Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современного экономического развития России




Некоторые особенности

Биография Дмитрия Медведева

Родился 14 сентября 1965 в Ленинграде в семье профессора.

Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (1987), аспирантуру юрфака (1990). За время учебы неоднократно выезжал на картошку в составе студенческой бригады, которой руководил преподаватель гражданского права Анатолий Собчак.

В 1990-1999 работал преподавателем кафедры гражданского права Санкт-Петербургского госуниверситета (бывший ЛГУ), занимался частной юридической практикой.

С 1990 — советник председателя Ленсовета Анатолия Собчака (поступил на работу по приглашению советника Собчака Владимира Путина).

С 1991 — эксперт комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, председателем которого был Владимир Путин.

С марта 1994 — советник первого заместителя мэра Владимира Путина.

Одновременно с ноября 1993 был директором по юридическим вопросам ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз» (Санкт-Петербург).

В 1998 избран членом совета директоров ОАО «Братский лесопромышленный комплекс» (как представитель ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз»).

9 ноября 1999 назначен заместителем руководителя аппарата правительства Дмитрия Козака, 31 декабря 1999 — заместитель главы администрации президента Александра Волошина.

С февраля по март 2000 возглавлял избирательный штаб Владимира Путина. 3 июня 2000 назначен первым заместителем главы администрации президента Александра Волошина.

С 30 июня 2000 — председатель совета директоров ОАО «Газпром».

29 июня 2001 занял пост зампреда совета директоров ОАО «Газпром». В июне 2002 вновь избран председателем совета директоров компании.

30 октября 2003 назначен руководителем администрации президента.

С апреля 2004 — постоянный член Совета безопасности РФ.

2 марта 2008 года избран Президентом Российской Федерации.

Кандидат юридических наук (1990, тема диссертации: «Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия»).

Женат, сын Илья (1996 г. р.).

 

 

Как уже отмечалось, в наши дни человечество вступает в

эпоху глобальной экономики на основе широких международ-

ных потоков сырьевых и трудовых ресурсов, капитала и гото-

вой продукции, электронной информации. После десятилетий

изоляции Россия входит в эту глобальную систему, где все

страны тесно связаны друг с другом, а перспективы развития

во всевозрастающей степени зависят от развития мировой эко-

номики в целом.

В связи с широкой криминализацией российской экономи-

ки, коррупцией, отмыванием нечестно нажитых денег, финан-

совыми скандалами и прочими негативными явлениями имидж

России на Западе резко снизился. Тем не менее Запад не

рассматривает Россию как свою колонию, не видит в россия-

нах поголовно варваров или преступников. Запад не перестает

повторять о взаимной пользе партнерства и сотрудничества

с Россией, о необходимости демократизации и формирования

в стране социально ориентированной, эффективной рыночной

экономики. Он напрямую заинтересован в политической ста-

бильности России и управляемости в стране, чтобы не было

случайностей с атомными зарядами, АЭС и складами всевоз-

можных боеприпасов, что может нанести серьезный ущерб и

другим странам. Россия нужна Западу как надежный и пред-

сказуемый партнер.

В начале 1992 г. Россия вступила на путь радикальных эко-

номических реформ. Положительные результаты реформ вы-

Раздел II. Переходная экономика

разились в том, что была разрушена прежняя тоталитарно-по-

литическая и административно-командная система, советская

нерыночная, недемократическая, практически феодальная мо-

дель экономики, ликвидирован товарный дефицит, созданы

основы рыночной инфраструктуры, появились материальные

стимулы, работающий рубль, гласность, разделенные ветви

власти, политическое партнерство с Западом и т. д.

Таким образом реформы наметили пути выхода России из

исторического тупика "реального __________социализма" — через переход

к рынку, смешанную конкурентную экономику, формирование

ряда предпосылок идеала будущего. Именно на эти положи-

тельные стороны экономических реформ 90-х годов опирается

В. Путин в своей деятельности по возрождению России1. В про-

граммном заявлении в феврале 2004 г. В. Путин подтвердил

свое намерение продолжать начатые преобразования: "Мы обя-

заны довести до конца и программу наших политических преоб-

разований"2.

