КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современного экономического развития России
Некоторые особенности Биография Дмитрия Медведева Родился 14 сентября 1965 в Ленинграде в семье профессора. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (1987), аспирантуру юрфака (1990). За время учебы неоднократно выезжал на картошку в составе студенческой бригады, которой руководил преподаватель гражданского права Анатолий Собчак. В 1990-1999 работал преподавателем кафедры гражданского права Санкт-Петербургского госуниверситета (бывший ЛГУ), занимался частной юридической практикой. С 1990 — советник председателя Ленсовета Анатолия Собчака (поступил на работу по приглашению советника Собчака Владимира Путина). С 1991 — эксперт комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, председателем которого был Владимир Путин. С марта 1994 — советник первого заместителя мэра Владимира Путина. Одновременно с ноября 1993 был директором по юридическим вопросам ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз» (Санкт-Петербург). В 1998 избран членом совета директоров ОАО «Братский лесопромышленный комплекс» (как представитель ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз»). 9 ноября 1999 назначен заместителем руководителя аппарата правительства Дмитрия Козака, 31 декабря 1999 — заместитель главы администрации президента Александра Волошина. С февраля по март 2000 возглавлял избирательный штаб Владимира Путина. 3 июня 2000 назначен первым заместителем главы администрации президента Александра Волошина. С 30 июня 2000 — председатель совета директоров ОАО «Газпром». 29 июня 2001 занял пост зампреда совета директоров ОАО «Газпром». В июне 2002 вновь избран председателем совета директоров компании. 30 октября 2003 назначен руководителем администрации президента.
С апреля 2004 — постоянный член Совета безопасности РФ. 2 марта 2008 года избран Президентом Российской Федерации. Кандидат юридических наук (1990, тема диссертации: «Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия»). Женат, сын Илья (1996 г. р.).
Как уже отмечалось, в наши дни человечество вступает в эпоху глобальной экономики на основе широких международ- ных потоков сырьевых и трудовых ресурсов, капитала и гото- вой продукции, электронной информации. После десятилетий изоляции Россия входит в эту глобальную систему, где все страны тесно связаны друг с другом, а перспективы развития во всевозрастающей степени зависят от развития мировой эко- номики в целом. В связи с широкой криминализацией российской экономи- ки, коррупцией, отмыванием нечестно нажитых денег, финан- совыми скандалами и прочими негативными явлениями имидж России на Западе резко снизился. Тем не менее Запад не рассматривает Россию как свою колонию, не видит в россия- нах поголовно варваров или преступников. Запад не перестает повторять о взаимной пользе партнерства и сотрудничества с Россией, о необходимости демократизации и формирования в стране социально ориентированной, эффективной рыночной экономики. Он напрямую заинтересован в политической ста- бильности России и управляемости в стране, чтобы не было случайностей с атомными зарядами, АЭС и складами всевоз- можных боеприпасов, что может нанести серьезный ущерб и другим странам. Россия нужна Западу как надежный и пред- сказуемый партнер. В начале 1992 г. Россия вступила на путь радикальных эко- номических реформ. Положительные результаты реформ вы- Раздел II. Переходная экономика разились в том, что была разрушена прежняя тоталитарно-по- литическая и административно-командная система, советская нерыночная, недемократическая, практически феодальная мо-
