной, экономической, административной, семейной, духовной, военной и др. и оставался действующим вплоть до 1832 г.

Пер­вые главы Уложения предусматривали строгие наказания за преступле­ния против церкви и царской власти. Власть и личность царя все больше отождествлялись с государством.

Важнейшим разделом был «Суд о крестьянах», который ввел бессроч­ный сыск беглых крестьян, отменял окончательно переход крестьян к новым владельцам в Юрьев день. Правительство взяло на себя сыск бег­лых. Феодалы отвечали за уплату крепостными тягла. Это означало юри­дическое оформление общегосударственной системы крепостного пра­ва.

Крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян. В городах "белые" слободы включались в посад, теперь все городское население должно было нести тягло на государя.

Государство прикрепляло также черносошных (государственных) крестьян и посадских людей к земле. Им запрещалась перемена места жительства и назначалось несение государственного тягла. (И все же в положении владельческих (светских и духовных владельцев) и черносошных (государственных) крестьян оставались некоторые различия. Феодал получил право фактически полностью распоряжаться собствен­ностью и личностью крестьянина. Государство передало ему значитель­ную часть административно-фискальных и судебно-полицейских функ­ций. Черносошные же крестьяне, сидя на государственной земле, имели право ее отчуждения: продажи, заклада, передачи по наследству. Они располагали личной свободой. Жизнью общины руководили мирской сход и выборные старосты, производившие раскладку повинностей, от­вечавшие за их своевременную уплату, чинившие суд и защищает права общины.

Уложение ликвидировало «белые слободы», где население прежде было свободно от повинностей. Государство подчинило себе городское население и стало его феодальным собственником в городе. Посадское население обязывалось заниматься торговлей и промыслами, так как, то и другое служило источником финансовых поступлений в казну.)

Соборное уложение отразило процесс стирания различий между наследственной вотчиной и пожизненным владением — поместьем, предусматривая их обмен. Правительство уже в начале XVII в. стало продавать поместья в вотчины. Государство стремилось поставить под контроль церковное земле­владение. Соборное уложение ограничивало рост церковного землевла­дения запретом на покупку земли и передачу вотчин по духовному заве­щанию.

Внешняя торговля в этот период почти полностью находилась в руках иностранных купцов, наделенных привилегиями. Русские купцы, слабо организованные и менее богатые, не могли конкурировать с ними. Засилье иноземного торгового капитала на внутреннем рын­ке России вызывало острое недовольство русских купцов. Торговый ус­тав 1653 г. вместо множества торговых пошлин установил единую по­шлину и повысил размер пошлины с иностранных купцов. Таким образом, устав носил покровительственный характер и отвечал требова­ниям русского купечества. В духе политики протекционизма был Ново­торговый устав 1667 г.г резко ограничивший торговлю иностранцев на внутреннем рынке и избавлявший русских купцов от конкуренции. Его составителем был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, происхо­дивший из незнатной дворянской семьи и ставший видным государствен­ным деятелем XVII в.

 

Церковные реформы патриарха Никона

С 1652г. патриарх Никон начинает проводить церковную реформу. С её помощью он хотел укрепить порядок, дисциплину и нравственные устои духо­венства, установить единообразие церковной службы, унифицировать церков­ные книги. За образец им были взяты греческие правила и обряды. Реформы вызвали протест со стороны части верующих и духовенства. В русской церкви происходит раскол. Приверженцы старых порядков - старообрядцы (раскольни­ки) - отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к доре­форменным порядкам. Во главе старообрядцев встал протопоп Аввакум. Внеш­не разногласия между реформаторами и противниками-старообрядцами своди­лись к тому, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать цер­ковные книги; как следует креститься - двумя или тремя порогами; как совершать крестный ход - по ходу солнца или против.хода солнца и т.д. раскол стал одной из форм социального протеста народных масс. Тысячи крестьян и жителей по­сада бежали на Поморский Север, на Урал, а Сибирь, где основывали старооб­рядческие поселения. Протопоп Аввакум был сослан в Пустозерск и провел 14 лет в земляной тюрьме, после чего был сожжен заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя "огненному крещению" - самосожжению в ответ на при­ход в мир "Никона-Антихриста".

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бунтарный век | Бунташный век
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.