Напомним, что экономические реформы в России сопро-

вождались серьезными трудностями — ожесточенным полити-

ческим противостоянием, серьезными ошибками в их проведе-

нии, нарастанием экономического и социального кризиса в об-

ществе. Значительная часть российского общества не приняла

реформ, но объяснялось это не отказом от доктрины свободно-

го рынка или провалом так называемого вашингтонского кон-

сенсуса. И то и другое в свое время неплохо сработало в других

странах, например в Польше, Чили, странах Балтии, долгие

годы находившихся в составе СССР. Сопротивление россий-

ским экономическим реформам было вызвано прежде всего

неготовностью нашего общества к восприятию частной соб-

ственности, конкуренции, свободных цен и других механизмов

и инструментов нормальной рыночной экономики.

Приступив к рыночным реформам, Россия могла лишь сла-

бо представить себе сущность рыночной экономики, так как с

1917 г. сменилось как минимум три поколения людей, а в годы

советской власти в стране не было ни рыночной экономики,

ни частной собственности, ни разных партий или идейных

1 См.: Независимая газета. 2000. 2 февр. С. 8.

2 Известия. 2004. 13 февр.

Глава 16. Место России в мировой экономике в начале XXI в.

течений, ни демократии. В России тех лет появилась, как тогда

говорилось, новая общность людей — советский народ, людская

масса, искусственно ориентированная не в рыночном, а в ином

направлении и в ином духе. К 1992 г. эти массы были полно-

стью деморализованы распадом СССР, крушением КПСС и

многими результатами горбачевской перестройки. Народ мало

что понимал в происходящем, в действиях враждующих друг

с другом руководителей. Не было серьезной научной подготов-

ки реформ, а самые известные академические экономисты, как

и Горбачев, не хотели расставаться с "социалистическими цен-

ностями" и выступили в поддержку не оправдавшей себя на

практике многих стран доктрины "рыночного социализма". До

сих пор вместо слов "рынок", "конкуренция" или "частная

собственность необходима" звучат призывы к планированию,

мобилизационной экономике, фиксированным ценам, отмене

хождения доллара1.

Среди причин частичной несрабатываемости реформ от-

дельные ученые и политики справедливо называют отставание

российской общественной науки, в частности экономической.

Так, академик Т. Заславская пишет: "Определенную ответствен-

ность за это несет общественная наука, которая не смогла свое-

временно дать правильную оценку социальной направленности

происходивших перемен..."2. Бывший Председатель Совета Фе-

дерации РФ Б. Строев заметил, что "отчасти причиной тому

было отсутствие у России опыта периодической адаптации

экономики к меняющимся условиям и отставание экономи-

ческой науки"3.

На пути российских экономических реформ 90-х годов

встала хорошо организованная яростная оппозиция, объеди-

нившая нерыночные прокоммунистические силы в обществе.

Их сопротивление не было преодолено политической волей и

силой со стороны президента и других структур. В результате

реформы шли противоречиво и медленно. Не случайно после

дефолта левая оппозиция заметно укрепила свои позиции, но,

как оказалось, ненадолго.

1 См., напр.: Львов Д. Экономический манифест: будущее российской эко-

номики. М., 2000.

2 Общество и экономика. 1999. № 3—4. С. 18.

3 Там же. С. 14.

Раздел II. Переходная экономика

Выборы в Думу в декабре 1999 г. продемонстрировали ослаб-

ление левой оппозиции, нарастание влияния сторонников даль-

нейших рыночных и демократических преобразований в обще-

цивилизованном русле, т. е. по западному образцу. Избиратели

посрамили тех, кто надеялся на сдвиг России влево. В обще-

стве все больше набирало силу не столько противостояние

между левыми и правыми, красными и белыми, сколько креп-

нувшее движение за создание нормальной, работоспособной

системы институтов профессионального регулирования рыноч-

ной экономики, некоторые основы которой худо-бедно, но уже

были созданы. При этом общество все более осознавало необ-

ходимость развития рыночной экономики с учетом требований

международных стандартов.