дель экономики, ликвидирован товарный дефицит, созданы основы рыночной инфраструктуры, появились материальные стимулы, работающий рубль, гласность, разделенные ветви власти, политическое партнерство с Западом и т. д. Таким образом реформы наметили пути выхода России из исторического тупика "реального __________социализма" — через переход к рынку, смешанную конкурентную экономику, формирование ряда предпосылок идеала будущего. Именно на эти положи- тельные стороны экономических реформ 90-х годов опирается В. Путин в своей деятельности по возрождению России1. В про- граммном заявлении в феврале 2004 г. В. Путин подтвердил свое намерение продолжать начатые преобразования: "Мы обя- заны довести до конца и программу наших политических преоб- разований"2. Напомним, что экономические реформы в России сопро- вождались серьезными трудностями — ожесточенным полити- ческим противостоянием, серьезными ошибками в их проведе- нии, нарастанием экономического и социального кризиса в об- ществе. Значительная часть российского общества не приняла реформ, но объяснялось это не отказом от доктрины свободно- го рынка или провалом так называемого вашингтонского кон- сенсуса. И то и другое в свое время неплохо сработало в других странах, например в Польше, Чили, странах Балтии, долгие годы находившихся в составе СССР. Сопротивление россий- ским экономическим реформам было вызвано прежде всего неготовностью нашего общества к восприятию частной соб- ственности, конкуренции, свободных цен и других механизмов и инструментов нормальной рыночной экономики. Приступив к рыночным реформам, Россия могла лишь сла- бо представить себе сущность рыночной экономики, так как с 1917 г. сменилось как минимум три поколения людей, а в годы советской власти в стране не было ни рыночной экономики, ни частной собственности, ни разных партий или идейных 1 См.: Независимая газета. 2000. 2 февр. С. 8. 2 Известия. 2004. 13 февр. Глава 16. Место России в мировой экономике в начале XXI в. течений, ни демократии. В России тех лет появилась, как тогда говорилось, новая общность людей — советский народ, людская
масса, искусственно ориентированная не в рыночном, а в ином направлении и в ином духе. К 1992 г. эти массы были полно- стью деморализованы распадом СССР, крушением КПСС и многими результатами горбачевской перестройки. Народ мало что понимал в происходящем, в действиях враждующих друг с другом руководителей. Не было серьезной научной подготов- ки реформ, а самые известные академические экономисты, как и Горбачев, не хотели расставаться с "социалистическими цен- ностями" и выступили в поддержку не оправдавшей себя на практике многих стран доктрины "рыночного социализма". До сих пор вместо слов "рынок", "конкуренция" или "частная собственность необходима" звучат призывы к планированию, мобилизационной экономике, фиксированным ценам, отмене хождения доллара1. Среди причин частичной несрабатываемости реформ от- дельные ученые и политики справедливо называют отставание российской общественной науки, в частности экономической. Так, академик Т. Заславская пишет: "Определенную ответствен- ность за это несет общественная наука, которая не смогла свое- временно дать правильную оценку социальной направленности происходивших перемен..."2. Бывший Председатель Совета Фе- дерации РФ Б. Строев заметил, что "отчасти причиной тому было отсутствие у России опыта периодической адаптации экономики к меняющимся условиям и отставание экономи- ческой науки"3. На пути российских экономических реформ 90-х годов встала хорошо организованная яростная оппозиция, объеди- нившая нерыночные прокоммунистические силы в обществе. Их сопротивление не было преодолено политической волей и силой со стороны президента и других структур. В результате реформы шли противоречиво и медленно. Не случайно после дефолта левая оппозиция заметно укрепила свои позиции, но, как оказалось, ненадолго. 1 См., напр.: Львов Д. Экономический манифест: будущее российской эко- номики. М., 2000. 2 Общество и экономика. 1999. № 3—4. С. 18. 3 Там же. С. 14. Раздел II. Переходная экономика
Выборы в Думу в декабре 1999 г. продемонстрировали ослаб- ление левой оппозиции, нарастание влияния сторонников даль- нейших рыночных и демократических преобразований в обще- цивилизованном русле, т. е. по западному образцу. Избиратели посрамили тех, кто надеялся на сдвиг России влево. В обще- стве все больше набирало силу не столько противостояние между левыми и правыми, красными и белыми, сколько креп- нувшее движение за создание нормальной, работоспособной системы институтов профессионального регулирования рыноч- ной экономики, некоторые основы которой худо-бедно, но уже были созданы. При этом общество все более