Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория иерархии потребностей А.Маслоу

Виды потребностей человека.

Структура процесса удовлетворения потребностей

Потребности человека

Дизайн всегда тесно связан с экономикой.

Экономика 1) изучает способы организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления;

2) исследует как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. В экономической жизни есть три главных участника: семья, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно друг с другом, так и через рынки факторов производства (то есть ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

Фирмы и государство играют большую роль в экономике, но человек, семья – главные действующие лица экономики. Хозяйственная деятельность любой страны должна осуществляться ради удовлетворения нужд людей в конкретных благах.

Поведение людей, их решения в конкретных хозяйственных ситуациях определяют деятельность фирм, государственных организаций, рынков.

Дизайнер обязан учитывать и исследовать поведение людей, их особенности и необходим для удовлетворения потребностей человека.

Основными потребностями человека являются биологические потребности.

Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей людей (необходимость утолить голод рождает потребность в определенных видах еды). Первой задачей хозяйственной деятельности и было удовлетворение этих нужд.

К числу основных относятся потребности человека:

- в пище;

- в одежде;

- в жилье;

- в безопасности;

- в лечении при заболеваниях.

 

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой «пирамидой» или «лестницей» Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому

 

Несмотря на очевидную красоту и логичность теории иерархии потребностей, сам А.Маслоу в своих письмах отмечал, что теория, сделавшая его знаменитым, применима к пониманию потребностей человечества в целом, как философское обобщение, но никоим образом не может использоваться в отношении конкретного индивидуума.

Тем не менее, несмотря на уверенность автора в неприменимости его теории к реальным людям, теория иерархии потребностей Маслоу пережила уже тысячи (а может быть — десятки тысяч) попыток применить ее к реальной жизни в качестве основы для остроения системы мотивации и стимулирования труда. Ни одна из этих попыток не увенчалась спехом в силу индивидуальной и уникальной системы ценностей каждого человека. Действительно, голодный художник, испытывающий голод, т.е. «физиологическую потребность низшего уровня», не перестанет рисовать свои картины, т.е. удовлетворять «потребность высшего уровня». Таким образом, потребность высшего уровня не всегда является логическим (иерархическим) продолжением потребностей более низкого уровня.

Для разрешения «проблемы голодного художника» многие исследователи применяли различное выделение потребностей (мотивирующих факторов) в обособленные группы. К известным базовым теориям можно отнести:

  • «Теорию СВР» Алдерфера, разделившего потребности на потребности в существовании «С», потребности взаимосвязей «В» и потребности роста «Р». Движение между потребностями может происходить как «вверх», так и «вниз». Таким образом может быть описан «голодный художник», но для построения единой системы, применимой к реальной группе людей следует описать ценности каждого из них, что очень трудоемко. Кроме того, система ценностей человека в течение жизни меняется, и такие описания следует повторять;
  • «Теорию приобретенных потребностей» МакКелланда, выделившего три группы потребностей, приобретенных человеком с опытом — потребность в причастности, потребность в успехе и потребность во власти. Это — потребности высшего уровня, существующие параллельно и независимо друг от друга. За счет их параллельности и независимости достигается «отстройка» от иерархии, т.е. последовательности, но недостатком этой теории является ее применимость исключительно к высшему управленческому звену организации;
  • «Мотивационно — гигиеническую теорию» Герцберга, выделившего две группы факторов — «гигиенических» и «мотивирующих», что, практически, повторяет иерархичность потребностей. Кроме того, результаты воздействия гигиенических и мотивирующих факторов различны для разных индивидуумов, границы между ними размываются. Несмотря на существенный вклад в понимание мотивации, «гигиеническая теория» так и осталась чисто теоретическим вкладом в понимание специалистами основ менеджмента. Справедливости ради надо отметить, что теория Герцберга стала основой для большого количества других мотивационных теорий, которые можно обобщить термином «гигиенические».