Весной 2000 г. с приходом к власти президента В. Путина

в стране реально сложилась ситуация для проведения последо-

вательной и решительной политики экономического роста и

выхода из 20-летнего кризиса в экономике. Сегодня Россия

вновь находится на старте своего обновления, как это неодно-

кратно бывало в ее истории. Переворот в октябре 1917 г. не

просто затормозил развитие России, а отбросил ее назад, резко

ухудшив исторические перспективы.

Но теперь, в начале XXI в., впервые за многие годы появ-

ляется надежда на то, что рыночные преобразования, как и

инвестиционный процесс, антимонопольная борьба и реструк-

туризация убыточных предприятий, получат серьезную ин-

ституциональную (в том числе и государственную) поддержку.

В обществе должны вызревать условия для консолидации сил

рынка, его правовой и социальной поддержки со стороны

обновляющихся и укрепляющихся органов государственной

власти.

Администрация В. Путина не скрывает своих неолибераль-

ных и демократических взглядов, не отказывается от намере-

ния дать новую жизнь рыночным реформам и выйти наконец

из порочного круга, в котором новые начинания и надежды

сменяются отступлениями в прошлое и разочарованиями. При-

ход в стране просвещенного авторитарного правления на период

до завершения давно уже начатых, но вялотекущих реформ —

вполне вероятная перспектива на среднесрочный период. По-

хоже, что в российском обществе созрели широкомасштабные

Глава 16. Место России в мировой экономике в начале XXI в.

настроения и требования в пользу национального возрождения и

вступления страны на путь еще более глубоких экономических

и демократических преобразований.

Реальный крах социализма и коммунистической идеологии

в России требует решительной государственной поддержки

начавшихся неотрансформационных процессов. Необходимо

разработать долгосрочную стратегию социально-экономическо-

го развития страны, всемерно укреплять ее внутреннее един-

ство, не допуская даже элементов сепаратизма и распада, под-

нимать экономику Сибири и Дальнего Востока. Не следует

поддаваться настроениям нарастающего противостояния Запа-

ду, а твердо и решительно заняться внутренними проблемами

нашего собственного дома. Что для этого надо делать?

Во-первых, на какой-то период потребуются авторитар-

но-демократический режим и авторитарный лидер, которые

направят свои усилия на консолидацию групп населения и

разных политических движений. Это, кстати, соответствует рос-

сийскому менталитету, российским национальным традициям.

Во-вторых, необходимо, чтобы просвещенный авторитаризм

был цивилизованным, направленным на формирование зрелой

рыночной экономики, гибкого и эффективного производства,

основанного на высоких технологиях и отвечающего требова-

ниям XXI в. При этом весьма опасно нарушать сложившееся

равновесие в рыночных структурах и предпринимательской сре-

де, занимаясь неоправданным переделом собственности.

В-третьих, государство должно всячески поддерживать и

стимулировать инвестиционный процесс, гарантировать вкла-

ды населения в банках, защищать права собственников, бо-

роться с коррупцией и незаконным вывозом капитала из стра-

ны, всемерно помогать мелкому бизнесу, предприниматель-

ской активности и формированию нормального рыночного

менталитета в обществе.

Недавний отечественный опыт показал, что для создания

в короткие сроки цивилизованного рынка необходима созна-

тельная и целенаправленная государственная поддержка. Если

государство уходит от управления этим процессом, его место

тотчас занимают ловкие олигархи или, что хуже, криминальные

структуры, и вместо госкапитализма или капитализма свободной

конкуренции создается модель мафиозно-олигархического капи-

Раздел II. Переходная экономика

тализма. Кроме того, государство должно помочь преодолеть

тяжелое наследство социализма: гигантские монополии и про-

изводственные предприятия, уродливую структуру всей эконо-

мики, отсталые технологии, нерыночный менталитет.

Для этого необходимы правовые основы цивилизованного

хозяйствования в условиях рынка, контроль денежного обра-

щения и восполнение тех прорех, которые неизбежно оставля-

ет за собой развитие рыночных отношений, в частности,

имеются в виду прорехи в социальной сфере. Забота об укреп-

лении социальной базы реформ и доверия к ней граждан

должна целиком лежать на государстве.

