Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 20. Защита прав потребителей




Вопросы для повторения и обсуждения

1. Назовите особенности рынка промышленных товаров.

2. Назовите особенности покупателей закупок средств производства.

3. Опишите действие стимулов и факторов на покупательское поведение организаций.

4. Охарактеризуйте основные стимулы покупательского поведения организаций.

5. Назовите основные внешние факторы, оказывающие влияние на покупателей-организации.

6. Какие организационные цели могут быть у предприятия?

7. Назовите базовые мотивы закупок промышленных товаров.

8. Как организационные ценности влияют на процесс принятия покупательских решений?

9. Назовите основные функции, типы и свойства организационных культур.

10. Какие типы отношений могут быть в организации?

11. Как проявляются статусные позиции индивида?

12. Расскажите о групповых целях в организации.

13. Какие личностные факторы влияют на покупательские решения в организациях?

1. Суверенитет покупателя

2. Консьюмеризм и его эволюция

3. Права потребителей, признанные на международном уровне

4. Законодательство Республики Беларусь о защите прав потребителей

 

1. СУВЕРЕНИТЕТ ПОКУПАТЕЛЯ

 

Основополагающей концепцией маркетинга является теория индивидуального выбора, которая практически реализуется в виде принципа суверенитета покупателя. При принятии маркетинговых решений постоянно приходится делать выбор между интересами организации и удовлетворением нужд и желаний потребителей не в ущерб общественному благосостоянию. Сторонники общественных интересов утверждают, что некоторые стороны маркетинговой деятельности вредят не только потребителям, но и обществу в целом. Это проявляется в повышении цен, навязывании покупок, продаже порой низкокачественной и опасной продукции и т.д. Так, основными причинами увеличения цен на товары они называют: большие издержки на сбыт, существенные расходы на рекламу и продвижение товаров, значительные торговые наценки.

Благосостояние общества является преимущественно результатом совпадения интересов покупателей и продавцов, которое проявляется в добровольном и конкурентном обмене.

Суверенитетпокупателя опирается на теорию индивидуального выбора (индивид сам выбирает себе вознаграждение) и означает, что покупатель независим в принятии решения о покупке. Его права на то, что покупать, у кого, где и когда неотъемлемы и должны охраняться государством, которое законодательно определяет ответственность производителя за причиненный ущерб и специальные требования относительно состава, использования и утилизации продукта.

Одним из основных в условиях рыночной экономики является принцип невмешательства государства в экономику, что предполагает свободную конкуренцию и никем не ограниченный выбор товаров потребителями.

В области экономической этики существует несколько концепций взаимоотношения личности и общества:

1) утилитаризм;

2) справедливость и честность;

3) личные права.

Концепция утилитаризма признает основной целью не интересы отдельной личности, а достижение наилучших результатов для большинства людей, общества.

Справедливость и честность в обществе предполагают справедливое распределение результатов деятельности. Правила справедливого распределения устанавливаются обычно при разработке норм и методов возмещения убытков.

Любой человек имеет определенные права,основные из которых закрепляются в конституции. Однако мораль и этика индивида должны основываться на принципе, что права других превыше собственных.

 

2. КОНСЬЮМЕРИЗМ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ

 

Консъюмеризм обычно представляют как организованное движение граждан и государственных органов за расширение прав и влияния потребителей на продавцов.

Возрождение консьюмеризма в его нынешнем понимании связывают с речью президента США Дж. Кеннеди в 1962 г., в которой он выдвинул идею закона о правах потребителей. 15 марта 1962 г. он представил Конгрессу послание «Специальное сообщение по защите интересов потребителя», в котором были провозглашены фундаментальные права потребителей: право на безопасность, право быть информированным, право выбирать и право быть услышанным. На их реализацию и защиту ориентированы правительства большинства государств мирового сообщества. Поэтому не случайно начиная с 15 марта 1983 г. отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.

Важнейшее положение консьюмеризма — в процессе экономической деятельности права потребителей абсолютны, неприкосновенны и не могут быть переуступлены. Потребители имеют право на гарантию того, что их интересы получат полное понимание при определении государственной политики.

Сегодня консьюмеризм распространился на большинство развитых стран в форме различных союзов, деятельность которых порой играет существенную роль в политике правительств. Он представлен тремя основными субъектами:

1)союзы и конфедерации потребителей;

2)государство, действующее посредством законов и механизмов регулирования;

3)бизнес, действующий через конкуренцию и саморегулирование в интересах потребителей.

Для защиты прав потребителей применяются следующие способы:

1. предупреждение (кодексы поведения, требования по предъявлению информации, подтверждение рекламных заявлений);

2. возмещение ущерба (денежное возмещение, суд или арбитраж, корректировка судебных исков);

3. наказание (изъятие полученной прибыли, штраф, возбуждение судебных исков).

В США права потребителей защищают следующие общественные организации: «Потребители за мировую торговлю», «Совет по развитию потребительской политики», «Ассоциация продуктовой безопасности» и др.

В нашей стране и в России гарантами прав потребителейявляются Гражданский кодекс и Закон «О защите прав потребителей». Созданыобщества по защите прав потребителей.

В последние десятилетия все больше о себе заявляет инвайроментализм, который Ф. Котлер определяет как организованное движение заинтересованных граждан и государственных учреждений, направленное на защиту и улучшение среды, в которой живут люди. Инвайроменталисты не выступают против маркетинга и потребления, а борются за улучшение качества жизни, под которым подразумевается не только количество и качество потребительских продуктов, но и качество окружающей среды. Они считают, что заботу об охране окружающей среды должны проявлять не только производители, но и потребители.

Первые выступления инвайроменталистов в 60-70-х гг. XX в. были связаны с резким усилением интенсивности воздействия человека на окружающую среду (открытая добыча полезных ископаемых, громадные выбросы в атмосферу вредных веществ, которые ведут к разрушению озонового слоя и вызывают кислотные дожди). В 80-х гг. XX в. многие страны Европы, США и Япония приняли ряд законов и норм, регулирующих влияние промышленности на окружающую среду. Так, автомобильная отрасль должна была снабдить машины оборудованием для контроля выбросов, а впоследствии перейти на использование двигателей, которые уменьшают удельные выбросы в атмосферу вредных веществ. Появился в Европе стандарт двигателей по выбросам — Евро-1. В настоящее время есть уже двигатели Евро-4 и 5. Нефтеперерабатывающая отрасль вынуждена была создать сорта бензина без содержания цинка.

В настоящее время все больше предприятий пытаются получить прибыль, не причиняя вреда окружающей среде, путем внедрения концепции экологической устойчивости. Предотвращение загрязнения означает отсутствие или минимизацию количества отходов до того момента, как они появляются. Многие компании начали производить упаковку, поддающуюся переработке или биологическому разложению, усовершенствованы методы контроля загрязнения. Современные технологии ориентированы на более экономичное и экологически безопасное производство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.