Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы финансов

Буржуазные реформы 1860-1870-х гг.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

Земская реформа (1864г.) Реформа изменила местное управление: в гу­берниях и уездах создавались земские учреждения - земства. Это были выбор­ные органы из представителей всех сословий, они решали вопросы местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, развитие торговли и промышленности.

Городская реформа (1870г.) привела к созданию в городах всесословных органов - городских дум. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, развитием просвещения и здравоохранения.

Судебная реформа (1864г.) 20 ноября 1864 г. были приняты судебные уставы и создана стройная система судебных органов со строго определенной компетенцией: на низ­ших ступенях — участковые мировые судьи, далее — уездный суд мировых судей, окружной суд, судебная палата, наверху пирамиды — Сенат как еди­ная кассационная инстанция для всех судов России. Были введены суд при­сяжных, адвокатура, судебные следователи, независимые от полиции, апел­ляционный и кассационный порядок обжалования приговоров и решений, реорганизована прокуратура (прокурор стал представлять одну из сторон в процессе). Судопроизводство стало устным, гласным, состязательным, со свободной оценкой доказательств по внутреннему убеждению судьи.

Назрела необходимость финансовой ре­формы. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который заменил прежние кредитные учрежде­ния, получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Был упорядочен государствен­ный бюджет — закон 1862 г. устанавливал новый порядок составления смет отдельным ведомствам. Единственным ответственным распоряди­телем всех доходов и расходов стал министр финансов.

В 1864 г. был преобразован государственный контроль—учреждены контрольные палаты, независимые от губернатора. С 1868 г. стали публи­коваться годичные отчеты государственного бюджета. Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенного налога шла не в казну, а в карманы откупщиков. На смену откупной системе пришла акцизная. Так, например, продажа вина объявлялась теперь свободной и облагалась свободным акцизным сбором, взимаемым государственны­ми акцизными учреждениями.

Сохранялась подушная подать для крестьян, ремесленников и мещан, которая составляла 25% государственных доходов. Более 50% доходов давали косвенные налоги. Столько же в государственном бюджете со­ставляли расходы на содержание армии и флота, менее 1/10 — на народ­ное образование.

Реформа образования. Реакционный университетский устав 1835 г. не мог отвечать новым тре­бованиям. В центре внимания стояла университетская реформа 1863 г., которую возглавили прогрессивные профессора Петербургского уни­верситета К. Д. Кавелин, М.М. Стасюлевич. Они выступали за предоставление университетам широкой автономии, реальную власть профессуры и студенческого самоуправления, отмену платы за обучение и допущение женщин в университеты. В 1863 г. был издан самый либеральный университетский устав в истории дореволю­ционной России. Он вернул университетам автономию, расширил круг деятельности университетских советов, ввел выборность ректора, дека­нов и профессоров. Студенты, в отличие от профессуры, не получили корпоративных прав, но стали зависеть не от правительственного инс­пектора, а от ученого совета. Был создан университетский суд.

19 ноября 1864 г. был введен новый гимназический устав. Учрежда­лось два типа гимназий — классические, где изучались гуманитарные науки, иностранные языки, и реальные училища, где основное внимание уделялось естественным и точным наукам. По положению о начальных училищах 1864 г. разрешалось открывать школы общественным учреж­дениям и частным лицам, но они ставились под контроль губернских училищных советов. Все начальные школы подразделялись на министер­ские, земские и церковно-приходские.

В эпоху освобождения встал вопрос о месте женщины в обществе и отношении к ее образованию. Знание традиционно считалось привилеги­ей мужчин. 60—70-е годы XIX в. положили начало среднему женскому образованию, средства для которого поступали от платы за обучение и за счет частных пожертвований. Появилось высшее женское образование — курсы про­фессора К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге.

В 1865 г. была проведена цензурная реформа. В комиссию по ее про­ведению вошли председатель князь Д.А. Оболенский, министр народного просвещения А.В. Головин, министр внутренних дел П.А. Валуев. Новая реформа должна была перейти от цензуры предупредительной к карательной, кото­рая менее препятствовала выражению мнений в печати. Обществен­ность, поддерживая это, настаивала на создании специальных судов для разбора «преступлений печатным словом». В 1865 г. был утвержден проект цензурной реформы, согласно кото­рому от предварительной цензуры в Петербурге и Москве освобожда­лись все периодические издания. Но огромная власть по контролю за цензурой сосредоточилась в Министерстве внутренних дел. Это привело к дальнейшему стеснению печати, в итоге которого были окончательно запрещены журналы «Современник» и «Русское слово».

Реформа армии. Поражение в Крымской войне с очевидностью обнаружило отстава­ние русской армии в организации военного дела от стран Западной Ев­ропы. Реформа началась с реорганизации военного управления. Было централизовано управление войсками, вся страна разделена на 15 округов, непосредственно подчиненных военно­му министру. Военные суды и учебные заведения сближались по уст­ройству с гражданскими установлениями. Была введена всеобщая воинская повинность, пришедшая на смену рекрутскому набору. Призывной возраст был установлен по достиже­нии 20 лет. Отменены телесные наказания в армии. От действительной службы мужчина освобождался при условии, что он был единственным сыном у родителей или единственным кормильцем в семье при малолет­них братьях и сестрах. Каждый солдат мог дослужиться до офицера независи­мо от сословной принадлежности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отмена крепостного права | Внешняя политика России в первой половине XIX века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.