Важно, чтобы государство не на словах, а на деле защищало

рыночную систему, т. е. экономические свободы, равные усло-

вия для всех участников экономической деятельности, ста-

бильные нормы хозяйствования. Только в этом случае появятся

надежный экономический рост и повышающиеся эффектив-

ность производства и благосостояние народа. Рыночная эко-

номика по своей природе нуждается в сильном государстве, но

не для восстановления централизованного планирования и

возвращения к фиксированным госценам, а для гарантии нор-

мального функционирования цивилизованного рынка (рынка

потребителя), демократии и процветания страны. Кстати,

"младореформаторы" никогда и не предлагали "убрать" госу-

дарство из экономики, а "отмирание государства", помнится,

провозглашал всерьез не кто-нибудь, а В.И. Ленин.

Либерализация цен, приватизация и политика финансовой

стабилизации осуществлялись в России на основе решений го-

сударстваEEр, государственной поддержки. Другое дело, что поли-

тическая воля президента Б.Н. Ельцина была проявлена недо-

статочно, а набравшие вдруг силу ярые противники рыночных

реформ чуть было не вернули страну в ее социалистическое

прошлое (в 1993 и 1996 гг.). Как оказалось, и российское

общество проявило неготовность к восприятию быстрых

рыночных реформ и желало постепенности и авторитаризма

в их проведении. Тем не менее уже в 1999 г. стало ясно, что

российское общество отвергло такие "ценности" программы

левой оппозиции, как реприватизация, или проведение новой

национализации, возврат к фиксированным государственным

ценам и рационированию, несвободе личности, отмене хожде-

Глава 16. Место России в мировой экономике в начале XXI в.

ния доллара, популистскому повышению зарплаты и пенсий,

ведущему к неизбежной инфляции и падению курса рубля,

противостояние во всем Западу, русский шовинизм и национа-

лизм, изоляционизм от Запада и т. п.

В начале 2000 г. в стране начали складываться основы по-

литической стабильности, появился центристский парламент,

левая оппозиция потеряла в нем большинство мест. На этой

базе логично было бы формирование цивилизованной двухпар-

тийной системы, нормальных путей дальнейшей демократиза-

ции страны и развития рыночных отношений. Новый прези-

дент страны В.В. Путин проявил способность и решимость

всячески содействовать экономическому росту и выходу Рос-

сии из исторического тупика, в котором она оказалась.

Основные направления экономической политики нового

президента России были заявлены в следующем виде:

• принятие пакета законов, формирующих законодательную

базу правового общества, защищающих права собствен-

ности, рыночные институты и демократию;

• стимулирование инвестиционного процесса для обеспече-

ния нормального экономического роста;

• проведение активной промышленной политики, включа-

ющей процедуры банкротства и антимонопольной борьбы;

• формирование эффективной финансово-банковской сис-

темы;

• активная социальная поддержка населения;

• налоговая и административная реформы;

• решительная поддержка мелкого и среднего бизнеса;

• реформа федеральной системы, включая согласование фе-

дерального и регионального законодательств;

• ликвидация теневой экономики, организованной эконо-

мической преступности, решительная борьба против вы-

воза капитала;

• постепенная интеграция российской экономики в миро-

вую экономику;

• решительная и последовательная борьба с коррупцией;

• партнерство и сотрудничество с Западом.

Но главное — приступить к утверждению в России новой

модели экономических реформ — модели, основанной не только

на сильной власти всех государственных, общественных и

Раздел II. Переходная экономика

предпринимательских институтов и структур, но и на достиг-

нутой наконец стабильности в обществе, в экономике, финан-

сах и государстве.

Основными элементами этой модели являются:

• всемерное поощрение инвестиций;

• модернизация производственного аппарата;

• укрепление рыночных институтов;

• проведение широкомасштабной инновационной политики;

• социальная ориентация результатов производства;

• укрепление территориальной целостности страны и меж-

региональных экономических связей;

• окончательное преодоление остаточного, загнивающего

большевизма;

• дальнейшее вхождение экономики России в мировые гло-

бализационные и интеграционные процессы с упором на

высокотехнологические продукты.