осознавало необ- ходимость развития рыночной экономики с учетом требований международных стандартов. Весной 2000 г. с приходом к власти президента В. Путина в стране реально сложилась ситуация для проведения последо- вательной и решительной политики экономического роста и выхода из 20-летнего кризиса в экономике. Сегодня Россия вновь находится на старте своего обновления, как это неодно- кратно бывало в ее истории. Переворот в октябре 1917 г. не просто затормозил развитие России, а отбросил ее назад, резко ухудшив исторические перспективы. Но теперь, в начале XXI в., впервые за многие годы появ- ляется надежда на то, что рыночные преобразования, как и инвестиционный процесс, антимонопольная борьба и реструк- туризация убыточных предприятий, получат серьезную ин- ституциональную (в том числе и государственную) поддержку. В обществе должны вызревать условия для консолидации сил рынка, его правовой и социальной поддержки со стороны обновляющихся и укрепляющихся органов государственной власти. Администрация В. Путина не скрывает своих неолибераль- ных и демократических взглядов, не отказывается от намере- ния дать новую жизнь рыночным реформам и выйти наконец из порочного круга, в котором новые начинания и надежды сменяются отступлениями в прошлое и разочарованиями. При- ход в стране просвещенного авторитарного правления на период до завершения давно уже начатых, но вялотекущих реформ — вполне вероятная перспектива на среднесрочный период. По- хоже, что в российском обществе созрели широкомасштабные Глава 16. Место России в мировой экономике в начале XXI в. настроения и требования в пользу национального возрождения и вступления страны на путь еще более глубоких экономических и демократических преобразований. Реальный крах социализма и коммунистической идеологии в России требует решительной государственной поддержки начавшихся неотрансформационных процессов. Необходимо разработать долгосрочную стратегию социально-экономическо- го развития страны, всемерно укреплять ее внутреннее един- ство, не допуская даже элементов сепаратизма и распада, под- нимать экономику Сибири и Дальнего Востока. Не следует поддаваться настроениям нарастающего противостояния Запа- ду, а твердо и решительно заняться внутренними проблемами нашего собственного дома. Что для этого надо делать? Во-первых, на какой-то период потребуются авторитар- но-демократический режим и авторитарный лидер, которые направят свои усилия на консолидацию групп населения и разных политических движений. Это, кстати, соответствует рос- сийскому менталитету, российским национальным традициям. Во-вторых, необходимо, чтобы просвещенный авторитаризм был цивилизованным, направленным на формирование зрелой рыночной экономики, гибкого и эффективного производства, основанного на высоких технологиях и отвечающего требова- ниям XXI в. При этом весьма опасно нарушать сложившееся равновесие в рыночных структурах и предпринимательской сре- де, занимаясь неоправданным переделом собственности. В-третьих, государство должно всячески поддерживать и стимулировать инвестиционный процесс, гарантировать вкла- ды населения в банках, защищать права собственников, бо- роться с коррупцией и незаконным вывозом капитала из стра- ны, всемерно помогать мелкому бизнесу, предприниматель- ской активности и формированию нормального рыночного менталитета в обществе. Недавний отечественный опыт показал, что для создания в короткие сроки цивилизованного рынка необходима созна- тельная и целенаправленная государственная поддержка. Если государство уходит от управления этим процессом, его место тотчас занимают ловкие олигархи или, что хуже, криминальные структуры, и вместо госкапитализма или капитализма свободной конкуренции создается модель мафиозно-олигархического капи- Раздел II. Переходная экономика тализма. Кроме того, государство должно помочь преодолеть тяжелое наследство социализма: гигантские монополии и про- изводственные предприятия, уродливую структуру всей эконо- мики, отсталые технологии, нерыночный менталитет. Для этого необходимы правовые основы цивилизованного хозяйствования в условиях рынка, контроль денежного обра- щения и восполнение тех