Список теорий может быть продолжен, но, так или иначе, подавляющее большинство авторов (Адамс, Портер, Лоуренс, Врум, Лок, Гриффин, Хакмен, Олдхэм и др.) приходит к выводу, что мотивирующие факторы, потребности и ожидания существуют параллельно, не противореча друг другу, а являясь взаимным дополнением, причем для каждого индивидуума сочетание факторов мотивации и потребностей уникально. Исследователям, заинтересованным в более тщательном изучении этих теорий, следует в первую очередь обратить внимание на школу Л.С. Выготского — незаслуженно забытого крупнейшего русского психолога начала века (почему и забыт — после переворота 1917г. теории мотивации рассматривались другие), впервые выдвинувшего предположение о параллельности и независимости мотивирующих факторов. Школа Выготского продолжается его современными последователями в России, что дает надежду на развитие национальных теорий мотивации, отражающих менталитет отечественного работника.

Кроме того, потребности человека намного больше, чем просто набор условий для выживания. Ему хочется путешествовать, развлекаться, комфортной жизни, любимого занятия и т.п.

Постоянно совершенствуя способы использования экономических ресурсов, люди в основу своей хозяйственной деятельности положили два важнейших элемента: специализацию и торговлю.

Специализация имеет три уровня:

1) специализация отдельных людей;

2) специализация деятельности хозяйственных организаций;

3) специализация экономики страны в целом.

В основе всей специализации лежит специализация труда людей, которая определяется:

а)Сознательным разделением труда между людьми.

б)Обучением людей новым профессиям и навыкам.

в)Возможностью кооперации, то есть сотрудничества ради достижения общей цели.

Впервые разделение (специализация) труда возникла около 12 тысяч лет

тому назад: одни люди специализировались только на охоте, другие были скотоводами или земледельцами.

Сейчас существуют тысячи профессий, многие из которых требуют обучения

особым навыкам и приемам труда.

Почему специализация является важнейшим инструментом в хозяйственной жизни человечества?

Во-первых, люди наделены разными способностями; они по разному выполняют те или иные виды работ. Специализация дает возможность каждому человеку найти ту работу, ту профессию, где он может проявить себя с наилучшей стороны.

Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться все большей умелости в избранной для себя деятельности. А это ведет к изготовлению благ или оказанию услуг с более высоким качеством.

В – третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ

меньшее количество времени и не иметь его потерь при переходе с одного

вида работ на другой.

Таким образом, специализация является главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства необходимых им экономических благ, и прежде всего ресурса труда.

Производительность – это объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода времени.

Так, производительность труда определяется количеством изделий, которое изготовил работник за единицу времени: за час, за день, за месяц, за год.

Одним из самых значительных изобретений человечества в области специализации и разделения труда явился конвейер. Это самое могучее средство повышения производительности труда.

Создателем конвейера был Генри Форд (1863-1947), отец массового автомобилестроения, талантливый человек. Идея конвейера родилась у него после того, как созданная им компания по производству автомобилей перестала справляться с заказами, которые за один год увеличились в два раза. Тогда (весной 1913 года) в цехе сборки магнето Форд запустил первый в мире конвейер. До этого времени сборщик работал за столом, где у него был полный набор деталей. Умелый сборщик собирал за смену около 40 магнето. Теперь каждый сборщик должен был выполнить одну или две операции по сборке (то есть специализировался еще больше, чем когда он умел выполнять все операции по сборке). Это позволило сократить время на сборку одного магнето с 20 мин до 13 мин.10 сек. А после того, как Форд заменил прежний низенький стол на поднятую выше движущуюся ленту, которая задавала темп работе, время сборки сократилось до 5 минут. Производительность труда возросла в 4 раза! После внедрения принципа конвейерной сборки во всех цехах производительность труда выросла в 8,1 раза, что позволило в 1914 г. увеличить выпуск машин в 2 раза. Форд получил возможность выпускать свои машины с меньшими затратами, чем у конкурентов, продавать их дешевле и захватить рынок сбыта. Это привело к тому, что конкурентам пришлось тоже внедрить конвейер на своих предприятиях.

Благодаря специализации труда и росту производительности труда люди

пришли к переходу от случайного и нерегулярного обмена имевшимися бла –

гами к постоянной торговле ими. Произошел переход от самообеспечения, то

есть от натурального хозяйства, к получению благ, изготовленных другими

людьми. Люди постепенно убедились, что благодаря обмену благами можно

получить в свое распоряжение больше благ и сделать их более разнообразны-

ми по сравнению с их самостоятельным изготовлением. Поняв это люди стали заниматься обменом не от случая к случаю, а сделали его основой своей жизни.