Таким образом, речь идет о новой экономической модели и

о новой экономике без романтики и дилетантизма. Это требует

широкого использования современных экономических знаний,

серьезного развития экономической науки в стране. Как го-

ворил В. Путин, его позиция состоит в том, "что наша страна

должна быть сильным, мощным государством, эффективным,

должна быть государством, в котором граждане Российской

Федерации и все те, кто хочет работать, сотрудничать с Росси-

ей либо жить здесь, чувствовали бы себя комфортно, чувство-

вали бы себя защищенными, чувствовали бы себя, если хотите

на простом языке, в своей тарелке всегда, чувствовали себя

психологически, морально и экономически комфортно"1.

Либеральное направление экономических реформ в России

получило дополнительную поддержку в связи с формировани-

ем правительства М. Фрадкова ко второму президентскому

сроку В. Путина. Удельный вес либералов-рыночников в этом

правительстве увеличился более чем в 2 раза по сравнению с

предыдущим правительством М. Касьянова. Но новое прави-

тельство встречает сопротивление со стороны своих коллег.

Речь не идет о левой политической оппозиции, взгляды

и стародавние "ценности"которой вполне понятны. Речь идет

1 Коммерсантъ. 2000. 7 марта.

Глава 16. Место России в мировой экономике в начале XXI в.

о российских экономистах-фундаменталистах, которые с по-

рога отвергают необходимость экономических реформ.

В февральском номере журнала "Экономист" за 2004 г.

С. Губанов писал, что нам нужен не рынок, а возврат к цент-

рализованному планированию, не приватизация, а новая на-

ционализация и восстановление "вертикально интегрирован-

ных производственных отношений". И далее: «Если назвать

вещи своими именами, надо признать: "рыночной" перспекти-

вы у российской экономики нет и не будет»1. Как видно, в

стране имеет место серьезное сопротивление курсу на модер-

низацию российской экономики.

Правда, пока нет ни программы, ни стратегии предстоя-

щего этапа проведения реформ. Более того, в обществе все

чаще выражаются опасения по поводу чрезмерности авторита-

ризма, угрозы демократическим завоеваниям. Госдума и новое

правительство стали определенно пропрезидентскими, кон-

структивная оппозиция в виде правых сил заметно ослабла, на

СМИ осуществляется давление. Как и в советские времена,

масса людей бездумно и эмоционально поддерживает "сильную

руку", имперские амбиции и т. д.

По сообщениям печати, верхние эшелоны власти наполня-

ются не интеллигентами-профессионалами, а силовиками. Со-

гласно социологическим опросам, доля людей в погонах в этих

эшелонах с 5% (в СССР) выросла до более чем 50% в наши

дни. В институте полпредов (каждый из них имеет аппарат

численностью свыше 1500 человек) доля выходцев из военных

кругов и спецслужб доходит до 70%2.

Трудно согласиться с таким положением. Чрезмерный и

длительный авторитаризм, выходящий за рамки "просвещен-

ного абсолютизма", даже как временная и очистительная мера,

опасен для общества. Обществу нужны прочные демократиче-

ские институты и правовое государство, опирающееся на эф-

фективную рыночную экономику.

Было бы ошибкой не замечать, что страны нашего ближне-

го зарубежья, страны СНГ, порой по-прежнему видят в России

своего старшего брата, который во всем обязан им помогать.

При этом главные усилия направляют на развитие отношений

1 Экономист. 2004. № 2. С. 14.

2 См.: Известия. 2004. 15 марта.

Раздел II. Переходная экономика

с Западом и часто вопреки национальным интересам России.

Торговля России с многими странами СНГ сокращается, не

работает механизм экономической интеграции. Более того, ряд

государств—членов СНГ раздирают почти непримиримые про-

тиворечия, которые они хотели бы разрешить с помощью или

за счет России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.165 сек.