прорех, которые неизбежно оставля- ет за собой развитие рыночных отношений, в частности, имеются в виду прорехи в социальной сфере. Забота об укреп- лении социальной базы реформ и доверия к ней граждан должна целиком лежать на государстве. Важно, чтобы государство не на словах, а на деле защищало рыночную систему, т. е. экономические свободы, равные усло- вия для всех участников экономической деятельности, ста- бильные нормы хозяйствования. Только в этом случае появятся надежный экономический рост и повышающиеся эффектив- ность производства и благосостояние народа. Рыночная эко- номика по своей природе нуждается в сильном государстве, но не для восстановления централизованного планирования и возвращения к фиксированным госценам, а для гарантии нор- мального функционирования цивилизованного рынка (рынка потребителя), демократии и процветания страны. Кстати, "младореформаторы" никогда и не предлагали "убрать" госу- дарство из экономики, а "отмирание государства", помнится, провозглашал всерьез не кто-нибудь, а В.И. Ленин. Либерализация цен, приватизация и политика финансовой стабилизации осуществлялись в России на основе решений го- сударстваEEр, государственной поддержки. Другое дело, что поли- тическая воля президента Б.Н. Ельцина была проявлена недо- статочно, а набравшие вдруг силу ярые противники рыночных реформ чуть было не вернули страну в ее социалистическое прошлое (в 1993 и 1996 гг.). Как оказалось, и российское общество проявило неготовность к восприятию быстрых рыночных реформ и желало постепенности и авторитаризма в их проведении. Тем не менее уже в 1999 г. стало ясно, что российское общество отвергло такие "ценности" программы левой оппозиции, как реприватизация, или проведение новой национализации, возврат к фиксированным государственным ценам и рационированию, несвободе личности, отмене хожде- Глава 16. Место России в мировой экономике в начале XXI в. ния доллара, популистскому повышению зарплаты и пенсий, ведущему к неизбежной инфляции и падению курса рубля, противостояние во всем Западу, русский шовинизм и национа- лизм, изоляционизм от Запада и т. п. В начале 2000 г. в стране начали складываться основы по- литической стабильности, появился центристский парламент, левая оппозиция потеряла в нем большинство мест. На этой базе логично было бы формирование цивилизованной двухпар- тийной системы, нормальных путей дальнейшей демократиза- ции страны и развития рыночных отношений. Новый прези- дент страны В.В. Путин проявил способность и решимость всячески содействовать экономическому росту и выходу Рос- сии из исторического тупика, в котором она оказалась. Основные направления экономической политики нового президента России были заявлены в следующем виде: • принятие пакета законов, формирующих законодательную базу правового общества, защищающих права собствен- ности, рыночные институты и демократию; • стимулирование инвестиционного процесса для обеспече- ния нормального экономического роста; • проведение активной промышленной политики, включа- ющей процедуры банкротства и антимонопольной борьбы; • формирование эффективной финансово-банковской сис- темы; • активная социальная поддержка населения; • налоговая и административная реформы; • решительная поддержка мелкого и среднего бизнеса; • реформа федеральной системы, включая согласование фе- дерального и регионального законодательств; • ликвидация теневой экономики, организованной эконо- мической преступности, решительная борьба против вы- воза капитала; • постепенная интеграция российской экономики в миро- вую экономику; • решительная и последовательная борьба с коррупцией; • партнерство и сотрудничество с Западом. Но главное — приступить к утверждению в России новой модели экономических реформ — модели, основанной не только на сильной власти всех государственных, общественных и Раздел II. Переходная экономика предпринимательских институтов и структур, но и на достиг- нутой наконец стабильности в обществе, в экономике, финан- сах и государстве. Основными элементами этой модели являются: • всемерное поощрение инвестиций; • модернизация производственного аппарата; • укрепление рыночных институтов; • проведение