Так появились товары и услуги, используемые ими для регулярного обмена.

Умение обмениваться благами – уникальная способность людей, отличающая их от других обитателей Земли. Как остроумно подметил великий шотландский экономист Адам Смит (1723 –1790г.г.): «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой.».

Регулярный обмен товарами и услугами явился основой для важнейшей сферы деятельности людей – торговли, то есть обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги.

Торговля родилась в глубокой древности, она древнее даже земледелия.

Она существовала во времена палеолита – на заре каменного века, около

30000 лет назад. Вначале торговали между собой племена, которые жили далеко друг от друга. Торговали предметами роскоши (драгоценными и отделочными камнями, пряностями, шелками, редкой древесиной и т.д.). Занимались этим странствующие купцы– арабы, фризы, евреи, саксы, а потом итальянцы.

Со временем в Европе появились торговые города: Венеция, Генуя и прибрежные города Германии – Гамбург, Штеттин, Данциг и другие.

Торговля сыграла большую роль в истории человечества. Благодаря ей

купцы пускались в плавание в поисках новых земель, где можно было добыть

дорогостоящие товары. Главной целью Колумба также были торговые интересы. Он хотел найти более короткий путь к берегам Индии, чтобы легче и дешевле везти товары в Европу. Благодаря торговле были сделаны и многие другие географические открытия, а также родилась современная промышленность. Из купеческих денег стало появляться крупное ремесленное производство, а потом мануфактуры – предвестницы заводов и фабрик.

Именно торговля объединила людей в фирмы, специализирующиеся на производстве определенных товаров.

Сочетание торговли и специализации дает возможность людям получить блага в большем объеме, в большем ассортименте и быстрее.

Если страна умело пользуется сочетанием специализации и торговли, то это приведет к:

- росту производительности труда;

- росту объема доступных благ;

- увеличению роста потребления благ людьми, соответственно росту доходов

продавцов;

- увеличению доходов от торговли, которые можно направить на развитие и

совершенствование производства и специализации труда.

Потребности людей, численность населения Земли продолжают постоянно возрастать. Прирост объема жизненных благ отстает от роста потребности

людей, несмотря на то, что они научились использовать ресурсы природы и

другие факторы производства.

За исключением небольшого числа благ – воздуха, дождя, солнечного тепла, - все остальные средства удовлетворения потребностей человечества имеются в ограниченном объеме.

Экономические ресурсы всегда ограниченны.

Ограниченность труда связана с тем, что число трудоспособных людей

любой страны строго фиксировано в любой момент времени.

По физическим и умственным способностям, люди не все пригодны для выполнения конкретных работ. Эту проблему можно частично решить путем

привлечения рабочих из других стран, переобучением и переподготовкой работников более эффективным специальностям, но это не дает моментального результата, так как требует определенного времени для их осуществления.

Ограниченность природных ресурсов определяется географией страны и наличием в ее недрах месторождений полезных ископаемых. Эту ограниченность можно снизить путем превращения ранее бесплодных почв в

сельскохозяйственные угодья.

Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны, тем, что она успела накопить. Эту ограниченность можно сократить путем строительства новых заводов, шоссе, линий газопроводов и дополнительного

изготовления оборудования. Но это требует времени и затрат.

Ограниченность предпринимательства обусловлена тем, что природа не

всех наделяет этим талантом.

Ограниченность ресурсов заставила людей принять соответствующие меры. Люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в собственность. Отдельный человек или группа людей могут:

- владеть ресурсами, то есть фактически ими обладать;

- пользоваться ресурсами, то есть использовать их по своему усмотрению для получения текущего дохода;

- распоряжаться, то есть иметь право передать их другим лицам, например продать.

Остальные люди должны уважать эти права. Закрепление ресурсов в собственности граждан позволяет им представлять эти ресурсы за плату тем, кто в них нуждается. Формы дохода от этого могут быть самыми различными и зависят от вида предоставляемых ресурсов.

Большая часть крупных состояний России (благ) связана с теневой собственностью (криминальный доступ к ресурсам и т.д.) и с постгосударственной собственностью (приватизация, земля, бюджетные средства).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. Три точки зрения дизайнера на вещь и методы их реализации | Принципы распределения благ.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.