широкомасштабной инновационной политики; • социальная ориентация результатов производства; • укрепление территориальной целостности страны и меж- региональных экономических связей; • окончательное преодоление остаточного, загнивающего большевизма; • дальнейшее вхождение экономики России в мировые гло- бализационные и интеграционные процессы с упором на высокотехнологические продукты. Таким образом, речь идет о новой экономической модели и о новой экономике без романтики и дилетантизма. Это требует широкого использования современных экономических знаний, серьезного развития экономической науки в стране. Как го- ворил В. Путин, его позиция состоит в том, "что наша страна должна быть сильным, мощным государством, эффективным, должна быть государством, в котором граждане Российской Федерации и все те, кто хочет работать, сотрудничать с Росси- ей либо жить здесь, чувствовали бы себя комфортно, чувство- вали бы себя защищенными, чувствовали бы себя, если хотите на простом языке, в своей тарелке всегда, чувствовали себя психологически, морально и экономически комфортно"1. Либеральное направление экономических реформ в России получило дополнительную поддержку в связи с формировани- ем правительства М. Фрадкова ко второму президентскому сроку В. Путина. Удельный вес либералов-рыночников в этом правительстве увеличился более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим правительством М. Касьянова. Но новое прави- тельство встречает сопротивление со стороны своих коллег. Речь не идет о левой политической оппозиции, взгляды и стародавние "ценности"которой вполне понятны. Речь идет 1 Коммерсантъ. 2000. 7 марта. Глава 16. Место России в мировой экономике в начале XXI в. о российских экономистах-фундаменталистах, которые с по- рога отвергают необходимость экономических реформ. В февральском номере журнала "Экономист" за 2004 г. С. Губанов писал, что нам нужен не рынок, а возврат к цент- рализованному планированию, не приватизация, а новая на- ционализация и восстановление "вертикально интегрирован- ных производственных отношений". И далее: «Если назвать вещи своими именами, надо признать: "рыночной" перспекти- вы у российской экономики нет и не будет»1. Как видно, в стране имеет место серьезное сопротивление курсу на модер- низацию российской экономики. Правда, пока нет ни программы, ни стратегии предстоя- щего этапа проведения реформ. Более того, в обществе все чаще выражаются опасения по поводу чрезмерности авторита- ризма, угрозы демократическим завоеваниям. Госдума и новое правительство стали определенно пропрезидентскими, кон- структивная оппозиция в виде правых сил заметно ослабла, на СМИ осуществляется давление. Как и в советские времена, масса людей бездумно и эмоционально поддерживает "сильную руку", имперские амбиции и т. д. По сообщениям печати, верхние эшелоны власти наполня- ются не интеллигентами-профессионалами, а силовиками. Со- гласно социологическим опросам, доля людей в погонах в этих эшелонах с 5% (в СССР) выросла до более чем 50% в наши дни. В институте полпредов (каждый из них имеет аппарат численностью свыше 1500 человек) доля выходцев из военных кругов и спецслужб доходит до 70%2. Трудно согласиться с таким положением. Чрезмерный и длительный авторитаризм, выходящий за рамки "просвещен- ного абсолютизма", даже как временная и очистительная мера, опасен для общества. Обществу нужны прочные демократиче- ские институты и правовое государство, опирающееся на эф- фективную рыночную экономику. Было бы ошибкой не замечать, что страны нашего ближне- го зарубежья, страны СНГ, порой по-прежнему видят в России своего старшего брата, который во всем обязан им помогать. При этом главные усилия направляют на развитие отношений 1 Экономист. 2004. № 2. С. 14. 2 См.: Известия. 2004. 15 марта. Раздел II. Переходная экономика с Западом и часто вопреки национальным интересам России. Торговля России с многими странами СНГ сокращается, не работает механизм экономической интеграции. Более того, ряд государств—членов СНГ раздирают почти непримиримые про- тиворечия, которые они хотели бы разрешить с помощью или за счет России.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |